В теме о русских балеринах упомянула имя немецкого мастера Петера Странга. Хочу обратить внимание на его статуэтку «Коллекционер», созданную после просмотра художественного фильма «Утц» («UTZ») в 1992 году. Именно на фильм хотелось бы обратить внимание.
Это экспонат музея при Мейсенской фарфоровой мануфактуре, но такие фигурки (высотой 36 см) в любое время можно приобрести по цене 14.500,00 €
Peter Strang «Der Sammler» (1992)
Скульптура изображает страстного коллекционера барона фон Утца с фигурками из «Комедии дель арте», созданными знаменитым немецким мастером Иоганном Иоахимом Кендлером (1706-1775) для фарфоровой фабрики Мейсена. Сам персонаж представляет немецкого актера Армина Мюллера-Шталя, который исполняет в фильме главную роль. Петер Странг создал фарфоровую фигурку, впечатлившись просмотром фильма «Утц». Позднее Странг преподнес фигурку в дар полюбившемуся актёру.
В руках у коллекционера фигурка арлекина, смоделированного Кендлером.
Фото из сети.
Кадр из фильма:
«Утц» - британский драматический фильм 1992 года режиссёра Джорджа Слейзера, основанный на романе английского журналиста и писателя Брюса Чатвина «Утц» - Bruce Chatwin «UTZ». Праобразом коллекционера Утца в книге и в фильме послужил пражский коллекционер фарфора Rudolf Just (1895-1972). Рудольф Юст считался владельцем крупнейшей коллекции майсенского фарфора. Чатвин был не только журналистом, продолжительное время он работал экспертом по импрессионизму и составителем каталогов в аукционном доме Sotheby’s. В 1966 году Чатвин посетил Прагу и познакомился с коллекционером Рудольфом Юстом. Всё так тонко, хрупко и трагично. Встреча в Праге легла в основу романа. Роман Чатвина «Утц» был опубликован в 1988 году, в следующем году автор умер от СПИДа.
Интересно почитать о самом коллекционере Рудольфе Юсте. Во время Первой мировой войны Юст служил кавалерийским офицером, в результате сложившихся обстоятельств ему пришлось отказаться от юридического образования. В Первой чешской республике (1918-1938) Юст работал менеджером на обувной фабрике, затем работал в текстильном секторе и заработал состояние. Коллекционировать он начал рано, вероятно, в начале 1920-х годов, вдохновленный статуэтками своей бабушки. К счастью, коллекция фарфора пережила артиллерийские обстрелы и бомбёжки во время Второй мировой войны. В конце 1944 года Юста интернировали, он смог сбежать из лагеря, добраться до Праги и отсидеться в своей квартире благодаря помощи верной домработницы. Чудом ему удалось сберечь свою коллекцию во времена Третьего рейха. Пережить трудные годы войны удалось и жене Юста, у супругов родился сын. При коммунистическом режиме в Чехословакии, как сообщает немецкий историк искусства Werner Busch, Юсту пришлось ютиться со своей коллекцией в крохотной двухкомнатной квартирке в Праге. В советский период путем компромиссов с власть предержащими Рудольфу Юсту удавалось сохранить свою коллекцию, насчитывающую более 1000 экземпляров мейсенских фарфоровых фигурок, хотя она и вызывала самое пристальное внимание властей (Begehrlichkeiten). Коммунистическое правительство разрешило ему, как ценному специалисту-исследователю и опытному коллекционеру, раз в год выезжать на курортное лечение в западную страну. Юст выехал в Виши. Однако, после нескольких недель пребывания в Виши, капиталистическая жизнь на Западе, как отмечает Werner Busch, стала для Юста невыносима (unerträglich) и он возжелал вернуться в Прагу, понимая, что там подвергнется дальнейшему давлению. Чем не приглянулась Юсту капиталистическая жизнь, Werner Busch не уточняет, но фраза интересная. Благодаря поездкам на Запад Юст не только приобретал новые экспонаты, но и вывозил фарфоровые фигурки и оставлял их на хранение в банке, создавая вторую коллекцию на Западе. Юст происходил из богатой семьи и был весьма состоятельным человеком, к примеру, продажа земли в Судетской области принесла ему достаточно солидный капитал, чтобы он мог «конкурировать с Ротшильдами» на аукционах. В 1962 году его обвинили в спекулянстве, так как он покупал и продавал антиквариат с целью получения прибыли. Юст обратился к директору Мейсенской фарфоровой мануфактуры и попросил помощи, предоставив письменные доказательства своего научного интереса. В его защиту выступили различные специалисты. В конечном итоге коллекция осталась у Юста, но была каталогизирована государственными органами. Юст взял на себя обязательство передать коллекцию государству после своей смерти.
Оставшемуся вдовцом в 1966 году Юсту грозила потеря права оставаться в своей квартире, тогда он женился на своей домработнице и таким образом сохранил право на квартиру («старый Арлекин нашел свою Коломбину» - W.B.) В этот период времени Чатвин посетил Прагу и познакомился с коллекционером лично. Чатвин общался с Юстом всего несколько часов, и даже не был уверен, что смог внимательно осмотреть коллекцию мейсенских фарфоровых фигурок, но, впечатления от этой короткой встречи прославили автора нашумевшей книги. И в итоге нашли своё отражение в мейсенском фарфоре. Статуэтка «Der Sammler» работы Стронга очень хороша.
