Часть 1 Часть 2 Итак, в 1774 году Джон Синглтон Копли вместе со всей семьёй покидает Бостон, к тому моменту стоящий на самом пороге войны и отправляется в Лондон. В первую очередь для того, что развиваться дальше как художнику. Причём, в Лондоне он оседает не сразу, сначала совершает большое путешествие по Европе.
Джон Копли. Семья Копли. 1776. Национальная галерея, Вашингтон
Конечно, освоиться на новом месте - всегда труд, требующий в том числе поддержки с чьей-то стороны. В первую очередь Копли в Лондоне сблизился со своим сверстником - Бенджамином Уэстом (1738-1820). Ещё один художник, принадлежащий двум мирам. Он родился и начинал карьеру живописца в Пенсильвании, а переехал в Англию в возрасте 25 лет в 1763. То есть Уэст решился сделать то же самое, что и Копли, только на 11 лет раньше. Возможно поэтому Джон Копли считается учеником Бенджамина Уэста, а не наоборот, хотя первый даже на несколько месяцев старше второго. Уэст составляет гордость и славу сразу двух живописных школ - как американской, так и английской. После смерти сэра Джошуа Рейнольдса именно он стал вторым президентом Британской Академии художеств.
Есть интересный портрет Бенджамина Уэста, уже в почтенном возрасте - 73 года) никем иным как Самюэлем Морзе, тем самым «человеком-азбукой»
Самюэль Морзе. Портрет Бенджамина Уэста. 1811
Вообще, Уэст заслуживает отдельного рассказа.
Я лишь кратко касался его творчества. Так что, надеюсь, всё впереди.
Вернёмся к Джону Копли, и сразу к одной из самых знаменитых (если не самой знаменитой) картине. Вторым человеком, с которым Копли близко сошёлся в Лондоне, был Брук Уотсон. Лорд-мэр. Впрочем, утверждают, что должность эта скорее церемониальная (как и многое в Великобритании). В переводе на наши понятия, лорд-мэр Лондона нечто вроде главы районной управы. Правда самого Сити, но всё-таки, над ним ещё есть мэр собственно Лондона. Однако, и такая должность была для Брука Уотсона большим достижением, с учётом того, что начинал он свою карьеру сиротой и низшим чином в торговом флоте. Именно тогда и произошёл знаменитый эпизод, известный ныне во всём мире благодаря дружбе Копли и Уотсона.
Джон Копли. Уотсон и акула. 1778. Национальная галерея. Вашингтон
Итак, 1749 год. Бруку Уотсону 14 лет. Он сирота и довольствуется скромной работой на торговом судне своего дяди. На стоянке на рейде Гаваны ему приспичило искупаться. Мальчишка, что с него взять. В этот момент и появилась акула. Как вы уже знаете, Брук Уотсон не просто выжил, но дослужился до лорд-мэра Лондона. Всё благодаря членам экипажа, которые в шлюпке двигались в сторону порта, уже предвкушая встречу с женщинами и вином. Акулу отогнали подручными средствами. Рыбина отгрызла лишь ступню Уотсона и кусок плоти из-под колена. Ногу потом отрезали, но жизнь спасли. Говорят, что это первый задокументированный случай нападения акулы на человека. Я не очень верю в это. Вряд ли акулы до 1749 были более миролюбивы, а люди менее любопытны и менее склонны записывать всяческие события. Возможно записи просто не сохранились.
В 1778 Уотсон предложил своему другу Копли изобразить этот эпизод на холсте, что и было сделано. Акула конечно вышла так себе, но простим это художнику, где он мог видеть акул вблизи? Картина достаточно растиражирована в наше время, причём, начало этому положил сам Джон Копли. Он сделал с неё две авторские копии (точнее почти копии). Одна хранится в музее изящных искусств Бостона и акула на ней уже ближе к привычному облику. Её художник сделал для себя, что говорит о довольно тёплых и дружеских отношениях между ним и Уотстоном (одну картину для друга, копию - для себя).
Джон Копли. Уотсон и акула. 1778. Музей изящных искусств Бостона
Для кого сделана третья, я точно не знаю. От двух других она также отличается тем, что немного вытянута по вертикали.
Джон Копли. Уотсон и акула. 1778. Детройтский институт искусств
На сегодня это всё. Но мне есть что ещё рассказать про Джона Копли. Так что, надеюсь, продолжение следует