Что-то я запропала - по ленте долги, сама не пишу уже больше месяца. А все дело в том, что в июле мы с К. ездили в прекрасное путешествие на Север, поэтому я немножко выпала из ЖЖ и онлайна, надеюсь рассказать об этой поездке с течением времени. Сейчас же продолжу январский отчет по Греции. Итак, мы выехали из Дельф и поехали в Метеоры. По дороге решили заехать еще в монастырь
Осиос Лукас, чтобы полюбоваться мозаиками. Времени у нас было в обрез, поэтому мозаики мы посмотрели в быстром темпе (они были открыты еще целых 10 минут после того как мы вошли внутрь), ну а в Метеоры приехали совсем в темноте. Не поступайте как мы, лучше разнесите на два дня (минимум): Дельфы, Осиос Лукас и длинную дорогу.
Дорога в монастырь ведет через пасторальные холмы. И это не просто холмы, а отроги и склоны Геликона. Здесь уместно вспомнить и про хороводы Муз, и про Гесиода ...- "Песням прекрасным своим обучили они (Музы) Гесиода В те времена, как овец под священным он пас Геликоном." Хорошо еще было бы поинтересоваться бьет ли еще родник вдохновения Иппокрена и, если повезет, взглянуть на "фиалково-темный источник".
Эх, все это наверняка можно было почувствовать (или вообразить) при неспешном путешествии, но нам, наоборот, надо было спешить. Но мимо живописных коз (жаль не овец) промчаться мы все же не смогли.
А это уже в монастыре Осиос Лукас. Прекрасное место для задумчивого наблюдения за жизнью и за хороводами муз.
"Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, который, как отшельник, поселился на склонах Геликона около 946 года." Монастырь неоднократно захватывали и разграбляли: крестоносцы 4 крестового похода (сам монастырь даже был передан тамплиерам), франками, османами, турками... и во Вторую Мировую сюда упали 18 бомб. Чудо, что столько всего уцелело. А ведь еще были сокрушительные землетрясения.
Платан вполне жив, просто январь, а он листопадный.
В монастыре две церкви - церковь Святой Варвары (в настоящее время посвящена Богородице), построенная в 946-955 г. и собственно кафоликон или церковь св. Луки, XI в. Хорошие посты о монастыре можно можно почитать
здесь.
Начнем с Богородичной церкви.
Очень аскетично.
Темные капители с изумительной резьбой.
И алтарная преграда.
В церкви сохранились фрески XI-XII вв.: святые Игнатий, Феофор и Поликарп; а также свв. Харалампий, Лев Катан и Софроний.
И архангел (Михаил?).
Церковь Св. Луки является самой крупной постройкой средневизантийского периода, датируется 1022 г. или 1030-1040 гг. Мозаики кафоликона также были созданы в начале XI в.. "Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй - нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность»" (вики цитата из Лазарева В. Н. История византийской живописи).
Посмотрим сначала "первого мастера". В алтаре - Сошествие Святого Духа на апостолов, в апсиде Богоматерь с Младенцем на троне.
Грифон на алтарной преграде. И маленькие колонны завязаны узлом.
Плутео поближе.
В центральном куполе мозаики заменены на поздние фрески - Пантократор, архангелы, Богоматерь и Иоанн Креститель.
В тромпах мы видим изображения трех евангельских сцен (Благовещение не сохранилось): Рождество Христово, Сретение и Крещение.
Крещение, где очень мил божок реки Иордан.
"В отношении техники исполнения мозаик нартекса Отто Демус отмечает: Стиль мозаик нартекса Осиос Лукас более гибкий и камерный, что соответствует небольшим размерам этого помещения. Ведущий художник создававшей эти мозаики мастерской был более рафинирован. Вероятно, он происходил из самого Константинополя." (цитирую по википедии). "Второй мастер".
Омовение ног.
Уверение Фомы. Свет такой сильный, что пришлось затемнять окошки при обработке.
Свв. Константин и Елена и пять мучениц - Анастасия, Фекла, Агата, Феврония и Евгения.
Распятие с очень странным черепом, "адамовой головой". Сверху: свв.Косьма, (Дамиан вероятно не сохранился), Кир и Иоанн.
Сошествие во Ад. Слева - цари Давид и Соломон. Справа - Адам и юная Ева.
Богоматерь с архангелами и Иоанном Крестителем.
Апостол Павел.
Св. Василий Великий.
Пророк Захария и св. Пантелеимон.
"Мозаики Осиос Лукас впечатляют необычайной интенсивностью цвета, света, контрастов, физиогномических типов, портретных характеристик… Их одеяния пронизаны столь широкими потоками света, что кажутся белыми, а фигуры - световыми столпами. Между тем все одежды - цветные, и цвет их всегда насыщенный... Сама ткань, материя здесь явно вторична по отношению к свету, все собой заполняющему и как будто заменяющему материю, превращающему ее в цветные рефлексы."- О.С.Попова из книги "Пути Византийского искусства".
Церковь облицована мрамором, украшена орнаментом, и многочисленными вставками плутео (алтарные преграды).
Лично мне совсем не хватило времени ни осмотреть, ни почувствовать в полной мере это место, ясно только, что в монастыре Осиос Лукас мне понравилось существенно больше чем в Дафни. Кроме общей атмосферы монастыря конечно производит впечатление еще и сам контраст темной аскетичной Богородичной церкви и наполненного светом кафоликона. Теперь мечтаю туда еще разок попасть.
Еще немного побродили по монастырю пока не выгнали.
К. вот такой кадр добыл.
Нет, все же выгнали нас довольно быстро.
Ну и мы покатили.
Навигатор повел нас обходными короткими путями (по узким дорожкам) вокруг горного массива Парнас. Наверное хотел нам показать самую красоту. И правда, горы, снег лежит, горнолыжный курорт работает. А у нас здесь зелено и тепло.
Красотища.
Впечатляющее зрелище.
В январскую Грецию. Афины, часть 1. В январскую Грецию. Афины, часть 2. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 1 В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 2. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 3. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 4. В январскую Грецию. Дафни. В январскую Грецию. Коринф и Герайон Аргосский. В январскую Грецию. Аргос. В январскую Грецию. Тиринф. В январскую Грецию. Микены и Немея. В январскую Грецию. Дельфы.