О Литургии Великой Субботы и навечерья Рождества и Богоявления

Dec 21, 2007 15:33


Решил вынести из комментов (в основном своих в в теме pr-daniil О ПРИЧАЩЕНИИ НА ПАСХУ) с небольшими дополнениями ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

Comments 19

tozhe_kot December 25 2007, 14:11:08 UTC
У Гроба литургия Великой Субботы служится вечером, уже после того, как заканчивается церемония с огнем и патриарх удаляется, т.ч. по времени все получается. А ночью - привычная пасхальная

Reply

mikhail_zeleny December 25 2007, 20:29:51 UTC
У Гроба литургия Великой Субботы служится вечером, уже после того, как заканчивается церемония с огнем и патриарх удаляется, т.ч. по времени все получается. А ночью - привычная пасхальная

Да? А я слышал, что церемония с Огнем совершается уже после Литургии (исторически когда-то она была частью чина пасхального бдения). Но Вам, как местному жителю, виднее, конечно.

Reply

tozhe_kot December 25 2007, 20:32:39 UTC
мне виднее - я на этой литургии каждый год причащаюсь

Reply

(The comment has been removed)


(The comment has been removed)

mikhail_zeleny January 5 2008, 09:16:32 UTC
Спасибо, очень интересно! Прочту доклад обязательно!кроме того отдельно предписывается служить Литургии Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, затем Великого Четверга, Литургии Пасхальной всенощной (sic!) и утренней Пасхальной Литургии (!), ну и далее еще пару памятей.
Т.е. были две Литургии?Похоже даже на Светлой не служили, так как там есть указание, что утренней Литургией празднование Пасхи и заканчивается. Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?

Да, для меня это тоже вопрос, на который о.Михаил ответа не дает: почему эта особенность (две Литургии на Пасху), которая в общкм-то связана с чисто иерусалимской спецификой, вдруг начала "тиражироваться" туда, где она особого смысла не имеет? О.Михаил ответа не дает. А в отношении Вашего вопроса (Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?) могу предположить, что все дело в том, о каком времени мы говорим: может быть в IV веке это и была еще "частная ( ... )

Reply

mikhail_zeleny January 5 2008, 09:17:06 UTC
Да и для Иерусалима такая особенность очень странно выглядит. Они там постоянно ходили по разным памятным местам, на Пасху чуть ли не весь Иерусалим с окрестностями обошли, а тут вдруг келейная служба на Гробе, в двух шагах от собора, странно...

Я так понимаю, не совсем она келейная: народ присутствовал, но снаружи. Возможно, пока епископ служил, с народом что-то пели, читали, кто-то из пресвиторов и дьяконов мог молитвы произносить и ектеньи - короче говоря, была служба. Народ распускался только после завершения 2-й Литургии ( ... )

Reply

thapsinos January 6 2008, 17:24:54 UTC
Рену, к сожалению, не приехал - только прислал доклад ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

mikhail_zeleny January 9 2008, 08:49:49 UTC
Имеет ли смысл вообще задаваться вопросом какова была первоначальная практика,

Что именно Вы называете "первоначальной практикой"? А "задаваться вопросом", думается, надо - хотя бы для лучшего понимания. Другое дело, какие из этого практические выводы следуют: может статься, что и никакие...если она просуществовала всего два столетия, в то время как уже полторы тысячи лет есть другая интерпретация?

С другой стороны, эта короткая эпоха - "форматиный период" для Православия, когда жили такие Отцы, как Афанасий, Василий Великий, Григорий Богослов, Златоуст и т.д. Это я к тому, что те века могут быть для нас более значимые, чем последующие 1500 лет, насмотря на их краткость. Церковная практика вложила другой смысл и он не менее,

Какой, на Ваш взгляд? а может и более важен, чем отвергнутый первоначальный.

Ну, это вопрос философский: можно сказать "отвергнутый", а можно и "утраченный".

Reply


Leave a comment

Up