Историк Андрей ЗУБОВ: Россия поддержала Асада. Это была ошибка

Sep 28, 2015 18:25

Андрей ЗУБОВ - историк и политолог, д. и. н., был профессором кафедры религиоведения, философии и вероучительных дисциплин философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова. До июля 2014 г. - профессор кафедры философии МГИМО(у); первоначально был уволен в марте 2014 г. за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез с внешнеполитическим курсом России (за критику действий правительства РФ на Украине и в Крыму), однако это решение было отменено 11 апреля 2014 г. В конечном счете уволен из университета 30 июня 2014 г. после истечения срока контракта. Возглавлял в качестве гендиректора университетский Центр "Церковь и международные отношения".
Был членом Синодальной Библейско-богословской комиссии и член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного Присутствия РПЦ, один из авторов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.
Ответственный редактор двухтомника "История России. ХХ век". Член редколлегии журналов "Континент", "Полис" и "Полития". Член Союза писателей Москвы.
Длительное время работал в Институте востоковедения РАН. Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. В настоящее время занимается проблемами религиоведения и истории России.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зубов,_Андрей_Борисович


<>
Д.Пещикова: ― 15 часов и 35 минут в столице. Дарья Пещикова и политолог… ну, хорошо, ладно - просто историк, доктора наук Андрей Зубов с нами в студии. Продолжаем обсуждать вопросы, в том числе религиозные.
А.Поздняков: ― Восточный поворот у нас наступил, потому что речь зашла о том, что, вообще-то, у нас угрозы есть со стороны исламистов. Тут же вспоминаем, конечно, про «Исламское государство», про ИГИЛ, с которым разные страны мира борются в Сирии, в Ираке. И тут же возникает вопрос: нет ли речи у нас о таком повороте на Ближний Восток. Потому что мы, с одной стороны, заявляем, что хотим с ними бороться активно. Поступают сообщения о том, как наши самолеты собираются концентрироваться в Сирии, мы начинаем рассуждать о коалиции, но не о западной коалиции, а о другой, альтернативной коалиции. Как нам поступать лучше, и действительно ли нам стоит сближаться с мусульманскими странами в этой борьбе в противовес западной коалиции?
А.Зубов: ― Ну, противовес, разумеется, ошибка. Противовес - ошибка, потому что противовес - это распыление сил и потенциальная возможность углубления конфликта. То, что на самом деле давно нужно было бы сделать, это понять, что Сирия - это многоконфессиональное государство, что у власти находится религиозное меньшинство. Асад и отец, естественно, и сын принадлежат к очень интересному, с точки зрения религиоведа, но очень своеобразному и не принимаемому большинством мусульман-суннитов такому направлению, как алавиты. Это такое синкретическое религиозное учение, которое только из политических соображений Иран признал шиитским. На самом деле это никакие ни шииты. Это совершенно своеобразное учение. Могу сказать только одно: что в этой алавитской общине есть два уровня посвящения, и при втором уровне посвящения практикуется причастие как у христиан вином, что, понятно, ни для шиита, ни для суннита невозможно.
Но это меньшинство захватило власть в стране. Захватило еще с помощью французов во времена протектората в 20-е годы. Почему - это большой разговор. Могу рассказать, но думаю, даже посвятить этому когда-нибудь специальную лекцию в «Новой газете». По крайней мере, это 10% населения, грубо говоря. 10% населения - христиане разных деноминаций: армяне, православные, греко-католики, представители древних христианских церквей, так называемые домонофизитские и 80% - сунниты. Довольная большая часть - это курды, которые заселяют северные районы Сирии, северо-восточные районы Сирии.
То есть всему этому огромному кругу людей надо договориться. ИГИЛ вносит совершенно новый принцип. Это агрессивная организация, действительно террористическая организация, которая внешне якобы мусульманской, но, по сути, ничего общего с исламом не имеющая. Потому что уничтожение людей, уничтожение культурных - это дело не исламское, как и не христианское, как и никакое другое. И так же, как Сталин и Ленин объявляли себя социалистами и ничего общего с социалистами не имели, так же, как Гитлер объявлял себя патриотом, но ничего общего с патриотизмом не имел - губил свой народ практически, - так же точно эти ребята объявляют себя мусульманами, но ничего общего с исламом не имеют. И против них, собственно, объединиться должны все. Но как объединиться?
