Русский музей Корпус Бенуа. Советское искусство 1920-30-х. Агитационный фарфор Агитационный текстиль

Oct 09, 2023 23:14

Корпус Бенуа находится с западной стороны Михайловского дворца, вход - рядом со Спасом на Крови.

Первое, что представлено на витринах в узких проходных залах - советский фарфор и советский текстиль.

Группа «Готовы к обороне» Размеры: 28,2 х 21,6 х 13,5 см.
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова. Автор модели - Н.Я.Данько, автор росписи - М.П.Кириллова.
1936 (модель - 1932) Справа: фото с сайта rusmuseumvrm.ru.





Ах, если бы таблички с названиями и именами были поставлены рядом с каждой фарфоровой статуэткой, но, увы, информация о выставленных в просторных витринах работах представлена мелким шрифтом на «простыне». Скульптурная композиция «Готовы к обороне» является счастливым исключением.
Наталья Яковлена Данько (1892, Тифлис - 1942, Ирбит) с 1914-го - помощница и ученица заведующего скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода В. В. Кузнецова, с 1919 возглавляла скульптурную мастерскую Государственного фарфорового завода (ГФЗ). В феврале 1942 эвакуировалась из блокадного Ленинграда с семьей в Ирбит, куда ранее был эвакуирован ЛФЗ (с 1924 года - Ленинградский фарфоровый завод).

Работ Натальи Данько в экспозиции Русского музея представлено достаточно много.
Из сборника «Русский художественный фарфор под ред. Э. Голлербаха и М. Фармаковского» (1924, Ленинград):
«Не должно удивляться, что работам Н. Данько посвящается так много места: на 105 моделей, записанных в книге скульптурной мастерской с 1914 года, 60 принадлежат именно ей, 17 - Кузнецову, а остальным художникам - лишь по две, по три вещи. Таким образом в ней, в сущности, воплотилась вся деятельность завода за последние годы, так как В. В. Кузнецов, к глубокому сожалению, отошел от завода еще в 1918 году».
Всего за время её работы Натальей Данько было создано более трехсот моделей для ГФЗ/ЛФЗ.

Я знаю, что мои фотографии не удались,  но вот таким образом представлены в музее знаменитые шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько - автор модели. А.А. Скворцов - автор росписи. ЛФЗ, 1925.






В тексте 1924-го года есть неточность в описании, но мне кажется стоит его прочесть. В 1924 году работа носила название «Красные шахматы»:
««Красные шахматы», составленные из фигур полуаллегорического, полуреального содержания; так как это - фигуры для игры, от них никто не потребует особенного углубления содержания, и отдельные мотивы жанра Менье, редуцированные до величины миниатюры не только в физических размерах, но и в содержании,  - кажутся очень интересными: таков «Красный король» - молотобоец, «Красная королева» - крестьянка, «Красная пешка» - бюст рабочего, выходящего из цепей и т. д.; еще лучше некоторые из белых фигур, на редкость удачных в своей расцветке». © Из сборника «Русский художественный фарфор под ред. Э. Голлербаха и М. Фармаковского» (1924, Ленинград)

С красной пешкой в описании 1924-го года промашка вышла, красные пешки представлены в виде тружеников полей, несущих серпы и снопы. Белые пешки - как закованные в цепи крепостные. Белая королева представлена в образе Фортуны с рогом изобилия. Красная королева выполнена в образе крестьянки в сарафане с букетом колосьев и полевых цветов. В издании 1924 года также опубликованы узнаваемые ч/б фотографии отдельных шахматных фигур работы Н.Я. Данько.

Рассмотреть один из более поздних экземпляров можно на аукционной фотографии.



В соседней витрине: шахматы «Индустрия и сельское хозяйство»: силосные башни - шахматная фигура тура, МТС - конь, с/х тема у белых. Домны, нефтяные бункеры, ЛЭП - тема промышленного производства у чёрных. Скульптор Е.И.Трипольская. 1933-34 г.
Николаев В.П. (модель, 1928 год), автор росписи - И.И.Ризнич. Группа «Смычка города с деревней», 1929 Фарфор, роспись надглазурная. 27,7 х 15,0 х 7,2 см.



