Был в Мюнхене (то есть второй раз в Германии, а первый был в Берлине), мок все дни под дождем, сушил по вечерам носки и обувь, привез сто стихотворений Брехта, сто новелл Пиранделло, сборничек Кестнера и "Макса и Морица" по-латыне. Ел кальбрамгуляш, хиршкальбпфланцерль, шницель по-мюнхенски и "салат дровосека" в Pizza Hut. Пил пиво разное, в том числе Löwenbräu, у нас не находимое.
Из удивительного упомяну толпы русских разных возрастов, включая малых детей; присутствие их осталось необъясненным. Это явно не иммигранты, а настоящие русские, судя по их реакции на окружающий мир и матюки переговоры только на родном наречии. Их настолько много, что, пожалуй, каждый второй в Мюнхене - русский. Русские шопятся, пьют глинтвейн, едят сосиски и посещают пинакотеки. Уличные музыканты лабают "Союз нерушимый".
Я дважды спрашивал у местных, что могло привлечь сюда моих единородцев (сначала мы с возлю думали, что они здесь в честь какого-то события), но они не знали. Первый из спрошенных сказал, что для Мюнхена характерны наплывы туристов волна за волной и что бывают моменты, когда в городе одни итальянцы или одни ирландцы. И что если я не хочу русских, то добро пожаловать в бар хостела, там пока ни одного нет. Второй сказал, что в Мюнхене вообще никогда не заметно немцев и что русские здесь сейчас, вероятно, потому что у них праздники (дело было накануне православного Рождества) и операторы предлагают выгодные туры именно сюда, так что в Мюнхен попасть дешевле, чем в Париж, Рим и т.д.
Второе удивительное: баварцы чудовищно неучтивы и переплюнют в этом даже пресловутых русских. Не ждите, зайдя в ресторан, что келльнер вас заметит, подаст меню или хотя бы поприветствует. Банковскую карточку он примет с гримасой и, зажав ее двумя пальцами, без объяснений унесет ее куда подальше вместо того, чтобы предложить ввести код, как в цивилизованном мире. Некоторые местные доходят до того, что игнорируют сакральные спасибо и пожалуйста.
Замечено немедленно по прибытии в город: на большинстве домов таблички с непонятными буквами BMZ и SPZ, вызвавшими несколько вариантов толкования: обозначение района? информация для пожарных? указание на то, что есть пандусы для инвалидов?
В подземке реклама социального центра "Шехерезада", предлагающего жилье молодым девушкам, которых родители вынуждают выйти замуж, дабы те покинули уже наконец отчий дом, а то невмоготу. В туалете ресторана автомат, продающий презервативы, и на нем реклама искусственной вагины Travel Pussy. На улицах автоматы, продающие сигареты, но только совершеннолетним: платишь либо по карточке (если она у тебя есть, ты взрослый), либо монетами, но для этого надо засунуть в сканер водительские права.
Как и Берлин, Мюнхен напоминает среднего размера советский город - особенно где-нибудь в Прибалтике (где я, впрочем, никогда не был), ибо всё же есть немного европейско-бюргерских штучек. И чисто. В церквях много елок (по нескольку на церковь), а в одной из них стенгазета на тему Wohin mit dem Christbaum?
Меня не покидала мысль о том, что немецкая душа ближе русской, чем французская. То ли потому, что баварцы говорят по-немецки так, как русский, не удосужившийся ознакомиться с особенностями произношения дойча, то ли потому, что синтетическая логика немецкого языка близка русскому человеку. А так - варвары эти немцы, одни церкви их чего стоят! Высоченные, мрачные, холодные.
Церквей мы посетили кучу (католических, битте). В главной церкви нас встречал краснодеревянный бюст Бенедикта XVI. Безусловно, это первая статуя данного прелата, которая мне попадется. Были в Английском саду: там слякотно и все лужайки изрыты кротовьими нормами, что весьма сюрреалистично. Из обязательной программы объяли старую и новую Пинакотеки, а Пинакотеку дер Модерне не осилили. Зато были в Музее игрушки со скорбными теддиберами и на выставке Pracht auf Pergament, посвященной иллюстрациям в рукописных книгах за четыре века, 780 - 1180.
Там, впрочем, не только на иллюстрации было интересно посмотреть, а на сами книги, на страницы и на переплет с золотом-серебром-рубинами-изумрудами и планками слоновой кости. Одна книга была не латыни, но удивительно понятная - оказалось, словенская. То есть старослав, записанный латиницей. Резиденцией Виттельсбахов завершили. Там есть большая красивая зала, точно станция Московского метрополитена им. Кагановича, только без скамеек и светильников посредине вестибюля.