В двух враждующих лагерях. Часть 4 - На службе Его Величества

Jun 04, 2021 18:27


Часть 1 --- Часть 2 --- Часть 3

Если «переводить» на монаршью шкалу, то почти всю сознательную жизнь Джон Копли был подданным Георга 3 (король с 1760 по 1820, правда последние 10 лет он де-факто не был таковым из-за своего безумия). Художник уезжал из Нового Света, будучи формально ещё подданным короля, таковым он и остался на новом месте жительства. Сейчас, по прошествии стольких лет, конечно можно обвинять Копли в беспринципности, в том, что он, будучи хорошо знаком с теми, кто всю жизнь боролся с Георгом 3, не только переехал в Лондон, но и послужил своей кистью этому монарху. Однако, я бы не стал торопиться. Как я уже говорил, мотивы Копли весьма очевидны. Он хотел совершенствоваться в живописи. В Лондоне он быстро понял, что тут (как, впрочем, и везде тогда) «царицей искусств» является живопись историческая. Сломать эту тенденцию смог только такой Титан, как Тёрнер. Следовательно, выбора не было. Проживая в Лондоне, надо было забыть своё прошлое. Если ты хочешь выставляться, иметь заказчиков, хорошую прессу, совершенствоваться, то не обойтись без картин исторических (пусть даже и из совсем недавней истории), а значит, так или иначе твоя кисть будет на службе Его Величества.



Как вы помните, Джон Копли прибыл в Великобританию в 1774. А уже через несколько лет (1778) началось событие, довольно заурядное для тех лет. Из 100 с небольшим лет, прошедших с 1700 по 1815, Великобритания почти 45 лет находилась в состоянии войны с Францией. Весь XVIII и всё начало XIX века войны вспыхивали регулярно. После того, как закатилась звезда Испании, а Австрия была сосредоточена на ближайших территориях, в мире остались лишь 2 державы, претендующие на глобальную гегемонию - Франция и Великобритания. Как видите, Франция революционная, а затем и Первая империя, при огромных переменах внутри страны, унаследовали этот же вектор во внешней политике. Это эпическое противостояние окончилось лишь при Ватерлоо. С тех пор, Великобритания и Франция больше не воевали.

Ночью с 5 на 6 января 1781 года около тысячи французских солдат высадились на острове Джерси, чтобы овладеть этой важной военно-морской базой. Они захватили столицу острова и губернатора, который отдал приказ о капитуляции. Но майор Фрэнсис Пирсон не подчинился этому приказу, собрал верные королю войска и повёл их в контратаку, в которой был убит. Несмотря на потерю командующего, британцы сумели отразить вторжение. Так закончилась одна из последних попыток высадки иностранных солдат на британские острова, а Пирсон, естественно стал национальным героем, примерно, как у нас Иван Сусанин.



Джон Копли. Смерть майора Пирсона 6 января 1781 года. Музей и галерея искусств Джерси*. 1783

* Точнеее сказать, картина принадлежит галерее Тэйт, а музею в Джерси сдаётся в аренду, совсем как футболист какой-нибудь

Ещё одна вполне британо-патриотическая картина о той войне. И тоже написана по горячим следам.



Джон Копли. Оборона плавучих батарей Гибралтара. Сентябрь 1782. Галерея Тэйт, Лондон. 1783

Довольно хаотичная композиция повествует о событиях так называемой «Большой осады Гибралтара». Несмотря на территориальную близость и объединение сил, Франция и Испания в 1779-1782 не смогли выбить британскую армию и флот с крошечного клочка суши на юге Пиренейского полуострова. Если уж сам Моцарт отметился пьесой на эту тему, то художнику, жившему в Лондоне, было некуда деться.

Впрочем, есть одно обстоятельство, которое не позволяет мне с полной уверенностью сказать о том, что Джон Копли полностью забыл родной Массачусетс и жил только интересами новой родины. Точнее, одна картина. С ней вообще выходит целый детектив, если не сказать путаница.



Джон Копли. The Collapse of the Earl of Chatham in the House of Lords, 7 April 1778. Национальная портретная галерея, Лондон (картина арендована у галереи Тэйт)

Начнём с названия. Я специально выбрал английский вариант. Все русские переводы крайне неудовлетворительны. Самый распространённый из них - Смерть графа Чатама в Палате Лордов. Загвоздка в том, что изображённый на картине умирающий, скончался не 7 апреля, а 11 мая 1778 года. Второй вариант перевода - последнее появление графа Чатама в Палате Лордов. Это уже точнее, но также не отражает всей правды. Давайте разбираться. Кто такой этот самый граф Чатам и какое он имеет отношение к нашей истории. Первый граф Чатам, он же Уильям Питт Старший - британский политик, лидер партии вигов, в 1766-1768 годах - премьер-министр Великобритании. Его сын Уильям Питт Младший, 2й граф Чатам - знаменитый британский премьер-антагонист Наполеона. Во внешней политике Уильям Питт Старший выступал за продолжение войны с Францией до победного конца и … за скорейшее заключение мира и поиск компромисса с американскими колониями. Именно поэтому он весьма почитаем в США. Из-за этой позиции он даже вынужден был сменить Палату Общин на Палату Лордов. 7 апреля 1778 года граф Чатам в последний раз появился в Палате Лордов и произнёс речь, в которой призывал к миру с американскими колониями. Во время этого выступления ему стало плохо. Но умер граф через 34 дня, 11 мая 1778 года. Вот так вот обстояли дела на самом деле. Сам же факт существования этой картины, и история сюжета, на ней изображённого, позволяет нам сказать, что Джон Копли не перешёл в лагерь политических оппонентов борцов за независимость США, а скорее просто приспосабливался как мог к текущим обстоятельствам.

И под занавес, вопрос - вам ещё не надоело? Есть материал для ещё одной части, но я боюсь вас утомить всеми этими пыльными интригами 250 летней давности.

Великобритания, XVIII век, США

Previous post Next post
Up