Карл Брюллов. Картины «Последний день Помпеи», «Осада Пскова» и др.

Nov 10, 2022 17:01

Русский художник Карл Брюллов (1799-1852).
Портрет княгини Е. П. Салтыковой, 1841, Брюллов 1841. Холст, масло. 200 х 142 см Государственный Русский музей. Фото 2017 г.



Тема о Брюллове, несколько историй из жизни и рассказ о картинах по материалам изданий XIX столетия.


«Материалы для истории художеств в России Николая Рамазанова» 1863 год.
Николай Александрович Рамазанов (1817-1867) - русский скульптор, художник, литератор, историк искусства, профессор, академик Императорской Академии Художеств.

Хотелось сохранить цитаты:
«Брюллов говорил о Рембранте, что он похитил солнечный луч. Мы теперь можем сказать тоже о самом Брюллове; присутствие света и воздуха в большей части его картин порази­тельно».

«Увлекательной красоты Вирсавия, с прислужницею своей арабкою; картина эта, которая, в минуту недовольства художника своим трудом, была прорвана пущенным в нее сапогом, приобретена, в Риме, К. Т. Солдатенковым, незадолго до смерти художника».



«В детстве маленький Карл, в продолжение долгого времени, не мог вставать с постельки, одержимый сильною золотухой. Позже, по выздоровлении, строгий отец Брюллова, как бы предчувствуя всю силу необыкновенного таланта в своём сыне, более и более нале­гал на развитие в нём умения рисовать; и пока малютка Карл не нарисует условленное число человечков и лошадок, ему не да­вали завтракать».
В десятилетнем возрасте Карл был отдан в Академию Художеств, и вскоре стал удивлять всех своими успехами в рисовании, но отставал по другим предметам, преподавание которых велось в Академии. В 1821 году Брюллов закончил Академию и получил золотую медаль за картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и вместе с тем право на отправку за границу на казенный счет. Однако, в том же году вышло постановление, чтобы молодые художники были отправлены на обучение за границу только спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения молодых художников пришло на помощь, и Брюллов выехал за границу в 1822 году. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей, чаще всего в Италии, в Риме, где и писали свои лучшие картины. Брюллов прожил в Италии 15 лет.

Забавный эпизод описывает Рамазанов, связанный с работой над картиной «Последний день Помпеи».



«Последний день Помпеи» Размер - 456,5 × 651 см. 1830-1833 г.г.



В книге Рамазанова приводится описание сюжета картины Брюллова, сделанное литературным критиком В.Т. Плаксиным. Среди знакомых всем сцен есть несколько необычных моментов:
«Да, ужас здесь общее чувство; ужас дает единство действию; но как разно­образно проявление этого чувства! Каждое лицо имеет свой харак­тер, свое значение, выражает свою личность, особенность; здесь он велик, могущ и непобедим! Смотрите: вот на уличном по­мосте лежит женщина таких лет, когда красота достигает полного развития; богатая, роскошная одежда её в большом безпорядке; близь неё разбросаны драгоценные камни, и никто не обращает на неё вни­мания; она уж мертва, но смерть не успела еще обезобразить её; при ней младенец, обреченный на неизбежную гибель и не понимающий своего несчастия; он плачет, потому что мать не занимается им, и бедствие осиротевшаго младенца никого не трогает».
Описание в википедии: «Центральная фигура холста - упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок». С какой колесницы? У которой ось лопнула? Плаксин не связывает два этих эпизода между собой.

