Русский живописец Павел Андреевич Федотов (1815, Москва - 1852, Санкт-Петербург). По книге Ф.И. Булгакова «Павелъ Андреевичъ Федотовъ и его произведенiя художественныя и литературныя» С.-Петербургъ, 1893. Типографiя А.С. Суворина.
Русский музей. Фото 2017 года.
Русский писатель, издатель и искусствовед Фёдор Ильич Булгаков (1852-1908) в предисловии книги рассказывает о том, насколько стремительной и краткой была карьера Павла Фёдотова как живописца:
«Художническую карьеру П. А. Федотов началь поздно. Тут мешали ему отчасти служба - десять лет он пробыл офицером л.-гв. Финляндского полка, - а частью его сомнения в наличности действительного таланта. На самом деле он был высокоталантливой артистической натурой, обладавшей дарованием не только к живописи, но к литературе и музыке. При этой артистической разносторонности он отличался выдающимся умом и благородной душой. Однако, влечение все-таки взяло своё. В 1844 г. он
вышел в отставку и посвятилъ себя живописи, являя собою пример редкостного трудолюбия и добросовестности. Но прежде чем решиться на это, Федотов тщательно проверил свою пригодность к делу искусства. Его акварельные рисунки были одобрены многими знатоками. Портреты он рисоваль быстро, и они отличались разительным сходством. Огромная способность к сочинению сказывалась в самом легком наброске его. В живописи его направление определилось не сразу. Сперва он работал под руководством баталиста профессора Зауервейда, усердно изучал анатомию лошади и помышлял сделаться живописцем военных сцен. Но уже тогда он чаще всего рисовал сюжеты нравственно-сатирические и воспроизводил сцены из доступной его наблюдательности общественной жизни Петербурга и Москвы, которую знал с детства, как её уроженец и воспитанник московского кадетского корпуса, да и военную живопись он понимал по-своему, и так называемых баталических картин рисовать никогда не готовился. Его нисколько не соблазняли какие-либо эфектные сюжеты. Наблюдательность его стремилась проникнуть как бы в самую глубь души человеческой, останавливаясь перед тем, что отзывалось или драматичностью, или комизмом.
В 1847 г. он впервые решился заявить себя перед публикой. На выставке в Академии Художеств появились его две картины - «Свежий кавалер» (в каталоге именовалась «После пирушки») и «Разборчивая невеста» ( «Горбатый жених» ), а через год к этим картинам прибавилась третья - «Сватовство майора», положившая начало славы её автора. Шумный успех «Майора» мог вполне рассеять всякие сомнения П. А. насчет недостаточности таланта, и Федотов стал работать еще более деятельно и усиленно. По свидетельству его близких людей, он работал так, что даже смотреть было страшно- утром, вечером, ночью, при лампах, при солнечном свете, живя в холоде и впроголодь, не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха. Этот неутомимый и изнуряющий труд, при постоянном напряжении мысли и творческой фантазии, при бедности и всякого рода лишениях, при заботах о любимом престарелом отце с его бедной семьей, скоро в конец подорвали крепкое здоровье П. А.. Весной 1852 г. он заболел душевным недугом, а 14 ноября того же года его не стало. Такова вкратце художническая карьера этого замечательного человека».
Третьяковская галерея.
Вариант в Третьяковке мне нравится больше, я его знаю лучше, поскольку с детства любила перелистовать вот эту книгу, издания 1950-х. Для меня картины из Третьяковки порой ближе, чем из Русского музея, хотя в Третьяковке я была толком всего один раз, а в Русский музей мы в школе ходили с класса шестого, а потом сочинения по картинам писали.
Третьяковская галерея. «Сватовство майора», 1848 год.
Русский музей. Датировка 1850/52 год.
Перед зрителем разворачивается театральная сцена. Мезальянс, брак по расчету: «майор толстый бравый карман дырявый» женится на дочери богатого купца/торговца из-за её приданого, а отец невесты желает стать тестем дворянина. Чтобы отпраздновать этот день, невеста облачилась в белое шёлковое платье с глубоким декольте в соответствии с традициями французской моды. Семейство в гостиной с сердечным трепетом ожидало прихода высокого гостя. И вот открывается дверь, входит наряженная в дорогой парчовый шугай сваха и объявляет: «Жених изволит пожаловать». Дочь, стыдливо покраснев, вскакивает и хочет убежать, но мать удерживает её за платье. Отец в волнении не сладит с сюртуком, пытается застягнуть, потому как нараспашку встречать гостя неучтиво. Слуги спешат принести закуску, кулебяку несут и заморские вина первейших сортов и «самое панское, сиречь шампанское на подносе на стуле стоит». Через оставшуюся приоткрытой дверь в другую комнату видна фигура немолодого жениха, который смотрится в зеркало и лихо подкручивает усы.
