Алма-Ата: взгляд из города

Mar 25, 2017 10:53






Мне с Алма-Атой не повезло во многих смыслах, прежде всего в плане погоды: за смогом не было видно практически ничего, даже телебашня на горе Коктобе не совсем чётко просматривалась.
Не повезло мне и с осмотром города, на который изначально был один полный день. На длинном и стремительном пути из Восточного Казахстана на юг я познакомился с алматинским казахом, молодым предпринимателем, любознательным и добродушным, который пригласил переночевать у себя.

2.


Всё бы ничего, даже прекрасно, но жил он в пригороде, был довольно занят, но при этом настаивал на том, что будет возить меня по городу на своей машине. То, что принято называть "навязчивостью гостеприимства"; в Азии с таким сталкиваешься не так уж редко. В итоге сначала мы не могли часов до двух дня выехать, потом всласть постояли в пробках в городе и на подъездах к нему. Ну и, как чаще всего бывает, он как местный знал город не очень хорошо - с точки зрения того, что может быть интересно туристу. В итоге я только на пару часов смог оторваться от своего любезного спутника, с трудом убедив его в ценности познания города с помощью собственных ног. С моим темпом день на осмотр миллионного города - немного, но терпимо и достаточно; но за эти несколько часов я увидел только что-то очень общее, и совсем не увидел, к примеру, остатков дореволюционного Верного, описанных в этом посте.
Пригород, где меня приютили - посёлок ГРЭС, он же Энергетический у северного въезда в город.
Его настоящее, современное, казахстанское название - "Отеген Батыр", но, как это часто бывает в Средней Азии, где почти все советские/русские названия переименовали в национально-ориентированные, новыми названиями в обиходе не пользуются, а упрямо продолжают называть улицы, посёлки, даже порой города по-старому. Причём не только пожилые, старшее поколение, которые порой и в Москве норовят пройтись по улице Горького или поехать на площадь Ногина - в Средней Азии старые названия популярны и среди младшего/молодого поколения, к которому принадлежал и мой гостеприимный хозяин. Энергетический/Отеген Батыр - в основе своей довольно обычный советский "монопосёлок" - он вырос вокруг Алма-Атинской ТЭЦ-3, одной из трёх крупных городских электростанций Южной Столицы.

3.


Серые пятиэтажки, но, в отличие от казахстанской провинции, качество асфальта и благоустройство дворов на заметно более высоком уровне.

4.


Алма-Ата - это, конечно, не Чимкент, исламская цивилизация здесь чувствуется меньше, но это и не светский Северный Казахстан. Много локальных новых мечетей:

5.


Вполне мусульманская благотворительность:

6.


Потом был долгий, небыстрый путь на машине в основную часть города
Погода стояла самая южная - душная, тёплая.

7.


И при такой погоде смог, конечно.
Объехали центр с востока и юга и спустились к площади Республики.

8.


Главная городская площадь была создана в 1980 году по решению тогдашнего главы Казахской ССР Динмухамеда Кунаева - Старой площади в центре города уже не хватало, чтобы служить "местом встречи" для почти миллионного города.

9.


Вообще, в Алма-Ате очень мало площадей, а те, которые фактически являются площадями - в основном не имеют названий. Старая площадь называется "площадь Астана" - а больше официально наименованных общественных пространств такого рода в Алма-Ате я не нашёл, довольно азиатская черта.
Другое название площади Республики - Новая площадь; в конце 1970-х годов делового центра на проспекте Аль-Фараби и жилых многоэтажек Самала ещё не было, и площадь была расположена фактически на южном краю городской застройки, южнее и выше начинались яблочные сады с частным сектором.
Площадь сыграла немалую роль не только в казахстанской, но и во всесоюзной истории - именно здесь в 1986 году начался Желтоксан ("Декабрь"). После снятия Кунаева, который правил Казахстаном не одно десятилетие, Москва прислала на его место Геннадия Колбина, который никогда не имел никакого отношения к союзной республике. Жители Казахстана, самой русифицированной и "некоренной" по составу населения республики, стали протестовать, самый крупный, алма-атинский митинг разогнали - это событие было первым в череде националистических беспорядков, ознаменовавших собой распад Союза.

