4.
Алма-Ата была первым
среднеазиатским городом, который я увидел - это произошло в августе 2015 года, после
тысячекилометрового марш-броска автостопом через степи и пустыни
Восточного Казахстана.
5.
И даже после этого
Южная столица меня
не слишком впечатлила.
6а.
6б.
Серая, в основном не очень выразительная застройка, скучная прямоугольная планировка, сильный смог, из-за которого даже не видно знаменитых алматинских гор.
6в.
6г.
7.
8.
Хотя я не мог не отметить почти европейскую атмосферу и какой-то практически московский флёр.
9.
9A.
9а.
9б.
9в.
9г.
9д.
9е.
В середине Азии, за тысячи километров от Европы, от Москвы и от любого моря.
10а.
10б.
В 2015 году мне не удалось основательно посмотреть Алма-Ату - даже по моим меркам, которые предусматривают где-то пару дней на средний постсоветский город с миллионным населением.
11.
Даже в центре казахстанской Южной столицы я увидел не всё, а за его пределами побывал только в
западном спальном районе, и даже до таких знаковых мест, как смотровая на Кок-Тобе и канатная дорога на Медео, я не добрался в тот раз.
12.
Это произошло отчасти из-за того, что я задержался на
Алтае и опаздывал: уже дня через три надо было садиться на поезд в сторону Москвы, а ведь мне предстояло ещё
Северную Киргизию посмотреть.
13.
Другим фактором был настоящий "гостеприимный плен" - не самое редкое для Средней Азии явление, когда тебя кто-нибудь сначала любезно приглашает в гости, а потом добровольно-принудительно показывает город.
14.
Чаще всего на машине, что не лучшее решение в условиях алматинских пробок.
15.
Но общее представление о городе я получил - даже покатался на
трамвае, который вскоре приказал долго жить.
16.
И в целом не рассчитывал оказаться в главном городе Казахстана ещё раз.
17.
Но пришла осень 2022 года, и я по понятным причинам оказался в Средней Азии - хотя и не надолго, как многие, а всего лишь на полтора месяца.
18.
Мои знакомые и друзья перебирались за границу на подольше, снимали там квартиры, и таким образом в нескольких крупных городах региона мне была обеспечена ночёвка, и я старался проложить свой маршрут через все такие города.
19.
Осень уже подбиралась к своему завершению, была почти середина ноября, и даже в
Чуйской долине выпал снег.
20.
Мой путь постепенно закруглился и повернул обратно на север, и я повёл его через Алма-Ату, которая по понятным, упомянутым выше причинам стала одним из центров российской "релокации".
21.
Почти европейский город посреди Азии, практически московское качество жизни и среды, более близкий и понятный россиянам, довольно светский менталитет.
22.
Это если сравнивать с соседним
Ташкентом, или, тем более, с другими городами соседних среднеазиатских стран.
23.
Так вот, в Алма-Ате у меня в то время как раз снимал квартиру друг, и ожидалось ещё несколько знакомых.
24.
И я, конечно, не мог миновать этот самый цивилизованный на тысячи километров вокруг город - тем более что наступала зима.
25.
Если быть точным, то первые дни в Южной столице стояла поздняя осень, сухая и морозная в этом континентальном климате.
26.
Ночная температура вполне бы позволила снегу выпасть и остаться лежать, но не было ни облаков, ни осадков.
27.
А последние пару дней не то вдоль гор, не то с равнины пришли тучи.
28.
И при околонулевой температуре Алма-Ата покрылась тонким слоем мокрого снега.
29.
Он прибил вечный городской смог и украсил городские виды.
30.
31.
32.
33.
34.
Впрочем, на верхней станции канатной дороги, уходящей из города мимо катка Медео прямо на трёхкилометровые отроги
Заилийского хребта зима царила если не с лета, то с поздней осени точно.
35.
36.
37.
В общем, моё мнение об Алма-Ате поменялось, когда я приехал туда во второй раз.
38.
Я оценил, что даже после двух десятилетий форсированного развития столичной Астаны Алма-Ата остаётся самым большим городом Казахстана.
39.
Не только и не столько по численности населения, сколько по уровню городской среды, благоустроенности и урбанистичной атмосфере.
40.
41.
Не последнюю роль здесь сыграл тот факт, что даже в 2020-х годах треть алматинцев - это русские.
42.
Почти полумиллионная русская община Алма-Аты - крупнейшая среди всех городских общин за пределами России.
43.
И город, по ощущению, остаётся в значительной степени русскоязычным.
44.
45.
Я ни в коем случае не хочу тут сказать, что русские чем-то лучше казахов - просто сохраняющаяся высокая доля русских и русскоязычных говорит о том, что сохраняется ядро, какая-то базовая часть местного населения, благодаря чему сохраняется и городская культура, сложившаяся во многом ещё в советское время.
