В двух враждующих лагерях. Часть 2 - Дух нового народа

May 31, 2021 12:38


Часть 1 - https://merkuiovv.livejournal.com/78028.html



Они были энергичны и простодушны. За короткий срок они осознали себя новым народом, другим, отличным от тех, кто остался на исторической родине. Предприимчивость, смелость (а как ещё решиться отправится в такое путешествие через океан, да не в круиз, а в никуда). Желание и умение начать новую жизнь (а не просто размышления на диване о том, что с понедельника неплохо бы поменьше пить пива). Кроме того, многие из них были теми, кого называют сектанты. А, значит, люди, не связанные с «официальной точкой зрения» - в первую очередь, в религии, составлявшей опору тогдашнего мировоззрения. С другой стороны, удалённость от начальства в Лондоне часто означала не только индивидуализм и независимость, но и взаимопомощь, крепость маленьких общин. Безусловно, не стоит идеализировать этот дух первых переселенцев, пионеров, отцов-основателей, в общем, создателей Соединённых штатов. Конечно там хватало и злобы, и мелочности, и религиозного мракобесия, только в других формах. Но по сравнению со Старым Светом, это был дух невиданной свободы. Достаточно сказать, что в Новом не возникло собственной формальной аристократии. Можете представить такое в Европе XIX века? Нет всех этих графов, князей, герцогов и прочих бестолковых титулов, я говорю так не из каких-то левацких побуждений, а просто, будучи человеком, рационально мыслящим, не верю в то, что заслуги, ум, благородство и прочее так просто передаются по наследству. Право на принадлежность к элите надо каждый раз доказывать самому. Заново, с рождения. В общем, несмотря на безусловное наличие тех же человеческих пороков, что и везде, нарождающиеся Соединённые штаты в те годы были местом, где человеческая личность ощутила небывалую доселе свободу. И раз уж мы начали рассказ о Джоне Синглтоне Копли, то давайте посмотрим, как этот дух нового народа проявил себя в его портретах.

Этот портрет Джон Копли написал, будучи ещё совсем молодым человеком. В 1758, в возрасте 20 лет. Кстати, создан он в технике маслом на меди. Интересен и изображённый на ней персонаж. Томас Хэнкок - богатый бостонский купец, сделавший себе состояние на трансокеанской торговле. С одной стороны, обслуживал правительственные заказы из Лондона, с другой, активно занимался контрабандой, а именно - запрещённой торговлей с Голландией. Вполне себе в младо-американском духе. Почему свобода бизнеса должна страдать из-за какой-там геополитики и политических игрищ далекого начальства в метрополии? Нет, мы, конечно, помолимся за это самое королевское величество в церкви, но из нашей частной жизни пусть эта власть катит куда подальше. Не ей решать где и что нам продавать и покупать. А как ещё в кратчайшие сроки устроить экономический подъём?



Джон Копли. Портрет Томаса Хэнкока. 1758. Национальная портретная галерея. Вашингтон

Изображённый на следующем портрете Сильвестр Гардинер был врачом, торговцем медикаментами и землеторговцем (девелопером) в будущем штате Мэн, где сейчас в честь него назван город. Говорят, что торговал в том числе и тем, что сейчас приравнивается к наркотиками, впрочем, тогдашняя медицина и законодательство не знали такого понятия. Активно пропагандировал прививки от оспы. Во время Войны за независимость поддержал корону. Вряд ли по политическим причинам. Скорее, ему просто выгоднее было вести бизнес с метрополией. Так что смело относим его к поколению, создававшему Соединённые штаты. Пусть не в прямом смысле, но по общему духу



Джон Копли. Портрет Сильвестра Гардинера. 1772 Музей Сиэтла

Следующий изображенный - из мира бостонских политиков. После победы в Войне за независимость - вице-губернатор Массачусетса.



