Совершенно очевидно, что Бог спасает своей волей и благодатью. Но делать человека совершенно непричастным к своему спасению, думается, нельзя. Иначе предопределенность Богом к спасению одних, и к гибели других. Или я неверно понял о том, как "наше собственное человеческое естество не имеет к нему никакой способности (δύναμις)"?
Совершенно очевидно, что Бог спасает своей волей и благодатью. Но делать человека совершенно непричастным к своему спасению, думается, нельзя. Иначе предопределенность Богом к спасению одних, и к гибели других. Или я неверно понял о том, как "наше собственное человеческое естество не имеет к нему никакой способности (δύναμις)"?
Речь, разумеется, не идет о том, что человек полностью непричастен к своему спасению - задача человека состоит в том, чтобы принять дар Божий, ответить Богу на действие Его благодати, сказать Ему "да" подобно Матери Божией в Благовещении. Но это именно ответ - инициатором движения выступает Бог, и то, что Он нам дарует, мы сами сделать не можем - можем только принять дарованное. У hgr в следующих после процитированного абзацах эта мысль раскрывается подробнее:
Худиева просто клинит на этой теме. И уже глупо спорить. :)
Я все-таки надеюсь на то, что расхождения наши скорее терминологические или что он просто чего-то недопонимает - скорее всего соотнощение "органики" с "прощением". Кроме того, похоже, он считает, что когда мы говорим об обожении, то явно или неявно имеем в виду все то же пеллагианское "спасение своими руками" (типа "вот я аскетически напрягся и обожился"), против которого он и борется. Надеюсь, приведенные цитаты его успокоят и формулировки исцеление естества и обожение есть следствие прощения и обожение есть благодатный дар будут искомым "томосом единения".
Остаются, правда, и другие разногласия между нами: о невозможности отпадения или более широкий вопрос об отношении к святоотеческому Преданию - я считаю, что при наличии разногласий между Отцами надо не просто "выбирать, что кажется более убедительным" ("соответствующим Писанию" и т.п.), а подойти комплексно, постаравшись прежде всего понять, чем эти разногласия вызваны, имея в виду, что Предание является (имплицитно)
( ... )
Дай-то Бог, но сколько уж на старом курятнике разбирались, и все впустую. Он, боюсь, тогда просто не услышал нашей позиции, а ходил по одному и тому же кругу.
Comments 9
Reply
Речь, разумеется, не идет о том, что человек полностью непричастен к своему спасению - задача человека состоит в том, чтобы принять дар Божий, ответить Богу на действие Его благодати, сказать Ему "да" подобно Матери Божией в Благовещении. Но это именно ответ - инициатором движения выступает Бог, и то, что Он нам дарует, мы сами сделать не можем - можем только принять дарованное. У hgr в следующих после процитированного абзацах эта мысль раскрывается подробнее:
К тому «праксису», которым является обожение, человеческая природа не имеет никакого отношения. Это «праксис» одной лишь божественной воли и энергии. Наше естество не имеет никакой способности к нему, и обожение не является даже «воздаянием» святым за их ( ... )
Reply
Reply
Здорово говоришь! Согласен! +1
Сюда же относится и притча о смоковнице, которую в противном случае вообще понять нельзя (недавно в ЖЖ пробегал длиннющий текст на эту тему).
Ссылочку не кинешь? А то я не заметил или просто не обратил внимание.
Т.е. Господь всегда "играет белыми". Он дает дары и задает вопросы. Человек же отвещавает. Это - все, что от него зависит.
Да, про то, что "Господь играет белыми", и мне мысль приходила, просто не получилось ее вставить в ответ о.Георгию.
Reply
Reply
Reply
Я все-таки надеюсь на то, что расхождения наши скорее терминологические или что он просто чего-то недопонимает - скорее всего соотнощение "органики" с "прощением". Кроме того, похоже, он считает, что когда мы говорим об обожении, то явно или неявно имеем в виду все то же пеллагианское "спасение своими руками" (типа "вот я аскетически напрягся и обожился"), против которого он и борется. Надеюсь, приведенные цитаты его успокоят и формулировки исцеление естества и обожение есть следствие прощения и обожение есть благодатный дар будут искомым "томосом единения".
Остаются, правда, и другие разногласия между нами: о невозможности отпадения или более широкий вопрос об отношении к святоотеческому Преданию - я считаю, что при наличии разногласий между Отцами надо не просто "выбирать, что кажется более убедительным" ("соответствующим Писанию" и т.п.), а подойти комплексно, постаравшись прежде всего понять, чем эти разногласия вызваны, имея в виду, что Предание является (имплицитно) ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment