Началось всё с того, что я
в Фейсбуке поделился ссылкой на пост
m-e-l-n-i-k-o-v "
О Шестодневе". Там было сделано несколько комментариев, которые и дали мне повод изложить кое-какие свои мысли по даному вопросу. Отредактированный и дополненный вариант этих соображений я и публикую здесь. Отмечу сразу, что я не столько пытаюсь дать готовые ответы, сколько ставлю
(
Read more... )
Reply
мне очень понравилось, как эту проблему решает С.Худиев. Примерно так (надеюсь, я правильно его понял):
Шестоднев (и вторая глава Бытия) написан на основе мифов Междуречья и для тех, кто эти мифы знал и принимал всерьёз. Поэтому главной и богодухновенной в Шестодневе является очень простая мысль: мир создан Богом и по воде Божьей. И постепенно. Всё. Остальное - просто форма изложения (пусть её автор книги Бытия и считал очень важной). Эту же мысль очень просто можно сочетать с любой научной картиной мира (постоянно меняющейся)
Reply
Мне этот ход не нравится: слишком уж просто и как-то слишком небережно и неблагоговейно по отношению к Писанию. Есть, безусловно, здравая идея в том, что в первых главах Бытия Бог говорит, обращаясь прежде всего к тем, кто мыслил в парадигме соответствующего места и времени, но только к этому все сведено быть не может.
Reply
а про динозавров он вообще забавно учил: дескать они - плод эксперимента Люцифера. а Бог обрушил на них астероид и пресёк диавольские опыты.
фантастика полнейшая. хотя увлекательно, да.
Reply
Reply
до грехопадения человека было грехопадение ангелов. Этод было до сотворения жизни. Когда Бог творил жизнь, уже были падшие ангелы. Вот они и примешали к творению тлен и взаимопожирание. Человек был создан вернуть творение на правильный путь. Для этого было создано "особое место" - Рай, свободный от тления и взаимопожирания (т.е.Рай - это не весь мир до грехопадения). Адам должен был всю Вселенную сделать Раем. Далее - по всем известной логике.
Reply
Reply
Reply
Уже одного этого достаточно, на мой взгляд, для того, чтобы данную идею отвергнуть.
Reply
Тоже не совсем близко, мягко говоря. При всей моей любви и уважении к о. Александру Меню мне представляется, что эта его идея неудачная.
Начнём с того, что строго говоря из самого текста Бытия про творение ангелов ничего сказать нельзя (да, есть святоотеческое мнение, достаточно устойчивое, что они были сотворены до творения материального мира, оно весьма логичное и я с ним не собираюсь спорить, но на самом деле непонятно, чем оно обосновывается). Тем паче ничего невозможно сказать о том, когда произошло их падение: ясно, что до падения человека ("сначала диавол согрешил"), но когда именно - установить вряд ли возможно и и еще сомнительнее то, что они попортили творение, примешав к нему смерть и тление. По этой причине куда более продуктивным мне представляется моя (собственно, не моя - я ее явно где-то подчерпнул, только не помню где) идея о "недоделанности", незавершенности, которую человек был признан устранить.
Reply
Reply
Reply
Reply
Рай - это как раз не то, что весь мир до грехопадения, а лишь некая его часть: это и по тексту Бытия ясно, да и Кураев об этом тоже пишет (а как иначе-то, если по тексту ясно, что Эдем != весь мир?). Он специально был насажден как своего рода "заповедник" или "полигон", "возделывая и храня" который Адам должен был постепенно расширить его до всего мира ( ... )
Reply
Разница с Менем, кстати, только в том, что вместо "недоделанности" у него - испорченность.
Reply
Разница-то принципиальная: "недоделано" ещё не значит "плохо"!
Кстати, вот ешё какая мысль мне пришла: оба повествования о сотворении связаны куда теснее, чем может показаться, если некритически принимать на веру выводы библейской критики :). Суть вот в чём: первый рассказ заканчивается тем, что Бог почил от дел Своих. В этом можно увидеть намёк на то, что Бог как бы "уступает место" человеку, чтобы тот "доделал" мир.
А второй рассказ как раз и посвящен этому доделыванию - отсюда и все эти странности "трава не росла, дождь не шёл": это как раз и есть метафора недоделанности ("не было человека для возделывания земли").
Reply
Leave a comment