В двух враждующих лагерях. Часть 5 - Другой народ

Jun 05, 2021 18:52


Часть 1 --- Часть 2 --- Часть 3 --- Часть 4

Как я уже говорил, материала осталось ещё на одну часть. А так как решительных протестов заявлено не было, то она и будет размещена. Во второй части этого цикла (все ссылки вверху, под заголовком) шла речь о том, что Джону Копли в своих портретах неплохо удалось выразить дух молодой американской нации. Переезд в Старый Свет сделал из Копли не только портретиста, но и исторического художника (части 3 и 4). Однако, работы над портретами он не оставил. Во-первых, какой смысл отказываться от того, что довольно неплохо получается. Во-вторых, портреты - это главный источник существования. Художник не может жить без заказов. А портрет - это то, что продается и покупается почти всегда, во все времена. В-третьих, портрет - это конечно не историческая живопись, но тоже весьма почтенный жанр (с точки зрения престижа). В итоге, мы имеем счастливую возможность для сравнения. Людей, живших одновременно по разные стороны Атлантики, воспринятых одним и тем же взглядом и изображённых одним и тем же художником. Формально они пока подданные одного короля и жители одной страны. Но фактически - уже разные люди. В первой и второй части мы видели американцев, теперь настала пора взглянуть на англичан. Естественно, в основном это будут портреты аристократов. Кто ещё может себе позволить заказать портрет у художника, который всё-таки добился того, ради чего пересекал Атлантику - стал знаменитым.





Джон Копли. Портрет Георга 4. 1809. Музей изящных искусств Бостона

Точнее сказать, название портрета не совсем верное. Если быть правильно-занудным, то портрет следует подписать как «Георг 4 в бытность принцем Уэльским». Этот всадник юридически сядет на британский трон лишь в 1820, а фактически, он уже сейчас король Англии. В 1810 окончательно станет очевидна душевная болезнь его отца Георга 3 (на самом деле она началась ещё в XVIII веке), а в 1811 старый король официально будет признан недееспособным и до самой его смерти (1820) Георг 4 будет являться регентом.

На следующем портрете перед нами известный британский юрист и высокопоставленный судья.



Джон Копли. Портрет барона Роберта Грэхема. 1804. Национальная галерея, Вашингтон

Классический портрет XVIII века. С атрибутами. Даже без подписи мы должны догадаться, человек какой «профессии» перед нами. Судя по дате написания портрета, Копли не понадобилось много времени после переезда в Лондон, чтобы обрести заказчиков из высшего света.



Джон Копли. Портрет адмирала Кларка Гэйтона. 1779. Королевские музеи Гринвича

Пробуждение новых стилей. На следующем портрет можно разглядеть как чёрточки романтизма, так и неоклассицизма.



Джон Копли. Полковник Уильям Фитч и его сёстры Сара и Анна Фитч. 1800-1801. Национальная галерея, Вашингтон



Джон Копли. Генри Аддингтон, первый виконт Сидмут. 1797-1798. Музей искусств Сент-Луиса

На мой взгляд, разница между английской аристократией и новой, нарождающейся американской буржуазией очевидна, и даже зарождающийся романтизм мало что здесь меняет.



Джон Копли. Томас Лэйн и его сестра Хэрриот. 1792. Музей изящных искусств Бостона

Есть ещё один нюанс. Конечно, это не мой профиль, и я могу ошибиться, но похоже большинство женщин-колонисток в то время принципиально не признавали париков. Вот, например, портрет из старых, американских времён.



Джон Копли. Анна Фэйрчайлд Боулер (мисс Мэткалф Боулер). Ок 1763. Национальная галерея, Вашингтон

И это далеко не единственный портрет женщины без парика в американском периоде творчества художника. А теперь английская леди



Джон Копли. Абигайл Бромифлд Роджерс (мисс Дэниэл Денисон Роджерс). Ок 1784. Гарвардский художественный музей, музей Фогг

Завершая получившуюся внезапно длинной историю Джона Синглтона Копли, представляю вашему вниманию одну из лучших (на мой взгляд) его работ. По крайней мере, с точки зрения качества живописи она превосходит его многие другие произведения. Сделано для себя, для души



Джон Копли. Автопортрет 1780-1784. Национальная портретная галерея, Вашингтон

Может быть так кому-то понравится больше.



Джон Копли. Автопортрет 1780-1784. Национальная портретная галерея, Вашингтон

Великобритания, XVIII век, США, XIX век

Previous post Next post
Up