Д.Пещикова: ― Здесь же очень сложно. Ведь западная коалиция не готова вести переговоры с Асадом. И, как говорят многие наблюдатели, бомбят там всех: и Асада, и повстанцев, и ИГИЛ, то есть всех.
А.Зубов: ― Да. Проблема заключается в том, что Асад… Ведь, что такое была эта революция в Сирии 12-го года? Да, был призыв к демократии, но демократия для Сирии означала переход власти от алавитского меньшинства, которое поддерживалось христианским меньшинством, то есть алавиты, чтобы противопоставить себя суннитам, они заигрывали постоянно с христианами. Переход от власти от алавитского меньшинства к суннитскому большинству, что, наверное, достаточно естественно, потому что страна не может жить и управляться меньшинством, если большинство против этого. Вот такова была ситуация в Сирии.
Россия поддержала Асада. Это была ошибка. Это была с самого начала ошибка. Надо было не поддерживать Асада, а вместе с Западом разработать приемлемую форму, в которой алавиты бы сохранялись как один из элементов политического ландшафта в Сирии, но уже не главенствующего.
Д.Пещикова: ― Ну, какая же ошибка, если сейчас это стало козырем России: единственная страна, которая может усадить всех за стол переговоров. То есть все говорят: убедите, пожалуйста, Асада, чтобы он сел со всеми и договорились, как бороться с ИГИЛом.
А.Зубов: ― Убедите Асада… Но убедить Асада… при этом уйти. А Россия говорит: Мы не будем убеждать Асада уходить, потому что ни одна мусульманская страна и мусульманская оппозиция суннитская в самой Сирии никогда не согласятся, чтобы алавиты продолжали оставаться у власти в Сирии.
Д.Пещикова: ― Но в этих условиях, наверное, у России как раз есть полномочия диктовать какие-то свои правила?
А.Зубов: ― Если Россия пойдет на это, это будет выигрыш. Но это ловушка. Пойдя на это, она потеряет своей единственный козырь, то есть Асада. Значит, что делать? Вот в этой ситуации, действительно, уже необходимо исходить из жесткого политического торга, а исходить из каких-то гуманных соображений.
Больше 2-х миллионов, а скорей всего, около 3-х миллионов людей покинуло Сирию. Около 300 тысяч погибло. Бесчисленное количество изувечено. Этой стране нужен мир обязательно. Этого мира можно достичь только установлением конфессиональной, правильной пропорции во власти. Без этого ничего не произойдет. Соответственно, если Россия пойдет на это, принеся в жертву - не Россия, естественно, а кремлевская администрация - принеся в жертву свои амбиции иметь союзником Асада - это будет великое благо. И тогда на самом деле начнется процесс разрешения, развязывания тех узлов, которые за последние два года путинская администрация завязала. Потому что, увидев добрую волю России, решив с ней - а это можно сделать - правильным образом сирийскую проблему, пожертвовав этой властью Асада, но при этом, скажем, защищая христиан, как тоже очень важную компоненту сирийской жизни, Россия получит такие козыри, которые позволят более благополучно выйти из, безусловно, полностью, на мой взгляд, проигранной украинской авантюры.
А.Поздняков: ― А подобный шаг, он мог бы действительно помочь решить проблему, учитывая, что, если Асад уйдет и возникнет переходный период - этим могут воспользоваться те же самые исламисты, которые и Дамаск возьмут и ключевые, оставшиеся под контролем Асада, пункты захватят, и в итоге Сирия будет проиграна, и будет проиграна не оппозиции, а будет проиграна исламистам - нет такой угрозы?
А.Зубов: ― Понимаете ли, угроза всегда есть, но, безусловно, самая большая угроза, что меньшинство пытается сражаться на два фронта: против большинства и против террористической организации. Оно уже проигрывает. Почему пришли русские-то войска и самолеты? Потому что Асад, безусловно, проигрывает. Уничтожение Пальмиры - это знак. Пальмира же была под его контролем, а теперь под контролем ИГИЛ. Он проигрывает.
