Приветствую, простите за длительную паузу, продолжаю :). Путь наш в тот вечер был очень неблизким. Ночевка была запланирована в Дельфах, а это значит, что стартовав уже почти в сумерках из Немеи мы помчались через Коринф и Истмийский перешеек, через Аттику и Беотию в Фокиду, в горы. Ночные серпантины довольно неприятная штука, даже если эти горы имеют такое знаменитое название, как Парнас, так что не советую повторять наш эксперимент. На дорогах часто встречались знаки предупреждающие о вепрях, о кабанах. Я все время радовалась - недалеко Этолия, а это значит, что знаменитая охота на калидонского вепря была поблизости. А еще помните, как старая нянька Эвриклея узнала Одиссея по шраму.
"Но только она подошла к господину, рубец ей
Бросился прямо в глаза. Разъяренного вепря клыком он
Ранен был в ногу тогда, как пришел посетить на Парнасе
Автоликона, по матери деда (с его сыновьями)."
Черт возьми, приятно знать, что вепри до сих пор живут в этих горах.
Уже в темноте мы вьехали в горнолыжный курорт Арахова, где основная опасность была не врезаться в благостно покачивающихся после ужина туристов. Еще немного покрутили и вот он - маленький поселок Дельфы и наш отель.
За завтраком наслаждались видом.
Утром мы встали пораньше и скорей побежали смотреть археологическую зону, пока не приехали автобусы с толпами туристов.
Священная дорога. Вдали не храм, а сокровищница Афинян, построенная в 510-490 гг. до н.э. А справа треугольной "кафедрой" возвышается маленькая скала сивиллы.
Сокровищница собрана по кусочкам точно, как пазл благодаря тому, что все ее стены были исписаны (в основном перечислением, что там лежит), так что последовательность установки камней было легко вычислить. А разрушено было все - до начала раскопок в XIX в. на этом месте находилась деревня, жителей которой пришлось переселить.
Омфал - пуп земли. "Говорили, что Зевс, желая найти середину земли, выпустил с запада и с востока двух голубок навстречу друг другу, и они встретились как раз над этим камнем." (М.Л.Гаспаров Занимательная Греция)
Это копия Змеиной колонны (оригинал в Стамбуле).
"Считалось, что это самый первый греческий храм - первый дом, построенный для бога, сошедшего с небес к людям. Священные пчелы Аполлона принесли неведомо откуда восковую модель чертога, обнесенного колоннами; по ней выстроили деревянный храм, потом на его месте - медный, потом на его месте - каменный. Все остальные греческие храмы были копией с этого. Здесь жил Аполлон девять месяцев в году, а остальные три месяца жил Дионис." (Гаспаров М.Л. Занимательная Греция).
Храм IV в. до н.э. В одном из гомеровских гимнов прочитала эпитет для этого храма (?) - уютный. Не могу не согласиться. Пожалуй, да, уютный.
Про прорицания приведу еще цитату из М.Л.Гаспарова, простите. люблю его: "А самым знаменитым был случай с царем Крезом. Поперек Малой Азии текла река Галис; на запад от нее, ближе к Греции, лежала Лидия, на восток - Мидия. Царем Лидии был Крез...Крез послал в Дельфы несметные подарки и задал теперь оракулу свой главный вопрос: переходить ли ему через Галис, чтобы воевать с Персией? Оракул ответил: Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство. Крез понял эти слова так же, как и вы их поняли, и бодро пошел на Персию войной. ...Кончилась она, ..полным поражением Креза. Царь едва не погиб, а когда он все же уцелел, то первое, что он сделал, - это послал в Дельфы и спросил: почему бог Аполлон так жестоко его обманул? Ответ был неожиданным. «Знай, Крез, - писали жрецы, - что Аполлон не обманул тебя ни единым словом. Перейдя через Галис, ты разрушил великое царство - только не персидское, а свое собственное."
Первый театр на этом месте появился в IV веке до н.э., нынешний театр построен в I веке н.э.. Здесь проводились музыкальные состязания (например, пение под аккомпанемент кифары),- один из главных компонентов Пифийских игр. Выше расположен стадион (при нас был закрыт), где проходила атлетическая часть соревнований.
Перед входом в храм были высечены цитаты из великих мудрецов. Самые известные : "Познай самого себя" и "Ничего сверх меры". Список из 147 максим можно прочитать в
вики.
Январь, некоторые деревья, только начинают распускать листочки.
Мы вышли из музея (о нем ниже) и пошли по дороге к святилищу Афины Пронайи. Справа круто вниз уходило ущелье, а вдали виднелось море и горы-горы. Приведу здесь еще одну цитату из М.Л.Гаспарова, о том как погиб баснописец Эзоп: "А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз - его оторвали и повели на казнь. Он сказал: «Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука. Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!» Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть."
В километре от основного святилища расположено святилище Афины Пронайи. Самое примечательное здание комплекса это круглый храм - Толос построенный между 380 и 360 г. до н.э.
Назначение его до сих пор не очень понятно. Но детям бегать вокруг очень здорово.