Джон Копли. Портрет Мозеса Джилла. 1764. Художественный музей Род-Айлендской школы дизайна, Провиденс, штат Род-Айленд

Впрочем, это далеко не единственный из бостонских политиков, изображённых Копли. И даже не самый известный. Обратите внимание на племянника Томаса Хэнкока, изображённого на самом первом (в этой заметке) портрете - Джона Хэнкока. Личность выдающаяся, с очень характерной биографией для тех времён. Как и его дядя, чётко понимал, что радости начальства не их, жителей Бостона, радости, а сложности и проблемы властей в Лондоне - не их сложности и проблемы. В связи с чем, много и охотно занимался контрабандой. Когда противостояние из таможенной и налоговой сферы переросло в политическую - был одним из тех, кто оказал всестороннюю - политическую и финансовую поддержку восставшим. В горячие дни Джон Хэнкок сам встал во главе ополчения Массачусетса, а после обретения независимости вполне логично стал первым губернатором штата. Кроме того, Джон Хэнкок известен как автор самой крупной (в прямом смысле слова) подписи под Декларацией независимости США. Некоторые даже шутили, что он сделал это специально, дабы ни у кого (в том числе у короля Англии) не осталось никаких сомнений.



Джон Копли. Портрет Джона Хэнкока. 1765. Музей изящных искусств Бостона

Второй президент и первый хозяин Белого дома - Джон Адамс, был хорошо знаком с Джоном Хэнкоком. Но ещё более тесные отношения сложились у Хэнкока с двоюродным братом Джона Адамса - Самюэлом. Один из Отцов-основателей США, также подписавший Декларацию независимости. Напрямую участвовал в разработке ряда документов, до сих пор определяющих политическое устройство страны.



Джон Копли. Портрет Самюэла Адамса. 1772. Музей изящных искусств Бостона

Не будет большим преувеличением сказать, что именно Джон Хэнкок и Самюэл Адамс были душой бостонского Сопротивления, которое в конечном итоге и привело к Войне за независимость.

Впрочем, как известно, у Сопротивления бывают и малые, хотя не менее значимые, герои. В 1775 британцы решили арестовать Джона Хэнкока. Он вместе с Сэмюэлем Адамсом укрылся в доме Хэнкока в Лексингтоне (Массачусетс). В апреле того же года отряд англичан отправился в те края, чтобы захватить склад боеприпасов, а также Хэнкока и Адамса. Человеком, успевшим предупредить обоих, перед самым прибытием правительственных войск, был Пол Ревир - бостонский ювелир и серебряных дел мастер.



Джон Копли. Портрет Пола Ревира. 1768 Музей изящных искусств Бостона

Есть одна интересная деталь. Этот портрет, считающийся одним из лучших в творческом наследии Копли, выполнен за 5 лет до знаменитого «Бостонского чаепития», одним из застрельщиков которого был Ревир и за 7 лет до знаменитой «Скачки Пола Ревира», о которой я немного упомянул выше. Пока будущий герой Войны за независимость просто задумался над серебряным кофейником.

А дальше мы имеем дело с событиями, на первый взгляд, довольно непонятными. Неплохо отразивший дух нации, стоящей накануне войны, и будучи сам знакомым со многими лидерами Сопротивления (по крайней мере, с выходцами из Массачусетса), Джон Синглтон Копли в этой войне сам не участвовал. И не просто не участвовал. Он переехал в те края, откуда исходила угроза ещё не обретённой американской независимости. В Великобританию. Произошло это в 1774. Как раз посередине между знаменитыми «Бостонским чаепитием» (1773) и скачкой Пола Ревира и самой войной (1775). Такой вот исторический выверт, давший, кстати, и название всему мини-циклу статей. Однако, не спешите искать здесь измену и вообще большую политику. Помните, я упоминал о положительном отзыве сэра Джошуа Рейнольдса после того, как «Портрет Генри Пелэма с белкой-летягой» был выставлен в Лондоне? Но к словам о том, что Копли ждёт большое будущее и мировая известность, сэр Джошуа добавил: «при хорошем образовании». Как ни крути, Бостон всё же был глухой провинцией в мире художеств. А явно назревавшая война отодвигала вопросы художественного развития очень далеко. Так что не будем осуждать художника, сделавшего выбор в пользу искусства.

На этом можно было бы и закончить вторую часть. Но, окинув её беглым взглядом, я с ужасом понял - все предлагаемые внимаю читателей портреты - мужские. Так не годится. Не то, чтобы я поборник новых принципов равноправия всех и везде, а просто женщин люблю больше. Надо как-то разбавлять эту компанию.



Джон Копли. Портрет миссис Уинтроп. 1773. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Это не просто очередная заказчица, а одна из умнейших женщин Массачусетса. Жена профессора Гарвардского университета, очень любившая вместе со своим мужем заниматься астрономическими наблюдениями.

Всё, теперь точно можно написать - продолжение следует (я надеюсь…)

XVIII век, США

Previous post Next post
Up