Еще про два повествования о сотворении мира

Sep 20, 2013 02:50


В продолжение к постингам Мои мысли о Шестодневе и эволюции и Послесловие к записи "Мои мысли о Шестодневе и эволюции". В последнем из них я высказывал предположение, что решение проблемы с жестокостью и негармоничностью мира живой природы следует искать в том, что первозданный мир сознательно был сотворен Богом несколько недоделанным, ( Read more... )

эволюция, Священное Писание, экзегетические этюды, вера и наука, богословие

Leave a comment

Comments 17

psr1913plus16 September 20 2013, 00:33:37 UTC
Один инвариант для всех таких толкований: Бог, какую бы свободу кому ни давал, всегда знает наилучший сценарий. Все, что мы можем сделать, это в той или иной мере приблизиться к этому заранее заданному максимуму. Идея, что мы можем в чем-то дополнить Бога - это денницина дерзость.

Reply

mikhail_zeleny September 20 2013, 05:57:49 UTC

А я и ничтоже глаголю супротив того, что Бог знает лучший сценарий и мы как-то улучшить его не можем и т.п. Речь о том, что Бог Сам нам поручил в нем быть актёрами и активно участвовать, а не в роли реквизита стоять :). Т.е. речь идёт не о дополнении и улучшении (на том-то Адам и погорел), а о доделывании в тех рамках, что тебе поручены.

Кстати, к твоему комменту об ангелах в другой теме: уже потому "будете яко ангелы" относительно, что мы по образу и подобию Божию сотворены, а они - нет и потому не могут быть творцами (что-то похожее вроде бы было у Паламы). Мы призваны стать сынами Божиими по благодати, а они - нет, т.к. суть не более чем слуги и навсегда таковыми и останутся.

Reply

mikhail_zeleny September 20 2013, 10:57:59 UTC

Ещё одна мысль в голову пришла: возможно, что один из смыслов "не ешь плодов от древа познания" - как раз метафора для "не пытайся дополнить Бога, доделывай лишь то, что Он незавершенным оставил специально для тебя, чтобы ты при деле был". А змий свое вредоносное дело как раз с того и начал, что дополнил: мол, не только "не ешь", но и "не прикасайся".

Reply


andrei_platonov September 20 2013, 06:10:06 UTC
Все верно! И смерти не будет! http://top.rbc.ru/viewpoint/16/09/2013/876637.shtml

Reply


Из практики осуществления проектов в ИТ,.. ioannko September 23 2013, 19:37:24 UTC
.. известно, что задолго до пуска рабочей базы (production), проектировщики разворачивают базу разработчика (development) на которой отрабатывают всякие невероятные сценарии. Чем более таких сценариев прошли испытания (testing), тем более вероятна устойчивая работа и хорошая производительность рабочей базы.
Это я примерил термины из Вашего текста "полигон" и "опытная станция" на реалии проектной жизни.
Таким образом я хочу отметить, что Ваш взгляд вполне соответствует успешной рабочей модели из высокотехнологичной жизни проектировщика.
И мне очень нравится идея, что Бог доверяет человеку доделать что-то, пусть хотя бы запятую в Библии, но так, чтобы человек понял что именно эта запятая должна стоять в определенном месте.
Это как я, сделав работу, звал сына, рассказывал в общих чертах что сделано, и хотел, чтобы он делал завершающий штрих. Это типичная педагогика. Талантливейшая. Что достойно и Бога и Человека.
Благодарю за текст.
Удачи в дальнейших формулировках.
..
Господи помилуй!

Reply


overtakenbyjoy September 30 2013, 13:50:40 UTC
Михаил, спасибо, Ваши мысли очень интересны!

Но для меня, честно говоря, объяснение "первозданный мир сознательно был сотворен Богом несколько недоделанным, незавершенным с той целью, чтобы человек должен был его доделать, завершить, внеся тем самым недостающую гармонию" не слишком меняет дело. В некотором смысле это даже хуже. Варианты 1) у Господа "не получилось" или 2) "прекрасный мир радикально испортился после падения человека" не хороши (Вы красиво это иллюстрируете), но они хотя бы не вызывают нравственных претензий к Богу: в обоих случаях это не Его решение - сделать мир таким. А в Вашем варианте получается, что мир в текущем удручающем виде является произведением (пусть и неоконченным) Его рук, продуктом Его решений! Т.е., грубо говоря, это Он задумал и сотворил этих самых паразитов-гусеницемучителей с тем, чтобы человек когда-нибудь исправил ситуацию и их от этого отвадил. Не нравится мне это.

Reply

mikhail_zeleny September 30 2013, 15:38:02 UTC

Разумеется, не "не получилось", а сознательно поставлена человеку задача "доделать", с которой он не справился.А в Вашем варианте получается, что мир в текущем удручающем виде является произведением (пусть и неоконченным) Его рук, продуктом Его решений! Т.е., грубо говоря, это Он задумал и сотворил этих самых паразитов-гусеницемучителей с тем, чтобы человек когда-нибудь исправил ситуацию и их от этого отвадил.