Чернильный прибор «А.С. Пушкин» Модель: 1937. Автор модели - Н.Я.Данько, автор росписи - Е. Я Данько (сестра).
Н.Я.Данько. Фигура «За чтением», 1939. Портрет художницы Елены Яковлевны Данько (1897-1942).
Н.Я.Данько. Автопортрет «За работой» 1920-е.



Две сестры.
На раскрытых страницах книги виден портрет Пушкина. И шаль у Елены с орнаментом пейсли. Фото с сайта Русского музея.




Справа: Группа «Активисты» Автор модели Данько Н. Я., автор росписи - М.А.Брянцева. 1930
Размеры: 16,0 х 10,0 х 7,0 см.
Тарелка «Знание рвет цепи рабства» Автор?



В центре: Н. Я.  Данько. Фигура «Женщина, вышивающая красное знамя» 1919 - середина 1920-х гг. (модель - 1919 г.) Размеры: 15,2 х 9,5 х 9,5 см. Справа: Н. Я.  Данько. «Милиционерка».
Радонич Базилька Степановна (1884-конец 1970-х) Тарелка «Равноправие». Фигурка «Матрос» также за авторством Н.Я. Данько.



Фото с сайта Русского музея:




На первом плане фигура «Анна Ахматова». Работа Натальи и Елены Данько. Пояснительная информация у витрины: ЛФЗ, 1937. Представлен экземпляр 1937 года.
Модель датируется 1924 годом. Шаль с китайскими мотивами (желтый дракон на спине). Скульптуру расписывала Елена Яковлевна Данько. Искусствоведы вспоминают о стихах Блока и о том, как прочитавший стихотворение Блока Гумилев решил купить яркую кустарную шаль в подарок. Наталья Данько подарила подобную статуэтку и самой Анне Ахматовой, рассказывают, якобы Анна продала статуэтку, чтобы оплатить билет и вернуться в Москву, когда впервые арестовали Осипа Мандельштама.

Александр Блок
Анне Ахматовой
«Красота страшна» - Вам скажут, -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан - в волосах.




Наталья Данько сделала также скульптурные портреты Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх, статуэтки «Балерина Федорова», «Нижинский» и т. д. В черном платье с веером и букетом цветов «Артистка Зинаида Райх» 1920-е. Работа Н.Я.Данько.
В желтом:  Фигура «Коломбина», 1920-е. Автор: актриса, танцовщица, художник, скульптор О. А. Глебова-Судейкина (1885-1945). В коллекции Русского музея находятся также её работы «Псиша», «Танцовщица».

Н.Я. Данько. В красной косынке «Работница», 1923. Роспись Е.Я. Данько. В руках у девушки журнал «Работница и крестьянка» журнал № 9 за 1923.
Н.Я. Данько. Фигура «Матрос» до 1924 (1919? другое название «Матрос со знаменем»)



Это не музейные экспонаты, это современные варианты изделий, выполненные по моделям Натальи Данько.





Это фотографии 2019 года, сделаны в магазине на Невском проспекте. Все эти фарфоровые фигурки можно купить. Цены впечатляют.



Нынешний Императорский фарфоровый завод в 2017-ом году к 100-летию Октябрьской социалистической революции выпустил специальную серию изделий, воссозданных по образцам агитационного фарфора начала XX века.




Работа Наталии Данько «Шпана» чуть подешевле. У матроса на бескозырке читается надпись «Аврора».
«Идущая девушка» в синем берете за авторством Александра Самохвалова, роспись Елены Кубарской. Начало 1930-ых г.



