СКОЛЬКО ХРАМОВ НА БАЛИ?-2 или КТО ЦЕНТРИСТЕЕ ИЗ ТРЕХ ЦЕНТРОВЫХ?

Apr 04, 2012 03:00

"Достопочтенный ЭМПУ КУТУРАН, достигший мокши в Силаюкти, научил, как надо совершать на Бали культовые отправления, в том числе в священных местах поклонения святым духам предков paibon/dadia [см. линк на первую часть поста ниже], и стал Бали великим и процветающим". Babad Gajah Mada

Все Силаюкти, да Силаюкти… Ну, ладно, покажу вам подробно этот интереснейший индобуддистский храм близ Падангбая…


…в следующем посте, а пока - окончание рассказа о числе, типах и разновидностях балийских храмов:


Итак, в ПЕРВОЙ ЧАСТИ мы остановились на том, что 4.356 имеющихся сейчас на Бали Pura Kahyangan Tiga ("Храмов трех святилищ") - это три (общественных!) храма, которые непременно имеются в каждой традиционной деревне (desa pakraman = desa adat), о рождении которой мы говорили ЗДЕСЬ.
На Бали сейчас имеется 1.475 таких деревень и, умножая это число на три, мы получим 4.425. В общем, все сходится (небольшой дефицит в 69 храмов списываем на неизбежные на Бали исключения из правил - в некоторых случаях первые две категории храмов, о которых пойдет речь ниже, все же оказываются слиты воедино…)


1. Pura Desa (букв. "храм деревни"). Это первый построенный в деревне ее первопоселенцами храм, а потому он обычно расположен на ее "самом центральном" месте - главном перекрестке (perempatan agung) и посвящен Браме-Творцу. Соответственно, по соседству с ним обычно располагаются wantilan = bale desa (большой павильон для собраний жителей деревни), …


…в связи с чем этот храм в некоторых районах Бали также может называться Pura Bale Agung, а также сельская управа, рынок и храм Мелантинг (и/или храм Рынка).


Сюда приходят обычно с более повседневными заботами, и здесь же проводится общедеревенская церемония upacara Ngusaba Desa, в ходе которой ее жители просят у богов спокойствия и процветания всей деревне.
Pura Desa чаще имеет три внутренних двора, но первые два могут и объединяться…

2. Как правило, в направлении kaja (т.е., обычно к Гунунг-Агунгу) от 1. расположен Pura Puseh (буквально это, как ни странно, означает "центральный храм": puseh = pusat), посвященный духам земли и Вишну-Сохранителю. В данном случае слово "центральный" означает, что сей храм является центром мирового процветания, несущим оное процветание, а также счастье всему человечеству - ибо именно здесь обычно проводятся церемонии, связанные с плодородием.


Подобное расположение объясняется тем, что несущая жизнь вода, с которой ассоциируется Вишну, приходит с гор. На Северном и Восточном Бали этот храм частенько могут называть Pura Segara, хотя на балийском Юге это название зарезервировано за цепочкой храмов, охраняющих остров от демонов моря.
Обычно имеет лишь два внутренних двора.
Если деревня очень мала или испытывает большие проблемы со свободным местом (в узкой долине, на побережье), два первых типа храмов могут быть совмещены в одном месте - но их все равно обычно будет разделять стена.


3. Напротив, в направлении kelod (условно - "к морю") от 1. находятся Pura Dalem (который частенько безграмотные гиды обзывают "храмом смерти", а на самом деле это название означает "дальний (точнее, "труднодосягаемый") храм" - в том смысле, что божество его неосязаемо и непостижимо (а собственно слово dalem значит "внутренний" (dalam?) - т.е., в определенном смысле, опять-таки "центральный"), и деревенское кладбище. Этот третий храм посвящен Шиве-Разрушителю или его жене Дурге (чьим наиболее известным на Бали воплощением является злобная Рангда, которую легко узнать по вот такой вот веселенькой полосатой пижамке…),


…и он также имеет прямое отношение к предкам обитателей деревни, поскольку именно там обитают души умерших, пока их не очистит и не отправит к богам и предкам кремация. Там же обычно хранится и деревенский БАРОНГ.


Интересная разновидность: Pura Dalem Puri (Храм предков дворца).

Аллюзия: вот такая ситуация, когда все три храма являются "центральными" (но каждый - в своем собственном смысле) - это очень характерно для Бали.

Что любопытно: на самых древних балийских надписях слово Pura не встречается - вместо это используются слова hyang или kahyangan.

Храмы, которые относятся к категории Kahyangan Tiga, обычно имею собственные земельные наделы (laba pura), доходы от которых идут на проведение церемоний, главной из которых является (pi)odalan - "день рождения" (т.е., освящения) храма. Она может проводиться в соответствии с любым из действующих на Бали календарей: раз в полгода, раз в 210 дней или раз в астрономический год.
Важнейшие храмовые церемонии проводятся первосвященниками (pendeta), …


…тогда как повседневные - их собственными храмовыми священниками (pemangku).


P.S. Снова для любителей копнуть поглубже - вот переведенный в эпиграфе на русский текст из Babad Gajah Mada:
На записанном латиницей старояванском: Sira to Empu Kuturan sang sida moksah ring Silayukti sira to urnara marahing tumitahing Bali Aga, sira nggawe paryangan pengastawan kabuyutan, ibu, dadia, ring Bali Aga kabeh, apan Bali gung guna sucaya.
На индонезийском: Beliau Empu Kuturan yang moksa di Silayukti, dia yang mengajarkan membuat pemujaan di Bali, termasuk tempat suci pemujaan untuk roh suci leluhur paibon/ dadia, sehingga Bali menjadi jaya dan sejahtera.

pura, bali, religion

Previous post Next post
Up