А теперь про музей. Он очень хорош, рекомендую оставить на него достаточно времени. Покажу немножечко экспонатов.
Бронзовый щит, около 700 г. до н.э.
Бронзовый шлем VI в.до н.э.
Сфинкс с колонны Наксоса (570-560 г. до н. э.). Красивая, и Фивы неподалеку (ну сравнительно).
Северный фриз с сокровищницы сифносцев, выполнен около 525 г. до н.э. Очень выразительная Гигантомахия (битва богов и гигантов). Два гиганта в шлемах и Афродита.
Близнецы Аполлон и Артемида бьются с гигантом.
Дионис и Фемида, которая правит повозкой запряженной львами.
Восточный фриз - Боги сидят на трибуне и наблюдают за Троянской войной. Эта весьма эмоциональная группа "болеет за троянцев" слева-направо: Арес, Афродита, Артемида и Аполлон, справа - Афина (это уже другая группа, далее были Гера и Деметра, которые сохранились хуже и в мой кадр не попали).
Клеобис и Битон, работа Полимеда из Аргоса (кон.VII-нач.VI в. до н.э.). "Это были два молодых силача, сыновья жрицы богини Геры. На торжественном празднике их мать должна была подъехать к храму в повозке, запряженной быками. Быков вовремя не нашли, а праздник уже начинался; тогда Клеобис и Битон сами впряглись в повозку и везли ее восемь верст до самого храма. Народ прославлял мать за таких детей, а мать молила для них у богов самого лучшего счастья. И боги послали им это счастье: ночью после праздника они мирно заснули в этом храме и во сне скончались. Совершить лучшее дело в своей жизни и умереть - разве это не счастье?" (М.Л.Гаспаров Занимательная Греция. Из разговора Солона и Креза).
"Сразу бросается в глаза, что профиль статуи представлял для скульптора очень большие затруднения: бедра слишком широки,
грудь слишком плоска, ухо посажено слишком далеко назад. Создается впечатление, что между фасом и профилем статуи нет органического единства, что они как бы принадлежат двум различным существам. ... При обработке первоначальной каменной глыбы архаический скульптор исходил из четырех основных точек зрения, из четырех плоскостей, ограничивающих каменный блок. На оставшейся неоконченной архаической статуе обнаженного юноши особенно отчетливо виден процесс работы прямыми, перпендикулярными друг к другу плоскостями, на которых скульптор, так сказать, рисует четыре силуэта будущей статуи. В результате такого приема статуя и в законченном виде оказывается четырехгранной, ограниченной четырьмя прямыми плоскостями и лишенной всяких закруглений. Греческая раннеархаическая статуя имеет чистый профиль и чистый фас, но лишена переходов между ними, всяких промежуточных точек зрения. Архаический скульптор знал словно только прямые направления - вперед или мимо; но ему было незнакомо движение ни по диагонали, ни по кривой." (Б.Р. Виппер. Искусство Древней Греции).
Удивительно, как они делают шаг, но при этом остаются неподвижными.
Вепрь из Калидонской охоты.
Омфал, а может быть это камень, который мать Зевса Рея дала Крону (отцу), чтобы тот его проглотил вместо ребенка. Возможно про него писал Павсаний, что этот камень поливают маслом и помещают на него сеть из шерсти (может быть в память козы Амалфеи, кормилицы Зевса?).
Знаменитый бронзовый "Дельфийский возничий". Статую, созданную в 478 - 474 г. до н. э., воздвигли в Дельфах в 474 г. до н. э. как ознаменование победы команды колесниц на Пифийских играх в 478 г." (вики). Автор возможно Пифагор Самосский. Под Возничего отведен целый зал и он производит большое впечатление своей живостью и спокойной силой. Очень гармоничен.
"Глаза возницы были сделаны из стеклянного сплава, губы проложены серебром, точно так же, как орнамент повязки на голове." (Б.Виппер).
Его одежды, которые лежат складками, как
каннелюры у колонны вдохновили Марионо Фортуни в 1907 г. создать
платье дельфос. Голова быка, VI в. до н.э.. Сам бык огромен, практически в натуральную величину, но витрина чудовищно бликует, поэтому получилась только голова.
Хрисоэлефантинная (т.е. из золота и слоновой кости) Артемида.
Хрисоэлефантинный Аполлон
Антиной, любимец императора Адриана, трагически погибший в возрасте 20 лет, обожествленный. II в.н.э.
А это "современная" (XVIII в.) копия античной статуи Антиноя.
На этом мы прощаемся с Дельфами, но не с Грецией. Продолжу, надеюсь.
В январскую Грецию. Афины, часть 1. В январскую Грецию. Афины, часть 2. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 1 В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 2. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 3. В январскую Грецию. Афинский археологический музей, часть 4. В январскую Грецию. Дафни. В январскую Грецию. Коринф и Герайон Аргосский. В январскую Грецию. Аргос. В январскую Грецию. Тиринф. В январскую Грецию. Микены и Немея.