На этих фотографиях очень хорошо видна композиция Наталии Данько «Гадалка». Вот такое описание нашлось композиции «Гадалка»...«с тонкой стройной девушкой, которой хочется заглянуть в свое неясное будущее; хитрая и наглая цыганка, сидя на земле, врет свои предсказанья, а смущенная девушка вся жмется под ее изречениями» © цитата из сборника «Русский художественный фарфор под ред. Э. Голлербаха и М. Фармаковского» (1924, Ленинград)




В.П. Тиморев (1870-1942). Блюдо «Кто работает - тот и ест» с изображением трудовой карточки, там указано имя: Пётр...
Чернильный прибор с бюстом В.И. Ленина: «Поменьше политической трескотни» Автор: Н.Я. Данько



В собрании Эрмитажа есть тарелка с трудовой карточкой на имя самого художника. На тарелках указывались разные номера карточек и имена владельцев.


Источник данной фотографии: https://dzen.ru/a/ZCuSL8C0cFFugGjc

М. Мох. Сервиз чайный «Завод» (?)



Тигран Овнанович Давтян (1905-1939). «Часовой», начало 1930-ых.
В. В. Кузнецов. Фигурка «Красногвардеец», 1923 Считается одной из первых, относящихся к агитационному фарфору. Модель не позднее 1918 года.



С.В. Чехонин. Блюдо «Царству рабочих и крестьян не будет конца» 1920 (1922?)
Р.Ф. Вильде. Блюдо «Труд свалил капитал. Просвещение завершит победу» до 1924.
Александра Щекотихина-Потоцкая. Блюдо «Знание рвет цепи рабства», 1921.




С.В. Чехонин. Блюдо «Царству рабочих и крестьян не будет конца» 1920 (1922?)
Р.Ф. Вильде. Блюдо «Пролетари всех стран соединяйтесь». Государственный фарфоровый завод, 1921



Суетин Н. М. Сервиз «Тракторный» Форма «Наркомпрос» 1923 С. В. Чехонина. 1932
В одном из наиболее известных своих произведений - сервизе «Тракторный» 1932 года, сохраняя орнаментальный характер росписи, Суетин довел ее до уровня образного истолкования. Чередующиеся в горизонтальном направлении красно-оранжевые, черные и зеленые полосы несут в себе заряд энергии. Монументальная абстрагированность росписи позволяет соотнести ее с полотном Казимира Малевича «Красная конница». Белые силуэты крохотных тракторов, обозреваемые как бы с космической высоты, цепочкой движутся друг за другом, внося в роспись элемент предметной конкретности. Поднос. Диаметр - 34,5 см. Текст и фото с сайта Русского музея.




По теме: «Скачет красная конница» Казимир Малевич.

С.В. Чехонин Чашка с блюдцем «Женщина и черт», 1923.



С.В. Чехонин. Блюдо «Красный Балтийский флот», 1923. ГФЗ. Русский музей (я его не запомнила, к сожалению)




Тенденциозная, но информативная статья ↓, не буду цитату сокращать. Особенно понравилось про агитационный фарфор, который попадал в самые наиглушайшие российские деревни. Точно так и было, верю, продукция ЛФЗ в глухих деревнях, речь ведь именно о фарфоре, о работах Чехонина. В общем, надписи/лозунги благодаря агитационной работе постепенно проникали в сознание крестьян из отдаленных уголков страны, но посуда тут точно ни при чём. Агитационный фарфор в основном раскупался коллекционерами, в том числе зарубежными. Интерес представляет фраза про то, что агитационный фарфор стал художественным открытием Чехонина. Блюдо «Голод» в коллекции Русского музея не видела, фото ↑ из издания Советское искусство (№ 1) 1927 года, можно в сети найти современные фотографии.

Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936). С 1912-го являлся членом объединения «Мир искусства». «В 1918 году С. Чехонин был назначен художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде, где проработал до 1927 года. Им созданы уникальные образцы так называемого агитационного фарфора. «В их числе - тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки - служить людям», «Ум не терпит неволи», уникальные блюда «Герб РСФСР в цветах» и «Голод», поднос «Красный Балтийский флот. 1917-1919», чайник «Коммуна» и др. Агитационный фарфор стал не только художественным открытием Чехонина, интереснейшей страницей в истории фарфоровой росписи, но и просто подарком для советского Агитпропа. Посуде с революционными лозунгами не было равных по силе пропагандистского воздействия - оно замечательным образом укладывалось в марксистский тезис «о бытии, определяющем сознание». Новая посуда, через бурлящие рынки 20-х годов попадавшая в самые наиглушайшие российские деревни, была в употреблении повседневно и ежечасно, потому и надписи на тарелках и чашках прочно входили в сознание и были убедительнее уличных транспарантов или самой зажигательной статьи в большевистской газете».»  И далее: «Сергей Чехонин покинул страну в 1928 году. Выехал в командировку во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже... За рубежом Чехонин почти не занимался ни росписью фарфора, ни книжной графикой, зато отлично освоил декоративную роспись тканей». © Электронная библиотека Муравейник.