46.
Кроме того, русские как более европейский по своему мироощущению народ и влияют на живущих с ними рядом казахов.
47.
И делают саму Алма-Ату более европейским городом, создавая спрос на городскую среду европейского типа.
48.
49.
50.
Географически Алма-Ата - это Средняя Азия, но историко-культурно этот город - скорее часть Великой Степи.
51.
52.
Как и почти все казахстанские города, Алма-Ата была основана не Александром Македонским и даже не одним из Тимуридов, а русскими при освоении этой далёкой окраины империи в XIX веке.
По меркам Казахстана Алма-Ата - город исторический.
53.
Здесь есть десятки дореволюционных зданий, в том числе один из крупнейших в мире деревянных православных соборов.
54.
Но даже по архитектурному наследию времён Российской империи Алма-Ата уступает некоторым крупным среднеазиатским городам, не говоря уже о памятниках прежних эпох.
Та архитектура, по которой этот город занимает выдающееся положение - это конструктивизм.
55.
Кажется, столько зданий в этом стиле нет больше ни в одном среднеазиатском городе.
56.
Хотя по сравнению со зданиями в других стилях его тут всё равно не очень много.
Несколько настоящих архитектурных ансамблей - в стиле послевоенного неоклассицизма ("сталинский ампир").
57.
58.
59.
60.
Есть и что-то переходное между всеми этими тремя стилями:
61.
Ещё очень много позднесоветской архитектуры.
62.
63.
64.
Нередко весьма необычной:
65а.
65б.
С характерными для советской Средней Азии декоративными элементами:
66.
С оттенком брутализма.
67а.
67б.
И мозаики, куда же без них:
68а.
68б.
А вот современная архитектура, как и почти везде в Казахстане, как и очень много где на постсоветском пространстве, в Алма-Ате в основном неважная.
69а.
69б.
69в.
Хотя есть и исключения, конечно.
70а.
70б.
Для многих главная достопримечательность города - это трёхкилометровые горы, которые начинаются прямо в Алма-Ате.
71а.
71б.
71в.
71г.
Или, если точнее, сочетание этих гор с городским пейзажем.
72а.
72б.
Южные алматинские кварталы кое-где взбираются на покрытую лесом нижнюю часть горных склонов, протуберанцами забираясь в долины.
73.
Но в основном Алма-Ата - это всё же город наклонной плоскости.
74.
То есть поверхность, на которой расположена бо́льшая часть городской застройки - почти вся ровная, но заметно наклонённая с юга на север.
75.
По ней бегут небольшие речки.
76.
В нижней части города к ним прибавляются каналы и арыки, но в целом городская водная сеть тут не такая густая, как в
Ташкенте, например.
77.
Но, по крайней мере, она тут работает: вода есть, и она течёт, немного освежая городской воздух - в отличие от соседнего
Бишкека, где всё это находится в гораздо более плачевном состоянии.
В Алма-Ате, где совсем немного крупных парков, набережные некоторых городских рек - это хорошие прогулочные зоны.
78.
Обратите внимание на бетонные уступы, которыми выложено русло: насколько я понял, они должны уменьшать разрушительную силу быстрого течения и даже могут ослабить силу селя, грязевого потока с гор, если он вдруг прорвёт расположенную выше защитную дамбу.
79.
В конце концов большая часть алматинской воды оказывается в большой реке Или, которая течёт параллельно горам, но в нескольких дюжинах километров севернее.
80.
(отсюда) Если оказаться в нижней части города, ближе к железнодорожному вокзалу Алматы I на Турксибе, то Заилийский Алатау встанет во всю свою высоту над полуприкрытыми смогом и дымкой городскими кварталами.
81.
А если подняться на холм Коктобе, то невысокий горный отрог, который как мыс или как нос корабля выдвигается из шеренги склонов хребта, то прямоугольники городской застройки раскинутся на три стороны, на севере уходя в дымку бесконечной равнины, на западе и на востоке подступая к самому хребту Заилийского Алатау.
82а.
82б.
Такое подгорное расположение, с вершинами в качестве фона для городского скайлайна и разнообразными видами городских кварталов с холмов и отрогов - это не такое уж редкое явление в мире.
83.
Но для нашей страны великих равнин (и Советский Союз в целом был таким же) это довольно необычное зрелище.
84.
Со склонов Заилийского Алатау можно увидеть, что в Алма-Ате, которая в целом похожа на вытянувшийся вдоль северного подножия гор огромный овал с выраженным выступом на север где-то посередине, имеет выраженную прямоугольную сердцевину с плотной городской застройкой.
