Еще про два повествования о сотворении мира

Sep 20, 2013 02:50


В продолжение к постингам Мои мысли о Шестодневе и эволюции и Послесловие к записи "Мои мысли о Шестодневе и эволюции". В последнем из них я высказывал предположение, что решение проблемы с жестокостью и негармоничностью мира живой природы следует искать в том, что первозданный мир сознательно был сотворен Богом несколько недоделанным, незавершенным с той целью, чтобы человек должен был его доделать, завершить, внеся тем самым недостающую гармонию. Подчеркиваю - дело не в том, что у Бога как бы "не получилось" создать мир гармоничным или что в творении участвовали падшие ангелы, которые его "испортили" (да не будет!), а в том, что именно такова и была воля Творца, чтобы человек дело творения завершил - затем, возможно, чтобы человек воистину стал у Бога соработником (тут можно найти некую связь с тем, что человек сотворён по образу и подобию Божию: если Бог - Творец, то и человек должен был бы обладать соответствующими качествами, а стало быть и как-то соучаствовать в деле творения; ну и ещё ему работа досталось, чтобы не получилось, что он пришел "на всё готовенькое")..

Мне пришла в голову мысль, что, возможно, данная идея способна пролить свет не только на эту проблему, но и на вопрос о двух повествованиях о творении, о котором я тоже говорил. Внешне эти рассказы сильно различаются - начнем с того, что согласно первому (Шестоднев) человек сотворен после всех тварей, а согласно второму - "всякий полевой кустарник и всякая трава" хоть и созданы были до человека (точнее, об их создании говорится до рассказа о его сотворении), но не росли, "ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли" (Быт.2:5), а о создании животных вообще говорится уже после рассказа о сотворении человека!

Казалось бы, полная нестыковка. Но если вдуматься, то оба повествования о связаны куда теснее, чем может показаться, если некритически принимать на веру выводы библейской критики :). Суть вот в чём: первый рассказ заканчивается тем, что Бог почил от дел Своих. В этом можно увидеть намёк на то, что Бог как бы "уступает место" человеку, чтобы тот "доделал" мир.

А второй рассказ как раз и посвящен этому доделыванию и потому идет сразу за словами о том, что Бог почил от дел Своих - отсюда и все эти странности "трава не росла, дождь не шёл", хотя вроде бы как все было уже создано: это как раз и есть метафора для обозначения недоделанности, незавершенности. Так как "не было человека для возделывания земли" - получается, что мир был как бы еще "диким" (потому как ещё недоделанный), а Адам должен был его как бы "одомашнить". Для этого Эдем специально был насажден как своего рода "заповедник" или "полигон", "опытная станция", ну и ПМЖ Адама с Евой, конечно, их "дом с участком", "возделывая и храня" который Адам должен был постепенно расширить его до всего мира.

Некий намёк на вышесказанное можно узреть из повествования о том, как Бог зверей приводил к Адаму и он им имена нарекал: наречение имен - первый шаг к "одомашниванию", а что приводимые звери были, как и Адам, постоянными жителями Эдема - далеко не очевидно: про Эдем сказано "и насадил", "и произрастил" про райские деревья и "и поместил там человека" про Адама - а про зверей, что Бог ими Эдем населил, не сказано. Похоже на то, что звери были приводимы извне Эдема (в прямом ли смысли это понимать либо метафорически).

Вот, кстати, и возможный ответ на вопрос о хищничестве: в "одомашненном" мире эта проблема решается тем, что всех человек кормил бы - грубо говоря, хищники ели бы что-то наподобие сухой корм. Тут, кстати, возникает интересная (хотя и побочная) параллель с другим повествованием - о Потопе и Ноевом Ковчеге: очевидно, что Ной должен был заботиться о всей этой живности, что с ним плавала, и кормить ее - естественным-то путём и было не прокормиться! Т.е. Ноев Ковчег в каком-то смысле - "второй Эдем", пусть и временный и несовершенный, и это очень хорошо соотносится с тем, что в церковной традиции он считается прообразом Церкви.

Но дальше, как я говорил, возникла проблема из-за грехопадения - человек не справился с возложенной на него миссией и мир остался в недоделанном, незавершенном состоянии. Недоделанное Адамом предстояло доделать Христу...

Вот такие идеи. Интересно, как они соотносится со святоотеческими толкованиями, согласующими два этих повествования?

эволюция, Священное Писание, экзегетические этюды, вера и наука, богословие

Previous post Next post
Up