И ещё одна цитата 1923 года:
«Вдохновителем и «душой» художественной деятельности Государственного Фарфорового Завода является С. В. Чехонин, приглашенный на Завод в 1917 г. и с тех пор постоянно руководящий живописным отделением.
Первые работы Чехонина, сделанные им для Завода, носили почти исключительно агитационный характер. Из них крупнейшая - юбилейное блюдо, исполненное к 25 октября 1918 г. (герб Р. С. Ф. С. Р. в цветах). По рисункам Чехонина и лично им было расписано множество тарелок с лозунгами и монограммами Р. С. Ф. С. Р., блюда, чашки, сервизы и пр., украшенные многоцветным узором и позолотой...Кроме чисто орнаментальных и аллегорических вещей, по рисунку Чехонина исполнена серия графических портретов В. И. Ленина, Розы Люксембург, К. Либкнехта и большое овальное блюдо с автографами всех виднейших деятелей Октябрьской Революции». © Русское искусство № 2-3 1923 год.

Стоить заметить, что в экспозиции Русского музея находится скульптурная композиция «Голод» работы Натальи Данько (справа, за работой «Грузчики»). Работа была создана под впечатлением от рассказов «об ужасах голода в Поволжье». Часть средств от реализации таких работ направлялась на помощь голодающим. В описании к выставленным на витрине работам Натальи Данько указаны названия: группа «Женщина с ребенком» (1920-е), группа «Грузчики» (1920-е), группа «Голодающие» (1923).





Мария Васильевна Лебедева (1894/95-1942). Блюдо «Демонстрация» в экспозиции Русского музея. Сейчас в таком ракурсе в сети много фотографий на тему «Петербургские дворы» (дворы-колодцы). Марширующие колонны поют «Интернационал».



Цитата:
«Худ. М. Лебедевой удается иногда остроумное сочетание жанрового типа и символики. Таков ее «Телефонист» (блюдо 1920 г.), красноармеец, говорящий по телефону и связанный сетью вьющихся проводов с окружающим его городом. На другом блюде в центре нарисован город, по бортам люди, поющие интернационал». © Из сборника «Русский художественный фарфор под ред. Э. Голлербаха и М. Фармаковского» (1924, Ленинград)

«Телефонист», 1920. М.В. Лебедева Текст: «Мир человечеству, созидающему на развалинах прошлого»



В экспозиции Русского музея блюда «Телефонист» нет, но оно выпускается на нынешнем Императорском фарфоровом заводе в Петербурге и продается на данный момент времени со скидкой -12% за 281773 ₽.




Вычегжанин Петр Владимирович (1904-1989). Блюдо «Пропади Буржуазия. Сгинь капитал» / «Сгинь, капитал, пропади, буржуазия!», 1920-е.



Супрематическая композиция. Суетин Н.М. Русский музей.



Борис Кустодиев. Пара «Гармонист» и «Плясунья». 1924, 1929 год.



Агитационный текстиль 1920-1930 годов

Текстиль вывешен в узеньком плохо освещенном коридорчике ...но тема очень интересная.