Ну да, и вполне в духе "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45:7). Кстати, 40-e главы Исаии наряду со 103 псалмом всегда считались "корреспондирующими" с повествованием о Творении. Так вот: представление, что все от Бога - и свет, и тьма, и мир, и бедствия, - одно из ключевых в ветхозаветном миропонимании, и нам надо это принять в смирении. Да, можно сказать, что это Ветхий Завет, но ведь и Творение - это тоже Ветхий Завет...Не нравится мне это.

Ну, это по большому счёту вкусовщина, эстетизм: что называется, "Мои мысли - не ваши мысли, говорит Господь" и "Кто ты, что, что ( ... )

Reply

overtakenbyjoy October 1 2013, 09:40:10 UTC
Ну да, и вполне в духе... Да, можно сказать, что это Ветхий Завет, но ведь и Творение - это тоже Ветхий Завет...

Тогда нужно уточнить, о чём мы говорим: о повествовании в ВЗ и осмыслении его (в рамках ВЗ/православного богословия), либо о реальности, которая больше любых текстов и даже их осмыслений. Лично мне интересно говорить только о втором, так как оно актуальнее: как именно мне на основе всего моего опыта мыслить о творении мира? И, например, слова "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия", конечно, прекрасно ложатся на богословие ВЗ, но не укладываются в мой опыт и ожидания (основанные во многом на осмыслении НЗ): я не могу и не хочу считать Бога источником как жизни, так и смерти. Т.ч. "ветхозаветное миропонимание" для меня - это некая условность, которая была дана определённому народу на определённом этапе развития. Мне сейчас представление о ней нужно только для понимания текстов, возникших в её рамках, и не более того.

Так что я не вижу здесь проблем кроме вкусовщины и эстетизма ("птичку жалко").
Я думаю ( ... )

Reply

mikhail_zeleny October 4 2013, 20:22:45 UTC
Тогда нужно уточнить, о чём мы говорим: о повествовании в ВЗ и осмыслении его (в рамках ВЗ/православного богословия), либо о реальности, которая больше любых текстов и даже их осмыслений.

Ну, положим, в любом случае когда мы о чем-то говорим, мы говорим о нашем осмыслении, об актуализации - это общий принцип и он касается всего, в т.ч. и библейских текстов. Иначе тексты и не читаются. Т.е. в твоих терминах о втором речь идет - другое дело, что при таком осмыслении нельзя первое и третье из виду упускать.И, например, слова "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия", конечно, прекрасно ложатся на богословие ВЗ, но не укладываются в мой опыт и ожидания (основанные во многом на осмыслении НЗ): я не могу и не хочу считать Бога источником как жизни, так и смерти. Т.ч. "ветхозаветное миропонимание" для меня - это некая условность, которая была дана определённому народу на определённом этапе развития.

Я с этим согласиться не могу - для меня это более чем условность, в т.ч. и потому, что НЗ мыслит исключительно в категориях ( ... )

Reply


spatzen September 30 2013, 17:29:34 UTC
Михаил, а вот ещё есть оффтопик (я очень рад, что есть с кем поговорить на эти темы):
"образ, как творил Создатель" и "шматина глины не знатней автралопитека". Что вы думаете о том, как соотнести идею постепенного антропогенеза (небольших изменение, в т.ч.и в психике), которые привели к становлению Хомо Сапиенса и картину созидания человека из Быт.гл.2.
Тут целый ряд проблем:
1)Адам = конкретная личность vs Адам как "люди" или "всечеловек"
2)Животные-родители первых людей (сколько бы этих людей не было первыми)
3)С какого "этапа" начинать Адама - с Хомо эректусов или с неандертальцев, или только с Хомо Сапиенсов? (хотя грань между ними и Хомо Эректусами очень размыта)

Reply

mikhail_zeleny September 30 2013, 17:35:15 UTC

Я думаю, что не факт, что их вообще соотносить (во всяком случае - согласовывать) надо - научная картина мира и повествование первых глав Бытия скорее всего суть взаимодополнительны, как корпускулярное и волновое представление в квантовой механике, две картинки стереопары или проекции на две перпендикулярные плоскости в начертательной геометрии.

Reply

spatzen September 30 2013, 18:32:43 UTC
Если так, то зачем тогда вообще соотносить Быт.1-2 с научной картиной мира?

Всё же проблема "с какого момента человек стал человеком" - важна. И чую, что связана с проблемой аборта - считаем же мы человеком одноклеточное существо или существо с хвостом.

Reply

mikhail_zeleny October 4 2013, 20:29:00 UTC
Если так, то зачем тогда вообще соотносить Быт.1-2 с научной картиной мира?

Да я бы рад :) - беда в том, что не получается, т.к. в обоих лагерях (атеистическом и фундаменталистском) есть желающие это делать, и приходится заваренноую ими совместно кашу расхлебывать. А если серьёзно, то взаимодополнительные картины как раз и надо соотносить, только не путем "совмещения одной с другой на плоскости", а, так сказать, с целью постижения объемной картины, за ними обеими стоящей.Всё же проблема "с какого момента человек стал человеком" - важна. И чую, что связана с проблемой аборта - считаем же мы человеком одноклеточное существо или существо с хвостом.

Согласен. Просто "нельзя объять необъятное"...

Reply


Leave a comment

Up