Федотов написал к картине стихи, в стихах художник раскрыл предысторию и подробно описал своих персонажей через рассуждения майора.
Дожидавшийся десять лет и потерявший надежду стать полковником жених рассказывает о своих неудачах на ученьях и на смотру:
- Ждал схватить иль чин иль крест, а попался под арест!
- Хуже ж всех годов мне это / было нынешнее лето.
Больше ль знает Пятогреев?
Иль умней меня Михеев?
Ха, ха, ха, или Рубцов?
Уж глупейший из глупцов,
А Зубанов с красной рожей,
На говядину похожей,
А Биршнапс, а Муано?
Все полковники давно,
Все с полками набивают,
Чай, карман, да поживают,
Как царьки, один лишь я...
Просто дрянь судьба моя!
Майор подумывает не оставить ли ему службу, не перейти ли в статские советники:
Я ж к бумагам не привык,
Что ж я буду за начальник?
Мне любой столоначальник
Завернет везде ковык.
По неволе всякой мошке
Поклонись чернильной в ножки,
А не то тебя под суд
Эти мошки упекут.
В размышлениях майора вырисовывается общая печальная картина взяточничества и казнокрадства:
Впрочем, есть и там места,
На которых и спроста,
Без особенной науки,
Можно греть порядком руки.
Не об жалованьи речь,
Совесть можно сбросить с плеч!
Не такие нынче годы!
Говорится про доходы.
Например, комиссарьят,
Или провиантский штат,
Иль полиция, таможня:
Вот уж говорят, там можно,
Только с прочими делись,
А иначе берегись...
Прах возьми! Да я б делился,
Да и сам бы понажился.
Ах, эти майоровы мечты о доходном уютном местечке:
Вот к такому бы местечку
Приютиться человечку.
Славно б! Кто ж добру не рад!
Только вот что говорят:
Что туда без денег вряд
Попадешь...подсунуть надо
Да ведь как исчадья ада,
Ведь нельзя сказать берут:
Чисто начисто дерут.
Есть просто расчудесные запоминающиеся строки у Федотова, напоминающие ярмарочные народные потешки:
- Поглядишь, барчата все / бойко мелят по франсе.
- У казны ж не грех украсть / есть кому её накласть.
И приходит светлая мысль в голову майора о богатом приданом в миллион, вот как у за дочерью купца-старовера Кулькова.
Но постой! Надежды луч
Не совсем угас покуда,
Не совсем ещё мне худо -
Дай-ка я за ум возьмусь,
Почему я не женюсь?
Да, женюсь, и на богатой,
Дам щелчка судьбе рогатой.
Право, нечего зевать,
Надо сваху засылать,
А потом принарядиться
Поновей понадушиться,
Можно и духов достать
И помады хоть у франтов,
У бригадных адъютантов
Взять у них же орденок,
Да батистовый платок.
Да часы на случай: с дочкой
Коль придется говорить,
Пальцем баловать с цепочкой
И носочком такту бить:
Шарф надеть, позвонче шторы,
Да, поднявши плечи, грудь,
Эполетами тряхнуть,
Да погромче в разговоры
Посмотрю я, какъ тогда
Мне откажет борода!
С бородой в сибирках тести -
Деньги есть, так ищут чести.
Сибирка ― синий или чёрный длиннополый из толстого сукна сюртук/кафтан. Для купца иметь в зятьях почетного гражданина (дворянина) означало иметь большие льготы в торговом деле.
― Слухи ходят о невесте / таковы, что ей не к чести.
О дочери купца Кулькова ходят разные слухи, которые распускал известный лгун и хвастун подпоручик Курозвонов, уверявший, что к нему приходила сваха, и что веснушчатая и глупая дочь Кулькова в него, Курозвонова, влюблена:
И аза в глаза не знает,
Книгу в руки забирает
Вверх ногами, как подашь,
И по всякой «Отче наш»
«Богородицу» читает
По складам, не жди конца.
Кличет «тятенькой» отца,
Словом, словом просто дура,
На невест карикатура....