- Советская художница-график и специалист по тканям Татьяна Чачхиани (1904 - после 1988). Образец ткани Т.Б.Чачхиани «Воздушная эскадрилья».
- С. Бурылин. Образец ткани «Серп и молот», 1928
- Д. И. Преображенская. Образец ткани «Аврора», 1930.
- Неизвестный художник. Образец ткани «Трактора», 1930






«С. Бурылина так же следует рассматривать в числе пионеров советского текстиля. „Среди ивановских текстильщиков, чей труд создавал славу ивановским тканям, ведущее место занимает Сергей Петрович Бурылин (1876-1942), зачинатель и новатор текстильного рисунка. Его работы [...] воплощены в огромном и разнообразном потоке ивановских тканей", - так отозвался о Бурылине его коллега, художник С. Логинов. Композиционные рисунки для тканей Бурылина виртуозны и разнообразны. Среди них мы встречаем классически изящные вытравные рисунки, исполненные белым контуром по черному фону, или же голубые буденовки с алыми звездами, причудливо сочетающиеся с изображениями рыб и рыболовных сетей, легкие плательные армюры с шестеренками или же снопами на них. Ситцы Бурылина с тончайшим графическим рисунком в виде колосьев, пятиконечных звезд, серпа и молота экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1925 году и в числе первых произведений молодой советской республики были отмечены золотой медалью. Бурылин - сын гравера, художник-практик, не получивший, в отличие от трех старших братьев, профессионального образования. Тем не менее он виртуозно владел всей совокупностью художественных композиционных и колористических приемов применительно к возможностям производства. Школой Бурылина была фабрика». © из книги «Советские ткани 1920-1930 г.г.», 1977 год. Автор-составитель И.М. Ясинская

Очень понравилась ткань, но сфотографировать не удалось. Насколько я понимаю, это и есть образец всемирно известного ситца «Серп и молот» (художник С.П. Бурылин), получившего Золотую медаль в 1925 году на Международной выставке в Париже.



Неизвестный художник Образец ткани с квадратами, заполненными синими полосами (и машинами). Конец 1920-ых.






Несколько цитат из книги «Советские ткани 1920-1930 г.г.» Автор-составитель И.М. Ясинская
Изд. Художник РСФСР, 1977. Тираж 10000 экз.

«1920-е - начало 1930-х годов - один из интереснейших ранних этапов в истории советского текстиля...особый интерес представляют ткани с агитационными, тематическими, так называемыми „новыми" рисунками. Смелое новаторство художественных поисков, самобытность орнаментальных решений придают им неповторимое своеобразие.
          Сохранившиеся в собрании Государственного Русского музея, а также в музеях Москвы и Загорска, в Серпухове и Иванове небольшие фрагменты скромных плательных ситцев, фланелей, армюров, сатинов с изображениями первых советских эмблем, серпа и молота, алых звезд, буденовок, индустриальных мотивов, сюжетно-повествовательных композиций, отражающих события первого послеоктябрьского десятилетия, волнуют своей искренностью и обостренным восприятием задач эпохи. В них ощутимо стремление художников придать тканям ярко выраженный агитационный характер, внести посредством их в быт людей отзвуки революционных преобразований, сделать ткань своего рода глашатаем идей революции.
          В их рисунках, варьирующих популярные в те годы темы: „Демонстрация", „Трактор", „Электрификация", „Ликбез", „Пионеры", „Стройка" отразилась жизнь страны...»

О рисунках нового направления:
«В основе их лежал определенный сюжет, а орнамент вызывал конкретные ассоциации с окружающим миром вещей и событий. Сами названия рисунков -„Октябрь", „Коллективизация", „Воздушная эскадрилья", „Фабрика", „Индустрия", „Стройка" - ярко свидетельствовали об их конкретной, связанной с жизнью направленности. Эти рисунки шли в производство и тиражировались многочисленными фабриками, проникая в самые отдаленные уголки Советской республики, и выступали в роли своеобразных агитаторов за новый социалистический быт, за стройки первой пятилетки, за пробуждение к новой жизни народов Востока, за ликвидацию неграмотности. В них живо ощутим пульс времени, напряженная трудовая жизнь страны, преображенной Октябрем. В отличие от конструктивистских текстильных рисунков, которые в литературе именовались „беспредметными" или „геометрическими", эта разновидность текстильных рисунков получила название тематических или агитационных».

Источник текста о тканях: https://solodilove.livejournal.com/21653.html?view=101781&act=cAdd#t101781

фарфор, картины, тема 2, фото

Previous post Next post
Up