В поставленном по книге Чатвина фильме 1992 года сцены с коллекцией показаны очень трогательно, высокохудожественно, лирично. Прекрасная музыка, узнаваемый мейсенский фарфор крупным планом, бесподобна игра Армина Мюллера-Шталя. На youtube есть несколько фрагментов.
В фильме момент каталогизации показан подробнейшим образом. Просто на 5+ Невольно напрашивается параллель с любимой сценой: визит Швондера к профессору Преображенскому. Владимир Бортко имел неоспоримое преимущество, кожанки куда инфернальнее белых воротничков 1960-ых. Но каков подбор актёров, залюбуешься. Жирный бутерброд сопровождающего (он его в кармане принес, не иначе). Милое косоглазие криворукой фотографини, которая разбивает ценный экспонат. Но не надо волноваться, разбитую фигурку не занесут в каталог, о чем Юсту и сообщается. Госорганы, они такие, жадные, загребущие, имеющие отталкивающую внешность и манеры, тем заметнее типаж каждого на фоне такого обаятельного коллекционера.
Когда Чатвин в конце жизни писал свой роман, о местонахождении коллекции Юста ничего не было известно. В романе остаётся неясным, что же случилось с коллекцией после смерти Утца-Юста, за которой последовал и скорый уход его сына. Коллекция таинственным образом исчезла. По сюжету книги рассказчик, обладающий многими чертами Чатвина, предполагает, что фарфор был разбит самим Утцем или же домработницей Мартой и отправлен в мусор. В фильме молчаливая Марта разбивает одну фигурку за другой по просьбе умирающего Утца. Трагичная сцена, преисполненная ...не знаю чего, но чего-то важного, может быть даже героического. Коллекционер уходит в лучший мир вместе со своей коллекцией.
В реальности судьба коллекции выглядела иначе. Историк искусства Werner Busch рассказывает, что после долгих поисков всё же удалось разыскать невестку коллекционера и её сына. В Братиславе, в крохотной социальной квартирке, они хранили экспонаты знаменитой коллекции под диваном в бельевых корзинах и коробках. 11 декабря 2001 г. на аукционе Sotheby's состоялась распродажа значительной части коллекции. Речь шла не только о фарфоровых статуэтках, но и о коллекции золотых монет и т. д. Нашелся у родственников и ключ от женевского сейфа. Одни только золотые монеты были проданы на аукционе за 631.190 долларов. Мейсенские вазы в стиле «какиемон», датируемые ок. 1740 года, проданы за 156.321 доллар. В 2007 году была продана ещё одна часть коллекции и т. д. Данные и цифры позаимствованы мною из статьи Вернера Буша.
Сцена с каталогизацией.
Click to view
Вероятно, чтобы проникнуться и разобраться, нужно посмотреть фильм «Утц» целиком, а не только отрывки. Отрывки не вызвали у меня сочувствия или симпатии к Утцу, скорее наоборот. Сцена с каталогизаторами просто позорна, манипулятивна. Передать коллекцию государству? Музею? Вот таким вот людям в руки? Как можно! Поэтому и разлетается фарфор на мелкие осколки в конце фильма. Вдребезги.
Однако, сегодня дарителей в европейских, в немецких СМИ принятно превозносить до небес, отдавая должное их щедрости и вложенному труду. Вот буквально «на днях» рассказывала о коллекции изделий из слоновой кости в музее Либигхаус во Франкфурте, подаренной музею коллекционером Райнером Винклером (1925-2020). И эта благодарность общества справедлива. Кроме всего прочего, передав коллекцию музею, коллекционер обеспечивает её сохранность, во всех смыслах. В 2019-ом году Музей Висбадена представил коллекцию Фердинанда Вольфганга Несса - Ferdinand Wolfgang Neess collection - одну из самых значительных европейских частных коллекций модерна и символизма. Эта коллекция, собиравшаяся на протяжении более 40 лет, была передана в дар музею в марте 2017 года. Коллекция насчитывает около 700 предметов. Приводила фотографии подсвечников в виде нимф с цветами из этой коллекции.
Поискала статьи о коллекционерах в советское время. Почему-то пишут в основном о том, что подбор коллекций в советское время носил подпольный характер, общение в узком кругу. Но коллекционеров было множество, коллекциями гордились, коллекционеры сотрудничали с музеями, как это сейчас распространено в Европе (частные картины и скульптура экспонируются в музеях годами). Были очень дорогие и значимые коллекции даже в СССР, не говоря уже о странах Восточной Европы. Вот так представлен советский музейный работник и коллекционер Феликс Вишневский (1902-1978) и его коллекция в журнале Декоративное искусство СССР 1965-1966 г.г. Они просто ровесники с Юстом, но какая разная судьба.