И русские - ну что они, сделают контрбаланс? Они своей кровью заместят эти 10% алавитов? Я думаю, на это Путин не пойдет, потому что это огромные потери и колоссальная потеря популярности в стране. Значит, соответственно, помощь России неизбежно ограничена, а поэтому бессмысленна. Он не переменит ситуацию.
Единственное, что сейчас может сделать Путин и кремлевская администрация - это вспомнить о том, как аналогичную войну всех против всех, которая велась полтора века тому назад в Горном Ливане, решила коалиция держав, в которую, кстати говоря, входила императорская Россия. Горный Ливан, потом уже большой Ливан, он был из такой страны, где мусульмане, христиане разных деноминаций, друзы, похожие на алавитов отчасти - вот все они резали друг друга. Потом европейские державы ввели туда войска и создали так называемый «Национальный пакт», который был принят в 1865 году, по которому были распределены посты среди всех конфессий и религиозных групп, и эта структура существует худо-бедно до сегодня. Хотя изменились границы Ливана, он стал независимым - до этого был французским мандатом.
Вот, мне кажется, что некий подобный ход… А там, кстати, Россия, поддерживая в целом это примирение в Ливане, он выступала особым протектором православного арабского меньшинства, которое было особенно сильно на севере Ливана, там… Франция - католического маронитского. Ну, это другой разговор. Вот, мне кажется, что в этом плане надо сейчас действовать Кремлю, и тогда он очень большой респект получит во всем мире и опять станет не агрессивной и непредсказуемой державой, как Советский Союз был - и, мне кажется, что нам совсем незачем в этом повторять СССР - а станет респектабельной страной, где-то напомнив миру то, как вела себя когда-то Российская империя.

Фрагмент программы "Персонально ваш"
Эхо Москвы, 24.09.2015
http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1627076-echo/
Примечание: выделение черным - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Юрий ФЕДОРОВ - об опасной авантюре: Продавец воздуха
http://loxovo.livejournal.com/6891507.html
Игорь ЭЙДМАН - о том, что скажет Путин: Триумфы Цезаря
http://loxovo.livejournal.com/6890925.html
Георгий МИРСКИЙ - Своих не сдаем: почему Россия и США не станут союзниками в Сирии
http://loxovo.livejournal.com/6890531.html
Олег КАШИН: Своих по-прежнему не бросаем. Теперь в Сирии, а не в Донбассе
http://loxovo.livejournal.com/6890438.html
Александр ШУМИЛИН: Последний союзник Асада
http://loxovo.livejournal.com/6886784.html
Дмитрий ТРАВИН: Зачем нам нужна Сирия
http://loxovo.livejournal.com/6886525.html
Социолог Антон ОЛЕЙНИК: Русский мир в Сирии
http://loxovo.livejournal.com/6883596.html
Эксперт: «Если Россия ввяжется в Сирию по афганскому варианту, крах наступит еще быстрее»
http://loxovo.livejournal.com/6881873.html
Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вырастет ли Ялта на обломках Сирии
http://loxovo.livejournal.com/6881784.html
Леонид МЛЕЧИН: «Погиб, защищая Сирию» -
такие похоронки на павших в бою советских солдат должны были получить многие семьи, но не получили
http://loxovo.livejournal.com/6881328.html
Александр ГОЛЬЦ: Почему сработал план Путина в Сирии
http://loxovo.livejournal.com/6881160.html
Политолог Лилия ШЕВЦОВА: Что на самом деле Путин предложит Западу в Нью-Йорке
http://loxovo.livejournal.com/6880970.html
!!!! Дмитрий ОРЕШКИН: Асадное положение. Что Путин получит за Сирию
http://loxovo.livejournal.com/6876003.html
Георгий МИРСКИЙ, востоковед: Безальтернативный Асад
http://loxovo.livejournal.com/6875799.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Вторая гибридная. Зачем Россия идет в Сирию
http://loxovo.livejournal.com/6860156.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Андрей ОСТАЛЬСКИЙ - об авантюре в Латакии: Спасти одного диктатора
"Что же делать нам теперь, когда Владимир Путин пошел ва-банк в своей поддержке правительства Башара Асада, а американская политика  разбита в пух и прах?"
http://www.svoboda.org/content/article/27253119.html
Степан ГОНЧАРОВ: Боятся ли россияне войны с ИГИЛ?