Таким образом, к примеру, Плаксин описывает группу рядом с христианским священником:
«...вдруг, в самом низу, на краю картины, в тени встречает группу, которая, среди всеобщего ужаса и волнения, поражает нас чудною, непонятною твердостию и спокой­ствием. Эта группа, как чрезвычайно занимательный эпизод поэмы, состоит из четырех Фигур: первое и самое важное лицо, чело­век средних лет; на открытой груди его крест-знамение спасе­ния; в правой руке кадило; в левой Св. Дары. Это христианский священник. Он в благоговейном страхе и с смирением покорного сына преклоняет колени пред тем, чье безпредельное могу­щество давно уже известно ему, кто в гневе едва коснется го­рам - и воздымятся; но свирепство стихий не ужасает его; он, не содрогаясь, слышит громы и подземные удары, колеблющие землю; он бодро, прямо смотрит навстречу ужасной гибели; его утвер­ждает вера, и вы читаете на лице его: земля и небо прейдутъ, слово же Божіе не прейдетъ! И он готов в жизнь вечную, обещанную ему сим словом. Взор сего человека вперен в созер­цание могущества Творца; но он связан с землею узами родства духа и плоти: он должен подкреплять слабеющую веру своей паст­вы и своего семейства. Перед ним его жена и две дочери: млад­шая еще ребенок, но ребенок, уже понимающий опасность страха, она плачет и молится; пример отца одушевляет молитву её ти­хим упованием; весь мир её с нею: отец, мать, сестра, и она чрез минуту будет весела. Но старшая дочь в такой поре, когда девушки имеют свои привычки, надежды, когда мечтают о жизни, о счастии, и она с грустью, с тоскою смотрить туда, где провела свое детство; на коленях с горькими слезами молит она Всемогущего спасти те места, где она привыкла приносить Ему молитву, раскры­вать пред ним свои чистые помыслы; где надеялась найти счастие.­ А мать?... О, как тверда её вера в Провидение! Как нежна её любовь! Как трогательна её заботливость о детях, о муже. Она проникнута скорбным ужасом; движением рук она хочет поддержать бодрость в детях; ужас как дань слабой, чувственной при­роде; молитва, как выражение сознания своей слабости пред Всемо­гущим, потрясающим основания земли; вера, как проявление силы духовной, сознающей свое божественное начало, написаны на лице её».



Плаксин не упоминает, что на картине Брюллов изобразил себя самого в образе художника («...въ «Послѣднемъ днѣ Помпеи» Брюлловъ изобразилъ себя на второмъ планѣ въ видѣ художника» - Brockhaus-Efron, 1893). Плаксин описывает этот образ как пример величия духа: «Но вот другой пример величия и силы человека! Взгляните несколько повыше. Что это за человек, который стоит позади на­клонившагося сребролюбца, рядом с двумя молодыми прекрасными женщинами? Как он жадно смотрит на разрушительное действие бунтующей природы! Это поэт-живописец: жрец изящного искусства, это художник, один из тех немногих счастливых стра­дальцев, которые рождены для того, чтобы действовать, творить, создавать; которые никогда не бывают довольны своими произведениями и никому не позволяют исправлять их; которым суждено бороться и с слабостями своими и с могуществом; которые зави­дуют, ревнуют природе, и всегда пересоздают ее в своих идеях». То есть, по мнению Плаксина, на картине Брюллова помимо христианского священника, жреца в белых одеяниях, изображен ещё и жрец изящных искусств.

Мои фотографии сделаны были поспешно, но представление о Русском музее всё-таки дают. 2017


Картина получила широкую известность благодаря гравюре Жирара. Один петербургский художник делал уменьшенные копии картины «Последний день Помпеи» и «тем существовал несколько лет» (Brockhaus-Efron, 1893).

Карл Брюллов описывает сюжет картины в письме к брату Федору (март 1828 года):
«По правую руку помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях...» «В середине картины упавшая женщина, лишенная чувств, младенец на груди её...»



Везувий зев открыл...
Недописанное стихотворение. «Пушкин А.С. Материалы для его биографии» Анненков П.В. 1873
«...стихотворения, обозначенные единственно рифмами, которые таким образом походят как будто на раму, заготовленную для принятия поэтической мысли. Нужно ли говорить, что стихотворение у Пушкина не цеплялось за рифмы, изготовленные прежде, чтоб выйти на свет, как это делаетя у тружеников стихотворства, а, что рифмы были у него такия же пометки для сбережения мысли в целости, какия представляют нам все его программы? Из многих примеров этого способа создания, находящихся у нас под руками, приведем один. Под живым впечатлением знаменитого произведения К. П. Брюлова: Последний день Помпеи, Пушкин начал поэтическую картину извержения Везувия и гибель древнего города, с ясным намерением идти не только параллельно с живописным рассказом художника, но и передать его одушевление, его энергию и краски. И вот как записал Пушкин свою собственную картину, которая должна была соперничать, в другом роде изящного, с созданием художника:»






И далее текст 1863 года из книги Николая Рамазанова:















Брюллов виртуозно читает Гоголя на разные голоса.

Брюллов в образе Дон Кихота.



Подробно описывает Рамазанов триумфальную встречу Брюллова в Петербурге. И далее о работе.



О картине «Осада Пскова Стефаном Баторием», которая осталась незаконченной.






Брюллов К.П. «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» 1839-43 г.г. Третьяковская галерея. Картина не была завершена.



Лирическое отступление. Как всё тематически перекликается! Госпожа Курдюкова о Риме. Юмористическая тема о Курдюковой (1840) здесь:
Путешествие с госпожой Курдюковой. И. П. Мятлев.

