О Литургии Великой Субботы и навечерья Рождества и Богоявления

Dec 21, 2007 15:33


Решил вынести из комментов (в основном своих в в теме pr-daniil О ПРИЧАЩЕНИИ НА ПАСХУ) с небольшими дополнениями ( Read more... )

богослужение, литургика

Leave a comment

(The comment has been removed)

mikhail_zeleny January 5 2008, 09:16:32 UTC
Спасибо, очень интересно! Прочту доклад обязательно!кроме того отдельно предписывается служить Литургии Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, затем Великого Четверга, Литургии Пасхальной всенощной (sic!) и утренней Пасхальной Литургии (!), ну и далее еще пару памятей.
Т.е. были две Литургии?Похоже даже на Светлой не служили, так как там есть указание, что утренней Литургией празднование Пасхи и заканчивается. Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?

Да, для меня это тоже вопрос, на который о.Михаил ответа не дает: почему эта особенность (две Литургии на Пасху), которая в общкм-то связана с чисто иерусалимской спецификой, вдруг начала "тиражироваться" туда, где она особого смысла не имеет? О.Михаил ответа не дает. А в отношении Вашего вопроса (Если она была частной патриаршей службой, то с чего ее сохранять, когда все остальные особенности не пожалели?) могу предположить, что все дело в том, о каком времени мы говорим: может быть в IV веке это и была еще "частная ( ... )

Reply

mikhail_zeleny January 5 2008, 09:17:06 UTC
Да и для Иерусалима такая особенность очень странно выглядит. Они там постоянно ходили по разным памятным местам, на Пасху чуть ли не весь Иерусалим с окрестностями обошли, а тут вдруг келейная служба на Гробе, в двух шагах от собора, странно...

Я так понимаю, не совсем она келейная: народ присутствовал, но снаружи. Возможно, пока епископ служил, с народом что-то пели, читали, кто-то из пресвиторов и дьяконов мог молитвы произносить и ектеньи - короче говоря, была служба. Народ распускался только после завершения 2-й Литургии ( ... )

Reply

thapsinos January 6 2008, 17:24:54 UTC
Рену, к сожалению, не приехал - только прислал доклад ( ... )

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:06:02 UTC
Отче, с приближающимся (а может, кже наставшим?) Праздником! Если Вас не затруднит, не могли бы Вы уделить некоторое внимание этому: http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?t=1038 ?

Reply

thapsinos January 6 2008, 18:16:38 UTC
А на что там отвечать ( ... )

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:31:15 UTC

Ну все-таки - есть какие-либо данные или хотя бы гипотезы, позволяющие объяснить появление этой вечерни с Литургией на Рождество? Каков вообще смысл этой службы? У Успенского объямнений нет...

К слову: что Вы можете сказать по поводу слов ouitaleios не о двух, а о трех Литургиях в храме Воскресения (http://priestal.livejournal.com/237651.html?thread=2670931#t2670931) ?

Reply

thapsinos January 6 2008, 18:44:19 UTC
А что тут говорить? outaleios - хороший специалист; и он корректно изложил данные источников. Данные фрагментарны, как я у Вас только что и писал.
А по ссылке я же там ему и ответил, в чем был пойнт моего давнего комментария. Вы неправильно его понимаете. Тот комментарий был не историко-литургический, а сугубо практический.

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:47:15 UTC
Тот комментарий был не историко-литургический, а сугубо практический

Да это-то я прекрасно понимаю. Просто интересно, насколько глубокие и интересные вещи могут стоять за тем, что может показаться обыконовенным "забобоном"!

Reply

mikhail_zeleny January 9 2008, 09:09:33 UTC
А на что там отвечать?

На вопрос о происхождении вечерни с Литургией 24-го декабря по грузинскому Канонарю.Все, что мы знаем - это какие-то обрывки информации.

Но Вы-то этих "обрывков" знаете больше, чем я!

Reply

thapsinos January 6 2008, 18:16:58 UTC
Разумеется, с праздником!

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:36:13 UTC

Кстати: а не является ли вечерняя трапеза сочельника (достаточна обильная, особенно на Украине) неким следом разговения после Литургии Великой Субботы, о котором Вы некогда писали? (в Великую Субботу разговение выпало, а в сочельник - осталось) И не является ли украинский обычай устраивать достаточно обильную "кутию" (по сравнению с обычаями России) следствием связей Западной Руси и восточных патриархатов в 16-17 вв?

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:11:53 UTC
Несомненно, что савваитское богослужение представляло собой монашескую адаптацию кафедрального иерусалимского (это, кстати, очень важный вывод - вопреки тому же Шмеману, безосновательно постулировавшему изначальный антагонизм кафедрального и монашеского обрядов).

А может, в случае св. Саввы нет этого антагонизма именно потому, что это иная эпоха, чем время свв. Антония или Пахомия, когда монахи даже священного сана не принимали? А преп. Савва - тот уже принял... Возможно, о некотором антагонизме можно говорить еще в IV веке (соборный чин, сильно завязанный на стациональную Литургию и оглашение vs монашеского "правила псалмопения"), но не в VI. Это я не к тому, чтобы Вам перечить, а дабы разобраться...

Reply

thapsinos January 6 2008, 18:17:42 UTC
Давайте без глупостей.
Богослужение Антония и Пахомия, как показал Фрейсхов, тоже было адаптацией кафедрального (только не иерусалимского, а александрийского).

Reply

mikhail_zeleny January 6 2008, 18:25:26 UTC
Ну дык я ж того не знал... Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up