Различные сценарии участия России в антитеррористической кампании против ИГИЛ могут быть по-разному встречены в российском обществе
По результатам опроса фонда «Общественное Мнение» (ФОМ), примерно треть россиян не слышала об Исламском государстве (ИГИЛ) и потому не имеет в его отношении своего мнения. 41% россиян считают ИГИЛ угрозой для безопасности России, а 50% для - международной безопасности. При этом 36% россиян считают необходимым вступление России в борьбу с Исламским государством. В общей сложности за последний год озаботилась проблемой, связанной с этой исламистской террористической организацией, пятая часть россиян.
Однако приведенные данные дают нам лишь поверхностное представление об отношении россиян к этой угрозе. Ответы среди людей, наименее ориентированных на политические новости, при повышении актуальности темы борьбы с ИГИЛ будут, скорее всего, распределяться схожим образом, благодаря чему руководство получит якобы легитимное основание для активного вмешательства в сирийскую ситуацию.
http://intersectionproject.eu/ru/article/society/boyatsya-li-rossiyane-voyny-s-igil
Ариэль КОЭН, директор компании International Market Analysis Ltd - «Проекции силы»: кто выиграет в Сирии
Главным источником беспокойства США остается отсутствие информации о целях России на Ближнем Востоке
http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/299869-proektsii-sily-kto-vyigraet-v-sirii
Джош КОЭН: Сирийская кампания России
Почему Путин решился на Сирию
Россия с самого начала гражданской войны в Сирии оставалась убежденным сторонником режима Башара Асада. На политическом уровне Россия последовательно помогает сирийскому лидеру в ООН и на других международных площадках, одновременно поддерживая сирийский режим военными поставками.
Сегодня, по данным множества источников, можно заключить, что Россия значительно увеличила свое непосредственное участие в сирийском конфликте. Источники американского правительства, а также ряд СМИ, подтверждают прибытие российского экспедиционного корпуса на территорию Сирии. По всей видимости, еще тысячи российских солдат в скором времени последуют за ними.
Российские действия поднимают вполне очевидный вопрос - почему президент Путин решился растратить свои финансовые ресурсы и политический престиж страны на поддержку кровавого режима Асада, в особенности, когда Москва до сих пор плотно завязла на Украине, а разрешение конфликта в ближайшее время выглядит крайне маловероятным. И хотя можно только гадать на счет подлинной мотивации Путина поддержать Асада, ниже представлены некоторые факты о российских интересах в Сирии, а  также значение Сирии для путинского видения мира.
http://intersectionproject.eu/ru/article/russia-world/siriyskaya-kampaniya-rossii#sthash.hgfCQpB1.dpuf
Иван ЯКОВИНА: Кремль собрался перенести опыт Донбасса в Сирию
Россия отметит визит Путина в Нью-Йорк "эффектной и наглядной" военной операцией в Сирии
http://nv.ua/publications/kreml-sobralsja-perenesti-opyt-donbassa-v-siriju-70087.html
О чем ревут моторы и лязгают гусеницы
Российские танки в Сирии могут ускорить встречу Обамы и Путина
Главная интрига предстоящей поездки Владимира Путина в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН сегодня выглядит так: состоится ли отдельная встреча президентов США и РФ? Москва посылает сигнал: Путин готов встретиться. Белый дом готовность Обамы не подтверждает. Но российские танки и самолеты в Сирии могут этот диалог ускорить.
www.novayagazeta.ru/politics/69988.html
Алексей МАЛАШЕНКО - Сирийский капкан: "вежливые люди" против ИГИЛ
Увидим ли мы «российский ограниченный контингент» на Ближнем Востоке?
http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/299077-siriiskii-kapkan-vezhlivye-lyudi-protiv-igil
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ: Почему Путин не откроет второй фронт в Сирии
http://www.ng.ru/blogs/leorad/pochemu-putin-ne-otkroet-vtoroy-front-v-sirii.php
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1112729215423718&id=206005856096063
Сирия - последний рубеж обороны Москвы
Кремль защищает в Сирии не столько режим Асада, сколько принцип абсолютного суверенитета, пишет Константин ЭГГЕРТ и предостерегает от рисков
http://dw.com/p/1GUMh

Зубов, террористы, США, международный, Ближний Восток, религия, война, политологи, Путин, внешняя политика

Previous post Next post
Up