Французский издатель Albert Quantin (1850−1933) в 1900 году опубликовал книгу по материалам Всемирной выставки в Париже (Exposition Universelle Paris 1900). Там нашлась фотография керамического иконостаса по проекту Виктора Васнецова, роскошно украшенного серебром с эмалью. Albert Quantin (1850−1933) сообщает, что иконостас был изготовлен в мастерской Павла Овчинникова.
Есть возможность рассмотреть это великолепие.
Пояснительный текст к фото и обложка книги:
Считается, что именно этот иконостас, демонстрировавшийся на Всемирной выставке в Париже и удостоенный высокой награды, по завершении выставки был выкуплен и преподнесён в дар православному храму Святого Владимира в Марианских Лазнях, принадлежащему Чешской православной церкви. На тот момент времени храм принадлежал Русской православной церкви.
Фото аукционное. Пояснение на почтовой открытке действительно подтверждает информацию о Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Иконостас называют фарфоровым, фаянсовым, керамическим, но главное, что речь идёт об иконостасе по проекту Васнецова. Подобных иконостасов было несколько. К примеру, в Петербурге. Даже по расположению росписи видно, что он соответствует представленному в Париже в 1900 году.
Фото из сети, источники нет возможности проверить, но дореформенным подписям вполне можно доверять.
Отзыв с сайта tripadvisor.ru:
«...уникальный керамический иконостас. Сделан он майоликовых плит, богато украшенных росписью и покрытых глазурью. Составленные вместе, они образуют отделяющую алтарь в храме стену, на которой находятся многочисленные иконы, написанные на оловянных досках. Это работы известного московского иконописца Пашкова. В целом, вся эта уникальная композиция предстает в виде храма с куполами и крестами». Сообщается также, что преподнес храму столь щедрый подарок полковник Пётр Рыковский.
Но кто же изготовил эту красоту? Я склонна прислушаться к информации, опубликованной в книге непосредственного посетителя парижской выставки: Albert Quantin (1850−1933) называет имя Овчинникова. Павел Акимович Овчинников (1830−1888) - русский фабрикант, один из основателей русской национальной ювелирной школы и возродитель русского стиля в ювелирных изделиях. Ювелирное производство Овчинникова славилось своими работами. С 1865 года предприятие имело высочайший статус «придворной мастерской». В 1872 году Овчинникову присваивается звание «поставщика Двора Его Императорского Величества», с правом клеймения двуглавым орлом. В 1881 и 1896 годах статус придворного поставщика был подтвержден. К 1900-му году дела вели его сыновья, но стиль работ узнаваем - там, где серебро с эмалью. А оплатил работу, вероятно, русский меценат Нечаев-Мальцов (1834-1913).
Фотографии с сайта tripadvisor.ru, спасибо путешественникам.
Живописные вставки в «маковках» церковного иконостаса не совпадают с вариантом на выставке в Париже (возможно, один из сюжетов заменен?).
Я было подумала, что иконостас находился в «Русской деревне»:
Всемирная выставка в Париже 1900 г. Русский павильон Но всё ещё интереснее. Цитата из книги «Всемирная парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях» М.А. Орлов (1900):
«Въ одномъ изъ зданій площади Инвалидовъ огромная толпа всегда стоитъ передъ картою Франціи, исполненною въ Екатеринбурге изъ уральскихъ драгоцѣнныхъ каменьевъ. Этотъ даръ Франціи Государя Императора былъ въ свое время описанъ во всѣхъ русскихъ газетахъ. Напомнимъ здѣсь о ней лишь въ главныхъ чертахъ. Карта вдѣлана въ раму изъ сѣрой яшмы и имѣетъ видъ квадрата въ 1 1/2 аршина ширины и длины. Окружающее Францію море представлено пластинками свѣтло-сѣраго мрамора, а отдѣльные департаменты яшмами разнаго цвѣта. На картѣ обозначено 106 городовъ Франціи. Парижь обозначенъ большимъ рубиномъ, Гавръ-изумрудомъ, Руань - санфиромъ, Лилль -фенакитомъ, Реймсъ - хризолитомъ, Ліонъ - турмалиномъ, Нантъ - бериломъ, Бордо - аквамариномъ, Марсель - изумрудомъ, Ницца - гіацинтомъ, Шербургъ - александритомъ, Тулонъ - хризобериломъ. Прочіе города означены аметисами, турмалинами и горнымъ хрусталемъ. Названія городовъ начертаны золотомъ, рѣки обозначены вкрапленными въ яшму платиновыми жилками.
Тутъ же около карты публика любуется на русскіе образа, особенно на иконостасъ изъ серебра съ эмалью, сдѣланный по проекту Васнецова».
Уточняющая информация по поводу изготовителей иконостаса (см. обсуждение в комментариях).
Об этом иконостасе с выставки упоминается на разных сайтах:
«Сделан иконостас был на фаянсовом заводе села Кузнецово, где с 1895 года было налажено их массовое производство (Товарищество М. С. Кузнецова)...Иконостас для выставки был создан совместными усилиями иконописца Пашкова из Москвы, художника С.В.Краснощекова, скульптора Н.В.Анненского (по другим источникам Анесенко) и точильщика С.И.Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса было использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски». © Статья «Парижская слава Кузнецово»
Однако, на самой выставке прежде всего называли имя Павла Овчинникова, то есть обращалось внимание на работы по серебру с эмалью. Это иконостас фаянсово-эмалевый.
Интересно! Рассказ о карте Франции из уральских самоцветов напомнил историю о карте СССР. Какие-то фотографии есть в сети, но разобраться сложно (что там стало после реставрации?). Карта СССР из драгоценных камней находится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени академика Ф. Н. Чернышева (ЦНИГР) на Среднем проспекте Васильевского острова.
Карта СССР была создана в 1937 году. Техника исполнения: флорентийская и русская мозаика, резьба по камню, огранка, ювелирные работы, позолота, лепные работы. Изумруды, рубины, александриты, опалы, топазы, аквамарины, яшма, горный хрусталь и т. д. Параллели, меридианы и географические названия выполнены из серебра. Общий вес: 3,5 тонны. Площадь: 26,6 кв.м. Масштаб карты СССР - 1:1500000 (в 1 см 15 км).
Карта Франции с парижской выставки 1900 года сохранилась.
Карта Франции из драгоценных камнях, подаренная Николаем II Франции. Экспонировалась на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Местонахождение: Компьенский дворец - дворец французских королей в городе Компьень. Расположен в 75 километрах к северо-северо-востоку от Парижа.
1900/2013 фото из википедии см. статью: Carte de France en pierres précieuses.
Об экспонатах Всемирной выставки в Париже 1900:
Всемирная выставка в Париже 1900 Немецкий дом. Скульптура орел и дракон. Резная деревянная лестница. Елена Поленова панно «Иванушка-дурачок» Вышивка Всемирная выставка в Париже 1900 г. Русский павильон Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Бенуа. Часть 2. Вышивка «Сикстинская Мадонна» Работу выполнила Klara Groche. Немецкий фарфор на выставке в Париже в 1900 году, фотографии:
https://n-dank.livejournal.com/208809.html