Плут Курозвонов, у которого «мундир уж был в закладе», нашему майору конкурент, шельмует его майор без сожалений и сообщает, что купец Кульков Курозвонова прогнал со скандалом. Хоть не славится невеста красою «так в красе и толку нет», ведь даже самая-пресамая раскрасавица становится похожа на ровесниц к сорока годам:
― Все равны, а той лишь честь, у которой деньги есть.
Майор в срочном порядке посылает денщика Сидора за свахой Поликарповной (бывшей деревенской пряхой) и велит себя перед свахой всячески нахваливать, мол: «майор ещё покуда, но чрез год он худо-худо будет полный генерал», что вот-вот умрет майоров пребогатый дядюшка, что добр майор к своим солдатам, не пьёт, не курит, карт в руки не берёт, скромен, богомолен, в обхождении ласков и прост:
Что, мол, добр, солдат как учит ―
Он не бьет их и не мучит,
Что и сам, мол, я пока
В жизнь не слышал "дурака".
Хоть под левым глазом сине
У тебя, да сам, разиня,
Напросился на кулак ―
Ты сапог мне подал как?
Ну, уж с этим разом баста,
Помиримся. Только глаз-то
Чем-нибудь затри, закрась,
В лазарет зайди. На мазь
В счет поставь пятиалтынник...
Перед зрителем не просто картина ― настоящая театральная пьеса.
― Понял, Сидор, ну, смотри, бабе ты очки вотри.
По словам Фёдора Булгакова, рукопись ходила по рукам и вызывала восторг.
Цитата из википедии:
«В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях».
Ещё один дополненный вариант концовки к картине «Сватовством майора». Здесь есть строки о картинах на стене и о кошке, намывающей в дом гостей. Стихи свои Федотов называл «рацея» - (лат.) назидательное, длинное наставление/рассуждение.
О том, как тщательно Федотов подбирал аксессуары и натурщиков для написания картины «Сватовство майора», можно прочитать в воспоминаниях писателя и литературного критика Александра Васильевича Дружинина (1824, Санкт-Петербург - 1864, там же):
Дружинин был знаком с Федотовым с 1838 года (ему на тот момент времени было 12-13 лет, а Федотову, тогда ещё молоденькому красивому офицеру, 23). Вот так Дружинин описывает неунывающий характер Павла Андреевича и трудные условия работы с 1844 по 1848, до момента получения всеобщего признания:
Так Дружинин описывает получившую широкое признание и прославившую имя художника выставку в петербургской Академии в 1848 году:
Отрывок о работе Федотова над картиной «Вдовушка»
Интереснейший отрывок о литературных предпочтениях Павла Федотова
**
В 1844-1846 годах Федотов создает восемь жанровых сцен в технике сепии. Художник считал их эскизами, предполагая выполнить по эскизам живописные произведения. Но успел он написать лишь одну из картин, сюжетно повторяющая сепию - «Свежий кавалер». В 1850 году она и семь сепий экспонировались на выставке в Москве. Тогда же в журнале «Москвитянин» были опубликованы описания работ, составленные самим художником.
«Свежий кавалер» - первая работа Федотова, датируемая 1846 годом. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Всё, что вызывало отклик в душе художника, изображалось им с удивительным мастерством, с простодушным юмором или горьким сарказмом, в характернейших сценах, преисполненных тонкой наблюдательности и глубокой иронии. Рисунки Федотова увидел знаменитый баснописец И.А. Крылов, который посоветовал ему развиваться дальше в этом направлении. Начинающий художник долго трудился над картиной «Свежий кавалер». «Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев», - записал Федотов в дневнике. На картине изображен бедный чиновник, получивший государственную награду и почувствовавший себя настоящим триумфатором. Виновник торжества красуется перед кухаркой своим первым орденом: «стоит посреди своей жалкой обстановки и беспорядка в позе античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги, и с папильотками в волосах вместо лаврового венка».
Орден - событие в жизни чиновника весьма значимое. Цитата из википедии:
«До 1845 года в Российской империи награждение чиновника любым орденом давало потомственное дворянство, а значит, намного повышало социальный статус и было для многих предметом вожделения. Чтобы ограничить расширение высшего сословия, правительство с июля 1845 года даже прекратило награждение низшими степенями ордена Св. Станислава».
Можно почитать очень краткое авторское описание сюжетов, опубликованное в издании Булкакова.
Названия картины: «Свежий кавалер» / «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки».