85а.
85б.
Восточнее это исторический
центр, западнее -
микрорайоны, всё остальное - в основном частный сектор.
86а.
86б.
То, что на востоке центр Алма-Аты переходит сразу в малоэтажную застройку - это во многом наследие ещё дореволюционных времён, когда город начинался с казачьей станицы Верная.
87.
На севере регулярные жилые и общественные кварталы переходят в промзону, которая в Алма-Ате не очень велика и в первую очередь направлена на обслуживание городских нужд, так что у автомобильного транспорта нет достойных конкурентов в загрязнении алматинского воздуха.
Южная столица, в 1989-2023 годах прибавившая миллион с лишним жителей (то есть город увеличился чуть больше чем в два раза) росла в основном за счёт именно малоэтажной застройки.
88.
Периферийные районы и пригороды западнее, восточнее и севернее городского ядра продвинулись за это время на километры. В этом плане Алма-Ата больше среднеазиатский город, хотя доля многоэтажек в новом жилье здесь всё же больше, чем в том же Ташкенте.
89.
Алма-Ата занимает второе место в Средней Азии после
Ташкента по размеру спальных микрорайонов.
90.
Но, в отличие от узбекистанской столицы, где эта плотная застройка образует несколько ядер-жилмассивов, в Южной столице Казахстана бо́льшая часть микрорайонов сгруппировалась в огромный массив.
91.
Как видно с Коктобе, Алма-Ата - город не то чтобы малоэтажный, но одно из немногих мест, где видно по-настоящему высокие дома - это кварталы вдоль проспекта Аль-Фараби, подходящие к холму с западной стороны.
92.
По количеству и плотности небоскрёбов Алма-Ата уступает не только Астане, но теперь уже и Ташкенту: почти все они были построены в 2000-е годы, их не больше дюжины, и ни один из не превышает 200 метров по высоте.
93.
Но в Алма-Ате, в отличие от Астаны и Ташкента, есть горы, дополняющие высотные здания, делающие городскую застройку визуально плотнее и эффектнее.
94.
В Алма-Ате, как и в Ташкенте, есть телебашня, совсем чуть-чуть уступающая телебашне узбекистанской столицы, и расположена она на том же холме Коктобе, который увеличивает видимую высоту башни раза в полтора.
95.
(отсюда) Даже после вскоре последовавшей ликвидации
трамвайной системы Алма-Ата осталась столицей Казахстана не только по численности населения и качества городской среды, но и по размеру городской транспортной системы.
96.
Это единственный казахстанский город, где действует внеуличный пассажирский транспорт.
97.
Метро здесь строили очень долго, но всё-таки достроили, в то время как в Астане дело дошло только до столбов для "надземного метро".
Хотя
метро в Алма-Ате всё же открыли после четверти века строительства, оно так и осталось метродолгостроем, типичным для СНГ, и унаследовало большинство других недостатков, характерных для постсоветского пространства.
98.
(отсюда) Трассировка пускового участка изначально была не очень удачной: связав центр и главный спальный жилмассив на западе, первая линия не охватила важнейшие транспортные узлы - ни один из двух железнодорожных вокзалов, ни один из двух крупнейших автовокзалов.
99.
В условиях СССР это можно было бы исправить быстрым продлением линии, но в независимом Казахстане за 13 лет, прошедших с запуска первой очереди, открыли ещё четыре станции.
100.
Это быстрее, чем в российской провинции, но заметно медленнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Зато метро в Алма-Ате оказалось неожиданно красивым для своей, в общем-то, функционалистской эпохи.
101.
Несмотря на то, что метро не обеспечивает прямого доступа к многим важнейшим объектам, оно обслуживает и центр, и главный спальный район, и в целом своей г-образной трассировкой повторяет структуру города.
102.
Бо́льшая часть единственной линии проходит вдоль проспекта Абая, главной алматинской улицы, а на востоке линия поворачивает на север, проходит через самый центр Алма-Аты и заканчивается, немного не доходя до железнодорожного вокзала Алматы II.
Это всё выглядит гораздо лучше, чем у многих метрополитенов-"неудачников" бывшего СССР (
Самара,
Днепропетровск), и даже странно, что в двухмиллионной Алма-Ате метро из 11 станций в сутки пользуются лишь 90 тысяч человек.
103а.
103б.
103в.
103г.
Возможно, дело в том, что в Южной столице - очень неплохая система наземного общественного транспорта, а по меркам
Средней Азии она так и вообще превосходна.
104.
И при этом все эти автобусные и троллейбусные маршруты, обслуживаемые современными низкопольными машинами, больше дублируют метро, чем подвозят пассажиров к станциям.
105.
