"…дорожка ведет наверх к трем храмам, включая Pura Silayukti, где, говорят, жил
ЭМПУ КУТУРАН - который в XI веке ввел кастовую систему на Бали"…
Lonely Planet, которая в очередной раз перепутала божий дар с яичницей…
Нет, это надо особо постараться, чтобы буквально в нескольких словах сделать такое количество ляпов, меняющих всю суть дела (еще "фенечки" от LP:
01,
02,
03)!
Не было на Бали в XI веке кастовой системы. И в XII не было. И даже в XIII…
И даже не пытался Ida Batara Mpu Kuturan (это его полный нынешний титул) заниматься ее введением (а вы вообще можете представить себе буддиста, "вводящего кастовую систему"?) Да и было ему чем еще заняться - причем в прямо противоположном направлении: Эмпу Кутуран не разъединял балийцев (раскалывая их на касты), а, наоборот, объединял (подробнее см. гиперлинк выше +
ЭПИГРАФ):
"…находясь в Pura Silayukti, Эмпу Кутуран спланировал и осуществил все виды работ, необходимых для строительства pura-pura kahyangan jagat [
ТИПЫ БАЛИЙСКИХ ХРАМОВ], разработал и детализировал порядок поклонения batara-batari [богам] на Бали. Далее он установил религиозные нормы, четыре способа общения, четыре главных учения о морали и пять религиозных постулатов…", - говорится в древнем балийском лонтаровом манускрипте Raja Purana.
В общем, и впрямь - не до введения кастовой системы ему было…
Наиболее вероятная дата прибытия Мпу Кутурана на Бали - 1001 год н.э. О его главных достижениях в качестве Pekira-kira Ijro Makabehan (советника всех без исключения балийских групп, категорий и сект) я уже писал, а после ухода от активной деятельности в силу преклонного возраста он основал этот самый храм Силаюкти к востоку от деревни Паданг, где и проповедовал, а после усиленных занятий йогой достиг состояния самадхи.
Само название Silayukti состоит из двух слов: sila ("основа") и yukti ("истинность"), то есть, сам по себе храм Pura Silayukti стал своего рода венцом и символом всей деятельности Мпу Кутурана на Бали.
Этот пришелец с Явы выбрал хорошее место для храма: на южном склоне горы Luhur, с которого на запад открывает вид на залив и порт Padangbai (Па-данг-бАй! А никакой не "ПадангбЭй"!), …
…где - кому интересно - можно увидеть толпы австралийцев, спешащих на любимую ими приломбокскую помойку "
ТРИ ГИЛИ", …
…прямо - на синь Ломбокского пролива с его "линией Уоллеса", …
…а к востоку - на бухту Amuk, где стоит ничего общего с помойками не имеющая "
АМАНКИЛА":
А в заключение - смотрите сам храм:
Замечу сразу: никаких ярковыраженных следов именно буддизма я лично не заметил (напомню: Мпу Кутуран, скорее всего, был, прежде всего, буддистом). Впрочем, это характерно для подавляющего большинства индобуддистских храмов Бали (за исключением некоторых в районе
ДВУРЕЧЬЯ, куда мы скоро вернемся…)
UPD 02.06.12: Поблизости - еще один очень интересный храм -
АНДАКАСА
Еще храмы, связанные с именем Мпу Кутурана:
Пура Агунг Кентел Гуми;
Сакенан на Серангане: