О Литургии Великой Субботы и навечерья Рождества и Богоявления

Dec 21, 2007 15:33


Решил вынести из комментов (в основном своих в в теме pr-daniil О ПРИЧАЩЕНИИ НА ПАСХУ) с небольшими дополнениями ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

mikhail_zeleny January 5 2008, 09:16:32 UTC
Спасибо, очень интересно! Прочту доклад обязательно!кроме того отдельно предписывается служить Литургии Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, затем Великого Четверга, Литургии Пасхальной всенощной (sic!) и утренней Пасхальной Литургии (!), ну и далее еще пару памятей.
Т.е. были две Литургии?Похоже даже на Светлой не служили, так как там есть указание, что утренней Литургией празднование Пасхи и заканчивается. Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?

Да, для меня это тоже вопрос, на который о.Михаил ответа не дает: почему эта особенность (две Литургии на Пасху), которая в общкм-то связана с чисто иерусалимской спецификой, вдруг начала "тиражироваться" туда, где она особого смысла не имеет? О.Михаил ответа не дает. А в отношении Вашего вопроса (Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?) могу предположить, что все дело в том, о каком времени мы говорим: может быть в IV веке это и была еще "частная патриаршья служба" (если точнее - служба, имевшая своей целью почтить место Воскресения Христова), но в VI - скорее всего уже нет. Может быть, поэтому-то ее и растиражировали в других местах примерно в эту эпоху или чуть раньше...

У меня вот какое соображение есть на сей счет: чин Рождества/Богоявления развивался по аналогии с чином Пасхи (об этом многие пишут, в т.ч. и о.Михаил). И читаю я в 1-й главе работы Н.Д.Успенского Чин Всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви об иерусалимском чине Рождества/Богоявления по более древним (V в.) армянским рукописям и более поздним (VI-VII вв.) грузинским. Так вот, по армянским рукописям (там, кстати, Рождество и Богоявление еще на разделены и празднуются 6-го января, а 25-го декабря - праздник в есть царя Давида) чин такой: накануне вечером лития на "Паству" (храм на "поле пастырей" рядом с Вифлиемом), с чтением Лк.2:8-20, затем служба пененосится в пещеру Рождества в Вифлиеме, там совершается бдение из 11 ветхозаветных чтений, потом Литургия. Иными словами, никаких двух Литургий еще нет.

По грузинским рукописям, во-первых праздники Рождества и Богоявления уже разделены (собственно, это только в Иерусалиме они в V веке еще были совмещены, а в Риме, Александрии, Константинополе и Антиохии они были разделены аж в конце IV века), а во-вторых кроме литии в Паству после нее появляется вечерня в пещере Рождества (отдельно от бдения), причем после вечерни совершается Литургия. Дальше все примерно как в армянских источниках: бдение того же состава (11 ВЗ-чтений) и Литургия.

К чему это я? Возможно, развитие чина Рождества коственно свидетельствует о том, когда на Пасху 2-я Литургия перестала быть "частное епископской службой" и начала "тиражироваться" (в т.ч. не только на празднование Пасхи в жругих местах, но и в чин Рождества). Смотрите: в V-м веке Литургии в сочельник еще нет, а в VI-VII уже есть. Возможно, ее добавили по аналогии с Пасхой, имевшей 2 Литургии, хотя полной унификации еще нет - 2-я Литургия не после бдения, а до (на вечерне чтений мало).

Reply


Leave a comment

Up