Шаблонное неэстетичное позднесоветское здание ЦК Компартии Казахстана (сейчас всего лишь акимат/мэрия Алма-Аты):

10.


В рамках реконструкции позднесоветский облик площади был разбавлен скульптурами на национально-историческую тему:

11.


12.


13.


И был воздвигнут столп монумента Независимости:

14.


Забавно, что площадь Республики постигла судьба Манежной - в 2007-2012 годах здесь был сооружён подземный торговый центр с аналогичными стеклянными куполами, значительно затруднивший потенциальные митинги на площади.

15.


Спортивные/детские площадки и всякие декоративные элементы - кажется, это самое благоустроенное место Южной столицы:

16.


Хотя площадь уже совсем не на краю города, она не выглядит центральным пунктом городской жизни - людей немного, машин тоже, скорее это оазис - тихо, просторно и зелено.

17.


Видно, что это скорее место для власти, чем для местных жителей, а для жителей только по особым праздничным дням - тоже азиатская специфика.
Да город за 35 лет поднялся ещё немного выше по склону:

18.


Потом мой любезный хозяин внял моим просьбам, и повёз меня в юго-западный спальный район Орбита - с тем, чтобы я там заценил городской трамвай, поехал бы на нём в центр и самостоятельно там погулял. У него как раз образовались дела, и мы договорились встретиться вечером на станции метро "Москва" - чтобы он вывез меня через западные пригороды на трассу в сторону Бишкека.

19.


Трамвая долго не было, у меня даже появилось подозрение что его таки уже закрыли, но нет.

20.


Долго и медленно ехал я по прямым алма-атинским улицам обратно в сторону центра города.

21.


И вышел из трамвая у пересечения с проспектом Абая.

22.


Проспект Абая - далеко не самая длинная, не самая важная, но, кажется, самая парадная улица города.

23.


Подозреваю, что и одна из наиболее загруженных - она соединяет самым удобным путём центр с западными спальными микрорайонами.

24.


Можно сказать, что проспект Абая - главная ось городской транспортной сети: 6 из 9 станций городского метрополитена расположены здесь, через эту улицу так или иначе проходят все без исключения маршруты городского троллейбуса.

25.


Абай Кунанбаев - это казахстанский Пушкин, Лермонтов, Толстой и Достоевский в одном лице, основатель национального литературного языка.

26.


Топонимы, названные в честь него, можно встретить по всей стране - и в городах, и за их пределами; в этом качестве дедушка Абай (в каком-то таком образе он обычно предстаёт на многочисленных памятниках) с успехом заменяет приснопамятного дедушку Ленина. Он выбрался и за пределы Казахстана - взять хотя бы памятник на Чистопрудном бульваре; недаром в 2012 году проходившая там оппозиционная акция называлась ОккупайАбай. Впрочем, это всё "всесоюзная" скульптурная политика прежнего градоначальника Лужкова, продолжавшая советские традиции - так в Москве появились памятники узбеку Алишеру Навои, азербайджанцу Низами Гянджеви, киргизу Манасу; едва ли многие проходящие мимо московского Абая представляют себе, кто это такой.
Станция метро Алатау - в алма-атинском метро прекрасно почти всё, включая оформление выходов из подземных переходов:

27.


Проехался до северо-восточной конечной - станции "Райымбек-батыр".
Это та самая потрясающе неудачно расположенная станция - отсюда пара кварталов как до железнодорожного вокзала Алма-Ата II, так и до автовокзала "Саяхат".

28.


Зато это единственная станция, находящаяся на проспекте Райымбека - самой длинной (15 километров, примерно как московский Ленинский проспект) алма-атинской улице.

29.