И не увеличивают количество пассажиров подземки, при этом дополнительно перегружая городские улицы.
106.
С траффиком в Алма-Ате и вправду не очень хорошо, что бросается в глаза даже москвичу.
107а.
107б.
В советское время тут, в отличие от соседнего
Ташкента, так и не появилось объездной, а потом в постсоветское время все деньги ушли на
Астану и она снова не появилась - вернее, не появлялась а течение долгого времени.
108.
Сейчас в Алма-Ате есть одно внутреннее автомобильное кольцо, по габаритам примерно соответствующее московскому Третьему Транспортному, и оно почти всё скоростное, и есть совсем недавно построенная БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автодорога). Она на самом деле не кольцевая, а полукольцевая, соединяет через северные окраины города западный (на Чимкент, Астану) и восточный (на Китай) выезды из Южной столицы.
109.
Впрочем, на юге никакого полукольца не требуется, там ведь нет никаких далеко идущих дорог, да и такую трассу пришлось бы строить в основном в тоннелях: ведь там прямо в город заходят отроги Заилийского хребта.
Среди прочих алматинских дорог есть лишь пара частично скоростных.
110.
Прежде всего, это длиннющий проспект Райымбека, который все по старинке зовут Ташкентской улицей - да, в Алма-Ате, как и в Средней Азии в целом, люди упорно не признают переименования, и даже молодые горожане могут использовать топонимы, которые официально прекратили существование ещё до их рождения.
Проспект Райымбека - это внутригородская связка между западным и восточным выездами из Алма-Аты, проходящая чуть южнее центра, и его вполне можно рассматривать как его объездную.
Троллейбус в Алма-Ате после закрытия всех остальных казахстанских систем оказался единственным в стране.
111.
Более того, эта система велика (самая большая в Средней Азии) и неплохо себя чувствует.
112.
Подвижной состав новый, машины курсируют часто, пользуются спросом.
113а.
113б.
И это при том, что в казахстанской Южной столице есть хорошая автобусная система.
114а.
114б.
В Казахстане это не такая редкость, как в Узбекистане, Таджикистане или Кыргызстане, но тем не менее.
115.
По сравнению с Москвой, в Алма-Ате немалая доля автобусного подвижного состава - это автобусы средней вместимости.
116.
Зато здесь есть целая система выделенных полос, что особенно важно в условиях недостаточного охвата городской территории метрополитеном.
117.
Хотя свой вклад в дублирование наземным транспортом подземного эти выделенные полосы тоже вносят.
118.
Но в Алма-Ате есть и то, чего нет в российской столице - настоящие участки скоростного уличного наземного транспорта (
BRT), которые используются и автобусами, и троллейбусами.
119.
Это такие усовершенствованные выделенные полосы, в большой степени изолированные от остальной проезжей части, снабжённые собственными остановками, которые порой приближаются к настоящим посадочным платформам.
120.
А ещё
уже в 2019 году в Алма-Ате появились электробусы, которые до сих пор, впрочем, курсируют только по одному маршруту.
Кроме выделенных полос для автобусов, есть в Южной столице и специальные полосы для двухколёсного транспорта, и иногда они прямо-таки китайского масштаба.
121.
Известно, что в боливийском
Ла-Пасе, как и в некоторых других высокогорных городах, чем выше расположен район - тем он беднее, ведь там просто-напросто меньше воздуха для дыхания.
В городах как Алма-Ата, которые расположены не в горах, а у их подножия, и в гораздо более холодном климате, всё обычно наоборот.
122.
Районы выше расположены ближе к дающим прохладу и воду склонам, там больше зелени и чище воздух, ведь задерживаемый рельефом местности смог больше скапливается внизу.
123.
Ещё именно снизу подходят железные дороги, а значит там исторически развивалась промышленность, которая ухудшает городскую среду и опять-таки загрязняет воздух. Впрочем, снизу к городу подключаются и другие важные коммуникации, те же автодороги, то есть скопление транспорта в целом больше, что тоже не делает воздух чище.
124.
И это как раз случай Алма-Аты..
Поэтому логично, что в целом престижность, качество, комфортность районов в Южной столице Казахстана увеличиваются с севера на юг, снизу вверх по наклонной плоскости.
125.
Центр и главный спальный район находятся где-то посередине, внизу - не очень внушительная алматинская промзона, оба вокзала и оба автовокзала и отдельные спальные районы, наверху - административные здания, деловые центры, парки, университет и самые престижные жилые кварталы, ещё выше - коттеджные посёлки, поросшие лесом горные долины и знаменитый каток "Медео".
126.
Метро, кстати, обслуживает в основном "среднюю" часть Алма-Аты, лишь
одной станцией, северной конечной заходя "вниз".