Разглядеть фигуру одного из давешних гостей-собутыльников под столом не так-то просто даже на картине, на сепии ещё сложнее.
Цитата: In den hauptstädtischen Kreisen machte das Bild ungeheures Aufsehen; solche Kühnheit, über kaiserliche Auszeichnungen zu spotten, war unerhört. © Geschichte der Malerei im XIX. Jahrhundert.3 Richard Muther, 1894
Картина вызвала огромный резонанс в столичных кругах; подобная дерзость издеваться/насмехаться над императорскими наградами была неслыханной. При изготовлении литографий цензоры заставили изменить название на безобидное: «Последствия пирушки».
Ещё несколько моментов о сепии Федотова «Первое утро обманутого молодого» из книги Geschichte der Malerei im XIX. Jahrhundert.3 Richard Muther, 1894:
Молодой человек думал, что женится на невинной, богатой девушке, имеющей хорошо обставленную квартиру (eine complete Hauseinrichtung), но уже наутро появляется пристав и забирает всё. Молодая женщина стоит на коленях и молит о прощении, а через дверь видно, как свекровь откручивает шею голубю в спальне и капает его кровь на кровать молодоженов (Schwiegermutter...im Schlafzimmer einem Täubchen den Hals umdreht und sein Blut auf die Lagerstätte der Neuvermählten träufelt).
Пояснение на немецком о няне/свекрови демонстрирует адаптированость авторского пояснительного текста в соответствии с цензурой. В действительности няня/свекровь не просто «оправляет постель новобрачных», в руках у пожилой женщины птичка и нож.
Как же хороша фраза: «Няня! которого ты Васю больше любишь? Меня, или брыську»
Лошадь мимо проходила и попала в «кадр». Выражение на морде бесподобное.
Мнение искусствоведа Андрея Ивановича Сомова (1830- 1909):
Федотов не имел ни учеников, ни непосредственных последователей, - говорит А. И. Сомов. Но он открыл новую, никем до него еще нетронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, показал пример удачной её разработки и оставил её в наследие возникшим после него талантам. Не будь Федотова, навряд ли наше искусство обратилось бы так скоро и решительно от школьных, измышленных, чуждых общественного интереса задач к изучению современнаго быта, к обличению его недостатков, к указанию на светлые стороны русской жизни. Без Федотова ещё долго, быть может, не гордилась бы наша художественная школа такими произведениями, каковы труды Перова, Прянишникова, Трутовского, Чернышева, В. Маковского и многих других жанристов. В этом отношении заслуги Федотова и его право на благодарную память потомства огромные.
Гоголь в живописи.
«Критический подход к изображению действительности во многом объединял творчество Н.В. Гоголя и П.А. Федотова. Их творчество привело к победе нового направления в искусстве - критического реализма, основоположником которого в литературе был Гоголь, а в живописи - Федотов, которого в России стали называть «Гоголем в живописи». Подобно Н.В. Гоголю в литературе, Федотов в своих картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» выставил напоказ нравы современного общества, его лицемерие и неискренность, алчность и тунеядство, скудость духовных интересов...Картины П. А. Федотова нередко называют литературными. Литературной точкой зрения на живопись художник был обязан И.А. Крылову, который восхищался жизненностью его карикатур. Ободрённый советами великого баснописца, Федотов на своих холстах стремился «поучать обличая». Его картины, по словам художника и историка живописи А.Н. Бенуа, полны «нравоучительных намеков, смешных сплетений и уморительных эпизодов».»
Источник: «Бытовая живопись на уроках литературы» профессор Евгений Николаевич Колокольцев
Нашла интересный отрывок из обзора российских статистических и научных сообщений, изданного в Петербурге в 1872 году:
В тексте 1872 года сообщается о том, что картины Федотова достигли в живописи того, чего достигли произведения Гоголя в русской литературе. В частности, именно мелкого чиновника Федотов умел изображать с непревзойденным остроумием, нередко с язвительной сатирой. Сообщается о том, что работы Федотова находятся в музее в Москве, большое количество остроумных этюдов в частных коллекциях. В Академии в Петербурге, к сожалению, нет ни одной его картины.
В издании Zeitschrift für bildende Kunst. 6. 1895 в разделе VON RUSSISCHER KUNST перечисляются имена известных русских художников:
Meister wie F. A. Fedotow, den Gogol unter den Malern ( 1816 bis 1852 ) ...
Такие мастера, как Ф.А. Федотов, Гоголь среди художников...