Возвращаюсь к
старому своему сообщению.
sergeyhudiev пишет в комменте в журнале
shumilov:
Имеет ли Христос власть простить человека, который еще не чемпион, еще не "дообожился"?
Недавно я нашел исчерпывающий, как мне представляется, ответ на этот вопрос в работе
hgr ГЛАВЫ К УЧЕБНИКУ ПО ФИЛОСОФИИ, а именно в главе
Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха (discalaimer - цитирование не означает моего согласия с богословской или тем паче экклезиологической позицией
hgr: просто, на мой взгляд, он удачно изложил - почему бы не воспользоваться?)
Различие в том, что будущее состояние святых является результатом деятельности (ἀποτέλεσμα) исключительно божественной энергии. Оно даруется нам по благодати, а наше собственное человеческое естество не имеет к нему никакой способности (δύναμις). Но всякий результат деятельности, «праксис», - это результат реализации способности, соответствующей данному естеству (природе)
[19]. К тому «праксису», которым является обожение, человеческая природа не имеет никакого отношения. Это «праксис» одной лишь божественной воли и энергии. Наше естество не имеет никакой способности к нему, и обожение не является даже «воздаянием» святым за их праведные дела (33 В-36 А).
Из процитированного (я специально выделил подчеркиванием ключевые места) ясно, не только что Господь имеет власть простить "недообожившегося нечемпиона", но именно так и только так бывает: никто не может обожиться своими силами и трудами, обожение - всегда благодатный дар (да и вообще - совершенное обожение достигается только в будущем веке, даже величайшие святые не были обожены на все 100%, и в этом смысле никаких "чемпионов" просто нет). В земной жизни речь идти может только о том, на какую долю человек обожен, насколько он соответствует словам ап. Павла "уже не я живу, но живет во мне Христос" (о "доле" или "степени" обожения говорить вполне, как мне кажется, уместно - это слово может, к примеру, означать всего лишь то, насколько часто человек себя ведет так, что не он действует, а Господь через него, а он сам от своей воли отложился: чем чаще - тем "степень обожения" выше). В конечном итоге, как я
уже писал в первом своем сообщении, в земной жизни речь может идти лишь о некотором залоге (2Кор.1:22, 5:2; Ефес.1:13-14) будущего обожения, который дается нам как благодатный дар и пронести который составляет все содержание христианской жизни.