Например, наш Карл Брюллов
Здесь учился, и каков?
Молодец! Его „Успенье“
Что за чудное творенье!
Что за жизнь, за колорит!
В композицьи кель мерит!
А „Последний день Помпеи‘‘, -
Я не знаю эпопеи,
Чтоб могла сравниться с ней
Жаром, смелостью идей!
Ожидаем от Брюллова
Мы еще „Осады Пскова‘‘,
И её мы воспоем,
Если только доживем.

Ба, какие люди! Отрывок из книги Николая Рамазанова.



Ещё один источник: журнал «Русская старина» 1879 год.
«В детском возрасте, за какой-то из проступков, Брюллов получил от отца такую пощечину, что оглох и до самой смерти почти ничего не слышал левым ухом. Брюллов никогда не мог забыть этой пощечины. «Отец не приучал нас к нежностям, - говорил Брюллов, - и во всю свою жизнь поцеловал меня только один раз, когда я садился в дилижанс, чтобы ехать за границу; а я прожил в Италии 15 лет, и во все это время не написал ему ни одной строчки»... Несмотря на свое глу­бокое уважение к матери, Брюллов не писал к ней писем из-за гра­ницы... ... По возвращении из-за границы, в продолжение 13-ти лет, проведенных в Петербурге, Брюллов решительно ни с кем не переписывался».
22 сохранившихся письма Брюллова (к председателю и членам Об­щества поощрения художников, отправившим его за границу, к Анат. Ник. Демидову, заказавшему ему картину «Последний день Помпеи»...) опубликовал В.В. Стасов:

Одно из редких писем. Брюллов описывает Рим в виде старой седой женщины:





2) речь идет об осаде Рима французами летом 1849 года.

Русский музей 2017 год.
- Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (другое название «Маскарад»).
Ок. 1842. Холст, масло. 249 x 176 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
- Сестры Александра и Ольга Шишмаревы на прогулке, 1839, Государственный Русский музей.



Я было подумала, что про Самойлову и Брюллова найду какую-нибудь информацию в описаниях XIX века, но нет, ничего про Самойлову искусствоведы XIX столетия вроде не пишут. Брюллов и Самойлова вместе путешествовали по Италии, вместе бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел знаменитой картины. У графини Самойловой было две приёмные дочери - дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей большое впечатление на Брюллова. Считается, что на картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её четыре раза: женщина с кувшином на голове в левой части полотна; погибшая женщина с ребёнком в центре картины; мать с двумя дочерьми рядом с христианским священником и женщина с детьми, спасающаяся вместе с мужем. Вероятно, позировали художнику и воспитанницы графини.

Самая любимая картина, по ней мы в школе писали сочинение.
«Всадница» Портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, 1832.
Холст, масло. 291,5 x 206 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия





Самыми значимыми портретами работы Брюллова названы: «портрет кн. А. Голицына во весь ростъ (гравированъ на стали Ройтомъ), герцога М. Лейхтенбергскаго и собственный портретъ художника, писанный имъ во время болѣзни, въ особенности послѣдній. Этотъ портретъ былъ литографированъ Тиммомъ въ его русскомъ «Художественномъ Листкѣ»; но болѣе замѣчательна гравюра, исполненная рѣзчикомъ по мѣди Пожалостинымъ». Brockhaus-Efron, 1893

А это тоже самая-самая. Наверное любой, учившийся в советской школе и оказавшйся рядом с каким-никаким виноградником, косплеит эту картину Брюллова. Любая.



«Руслан и Людмила» - опера Михаила Ивановича Глинки. 1842 год.
Михаил Глинка и Карл Брюллов познакомились в Неаполе в 1831 году. Источник: ж-л «Русский вестник» 1857.
«Карл Брюллов, связанный с Глинкой самою тесною дружбой, чувствовал всегда глубочайшее уважение и симпатию к сочинениям его, и исполнение Глинкою собственных романсов или отрывков оперных приводило его всегда в самый пламенный восторг. В за­писках А. Н. Струговщикова сохранились некоторые любопытные подробности о том, как он любил пение Глинки, как был внимате­лен во время его, и как оригинально сравнивал некоторыя части сочинения и исполнения Глинки с любимыми своими произведениями живописи: «Это смѣло, какъ поворотъ головы Микель-Анджелова Мои­сея! Это такая же красота, какъ голова Гвидовской Магдалины!» - воскли­цал он иногда».
«Ко­стюмы для главных действующих лиц сделаны были по ука­занию Карла Брюллова; Брюллов сообщил также свои соображе­ния о декорациях Роллеру, который еще до того написал масля­ными красками эскизы декораций для Руслана и Людмилы, ко­торые находятся теперь у Нестора Кукольника».

картины, фото, тема

Previous post Next post
Up