Проспект проходит с запада на восток, практически напрямую соединяя Кульджинский тракт (дорога на китайский Синьцзян) и Ташкентский тракт (дорога на запад) - два сегмента будущей автомагистрали "Западная Европа - Западный Китай".
Ташкентская улица уже 23 с лишним года как стала проспектом Райымбека, но местные предпочитают называть её Ташкентской - тот же случай неприживаемости новых национальных названий, как и с посёлком ГРЭС/Энергетический/Отеген Батыр.
А сам Райымбек-батыр, как и многие другие батыры, в честь которых так любят называть улицы и сёла в современном Казахстане - жил в XVIII веке, в эпоху Казахского ханства, и прославился своей освободительной борьбой против джунгар.

30.


Вернулся немного назад на метро, до станции Абай.
Одна из самых красивых в городе, на мой взгляд.

31.


Станция расположена на одноимённом проспекте - там, где линия метро делает резкий поворот на север.

32.


33.


Станцию можно чуть ли не самой туристической из всех - это центр города, и отсюда меньше километра до безымянной площади перед Дворцом Республики, откуда начинается канатная дорога на Коктобе.

34.


Тут - самый главный памятник Абаю Кунанбаеву:

35.


Сам Дворец - ещё один шедевр зодчества времён Застоя; чем-то напомнил мне отдельные павильоны московского ВВЦ.

36.


Канатка была закрыта то ли на ремонт, то ли по случаю праздника/мероприятия ("парад оркестров") - и тут мне с Алма-Атой не повезло.
На этой же площади - здание КИНЭПа, на мой вкус, самое красивое в городе:

37.


В подземном переходе под проспектом Достык (Дружбы), который тут пересекает проспект Абая:

38.


Чем-то напомнило знаменитые расписные переходы в центре Ростова-на-Дону.

А "Достык" - наверно, единственный советский топоним, сохранившийся в полной мере в независимом Казахстане - как-то он вошёл в унисон с современным местным политическим курсом/идеологией.
Где-то в каменных дебрях алма-атинского центра - вдруг памятник Тарасу Шевченко, следы союзного прошлого:

39.


Но - так или иначе - жизнь южного города летним вечером обладает особым очарованием.

40.


Яркая, для нас даже экзотическая особенность Алма-Аты - это арыки. Изначально они сооружались для орошения сельскохозяйственных угодий, но в современном городе их основная функция - увлажнение воздуха.
В Алма-Ате нет крупных рек, через город протекают три небольшие речки (Большая и Малая Алматинка и Весновка/Есентай), их распределяется и перераспределяется по центральным районам с помощью системы арыков.
В отличие от многих других среднеазиатских городов, система более-менее исправно функционирует.

41.


Собственно, проспект Абая изначально был проложен вдоль Головного арыка, соединяющего Малую Алматинку с Весновкой, он идёт параллельно горам и даёт начало большей части текущих от гор арыков поменьше; проспект Абая до 1960-х годов носил название Арычной улицы.
И вот, наконец, парк Отдыха, главный городской парк - но алмаатинцы, конечно же, продолжают по старинке называть его парком Культуры.

42.


Парк довольно прост и компактен, но уютен.

43.


44.


На клумбах моё внимание привлекли те же самые таинственные суккулентные растения, что и в сочинском Дендрарии

45.


После парка времени уже оставалось немного - на троллейбусе, который вывез меня опять на проспект Абая, красивая станция метро "театр имени Мухтара Ауэзова"

46.


Станция "Москва" - не столь красивая, но зато родная, побратим московского "Братеево", резко переименованного в "Алма-Атинскую".

47.


Конструкционно аналогичная московскому "бульвару Дмитрия Донского" - двухэтажная, с балконами над путями.
Дешёвая отделка - но зато огромные фотографии с видами российской столицы:

48.


По иронии судьбы моё мимолётное знакомство с Алма-Атой завершилось именно на этой станции.

49.


Любезный казах, приютивший меня давеча у себя в посёлке ГРЭС, довез на машине аккурат до того места, где проспект Райымбека переходит в Ташкентский тракт.

Попутка из города нашлась довольно быстро.
/Продолжение следует/

август, Алма-Ата, Южный Казахстан, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Казахстан, 2015, большое путешествие

Previous post Next post
Up