--Для меня здесь остается непонятным: какое значение тогда, с точки зрения Акиндина, имело Христово Преображение, если созерцание света для него аналогично проявлению Божества в воплощенном человечестве (которое и так всегда являло Божество в человечестве)?
Мне трудно говорить за Акиндина, но я полагаю, что он имел в виду, что ученики увидели славу тела Христа, то есть то, что обычно не видели. Одно дело обычное человеческое тело, другое дело оно же в славе, хотя бы и созерцаемой ими только как тварный свет.
Мне кажется, это толкование достаточно тривиально. Преображение - просто явление Христа в славе, и едва ли следует в нём искать слишком уж глубокий смысл.
См. в "Речи к Иоанну Калеке": "Я же, одобрив Паламу, как вам известно, и по вашему приказанию прочитав книгу Варлаама, нашел достойными порицания его мнения о Божественном Преображении и о священной молитве, и затем и словесно и в нарочито составленных записках я опровергал его и делал это с такой внимательностью, что не только избег всяких новшеств, но, смею думать, значительно ограничил его дерзость и отвагу касаться таких предметов" (по пер. Успенского с. 269). А где об этом говорится в "Диалоге православного с паламитом"?
Спасибо за напоминание об этом тексте (Речь к Калеке). Почему-то он мне еще не попадался (это у Успенского в "Византийской образованности" опубликовано?).
В Диалоге об этом говорится в самом начале. Если у Вас есть текст Надаля Каньелласа, то на с. 414. Он там говорит, что не присоединяется ни к Варлааму, ни к Паламе: к Варлааму - в вопросе о преображении, бывшем на горе, а Паламе - в учении о простом Божестве.
Мне вот было интересно, а в чем было расхождение между Вараамом и Акиндином?
Comments 51
Reply
Reply
Reply
Reply
PS Перевода в книге Дунаева не было, так что претензии -- ко мне. Но контекста фрагмента я не знал.
Reply
Reply
Мне трудно говорить за Акиндина, но я полагаю, что он имел в виду, что ученики увидели славу тела Христа, то есть то, что обычно не видели. Одно дело обычное человеческое тело, другое дело оно же в славе, хотя бы и созерцаемой ими только как тварный свет.
Reply
Reply
Reply
Reply
А где об этом говорится в "Диалоге православного с паламитом"?
Reply
В Диалоге об этом говорится в самом начале. Если у Вас есть текст Надаля Каньелласа, то на с. 414. Он там говорит, что не присоединяется ни к Варлааму, ни к Паламе: к Варлааму - в вопросе о преображении, бывшем на горе, а Паламе - в учении о простом Божестве.
Мне вот было интересно, а в чем было расхождение между Вараамом и Акиндином?
Reply
А в чем конкретно было расхождение - это конечно оч. интересно, да. Но про это ни у кого не встречал.
Reply
Reply
Leave a comment