ОТНОШЕНИЕ НСДАП К ИУДАИЗМУ, СЕКТАНТСТВУ И ДРУГИМ ФОРМАМ РЕЛИГИИ
Одним из главных своих врагов национал-социалисты с самого начала существования своей партии называли еврейство.
При этом в основание своей борьбы с еврейством они клали в первую очередь не религиозный, а расовый аспект.
Сатанинская сущность иудейской религии рассматривалась ими как следствие национально-расового характера евреев, а не наоборот.
В этом пункте национал-социалисты расходились с христианским вероучением, которое связывает вредоносность еврейства в первую очередь с его религией.
Трудность для НСДАП заключалась в том, что в Германии и других странах Европы учет евреев велся не по признаку крови, а по признаку веры.
Поэтому хотя национал-социалисты еврейскую проблему рассматривали как расовую, фактически в Третьем Рейхе евреем признавался тот, чьи родители были иудеями, т.к. других способов выделения еврейского населения просто не существовало. Все это сделало политику национал-социалистов в отношении евреев противоречивой: расовая борьба с еврейством перемешалась в ней с религиозной борьбой с иудейством.
Характерным примером национал-социалистической путаницы в еврейском вопросе является предписание гестапо от 25 января 1938 года всем органам полиции на местах о католических и протестантских священниках еврейского происхождения, в котором говорилось:
«...В Нюрнбергских законах распространение «арийского параграфа» на христианские конфессии прямо не предусмотрено.
Сделано это сознательно, хотя как в Католической, так и в Протестантской церкви имеются священнослужители еврейского происхождения, занятые, в том числе, воспитанием подрастающего поколения. В этом не было необходимости, так как от государственного школьного воспитания лица этой категории были отстранены в соответствии с законом об упорядочении национального состава управленческого аппарата. В соответствии с существующими правилами священникам еврейского происхождения по-прежнему разрешается не только исповедание, причащение и отпущение грехов, но и наставничество в конфессиональных детских и молодежных лагерях, включая подготовку к конфирмации и т. д…».
После прихода к власти национал-социалисты приступили к удалению евреев из целого ряда отраслей общественной, экономической и культурной жизни.
При этом религиозная жизнь иудеев стеснением сперва не подвергалась. Был лишь запрещен ритуальный (кошерный) забой скота, но при этом дозволялось ввозить в Рейх кошерное мясо для евреев из других стран. Вплоть до начала войны евреи сохраняли права немецких подданных и имели возможность для создания своих общественных организаций и учебных заведений.
Всячески приветствовалась эмиграция евреев из Германии в Палестину, однако английские власти установили строгие количественные
(25 000 человек в год) и имущественные (800 долларов на человека) квоты въезда. Другие государства, в том числе США, также вовсе не были готовы принять значительное число еврейских беженцев. Для решения этой проблемы эмиграции немецкие власти поощряли деятельность всевозможных сионистских организаций, которые почти все имели ортодоксально иудейскую направленность.
В тоже время пропаганда не упускала случая, чтобы показать «подлинный облик иудаизм», продемонстрировать отвратительность еврейской религии. В известном фильме «Вечный жид» (1940 г.) подробным образом показывается сцена кошерного убийства теленка. Карикатурные образы евреев, в том числе раввинов, присутствуют в другом нашумевшем фильме- «Еврей Зюсс» (1940 г.). Обе картины широко рекламировались и демонстрировались не только в Германии, но и в оккупированной Европе.
Религиозные антижидовские мотивы звучали и в прессе. Газета гауляйтера Франконии Юлиуса Штрайхера «Штурмовик» писала:
«Необходимо сосредоточить волю германского народа на разрушении бацилл, расселившихся в его теле, необходимо объявить войну евреям во всем мире. Ее конечным результатом явится решение проблемы: или христианские добродетели спасут мир, или он погибнет от еврейской отравы ... Мы верим в конечную победу германского народа и в освобождение, таким образом, всего нееврейского человечества.
Те, кто поразят мирового Еврея, спасут землю от Дьявола».
Первым масштабным еврейским погромом в Германии стала «Хрустальная ночь» (9-10 ноября 1938 года), явившаяся ответом на убийство польским евреем Гершелем Гриншпаном немецкого дипломата Эрнста фон Рата.
Именно тогда впервые были разгромлены многие синагоги, а также еврейские кладбища. Разрушение синагоги в Нюрнберге 10 августа 1938 года возглавил лично Юлиус Штрайхер (здание было снесено под официальным предлогом, что оно «нарушало сложившийся архитектурный ансамбль города»).
Йозеф Геббельс на совещании у Геринга заявил: «Я придерживаюсь того мнения, что у нас есть прекрасный повод уничтожить синагоги. Те, что еще остались целы, должны быть снесены самими евреями, пусть разберут их на камни».
С началом войны религиозная составляющая гонений на евреев всё более и более усиливалась. На оккупированных территориях, особенно на востоке, практически повсеместно разрушались синагоги и здания еврейских религиозных школ, а предметы культа и книги, как правило, изымались специальными командами.
Наиболее нетерпимым отношение к иудаизму было на захваченных советских территориях. Здесь все синагоги и молитвенные дома были уничтожены либо использованы для хозяйственных нужд.
Часто практиковалось сожжение богослужебных книг и показательное издевательство над раввинами.
Всюду был запрещен кошерный забой скота, иудеев заставляли брить пейсы и бороды. Было полностью разгромлено местечко Любавичи Смоленской области, которое являлось религиозным центром хасидов, наиболее мрачной жидовской секты талмудического иудаизма.
В большинстве случаев антиеврейские акции оккупационных властей находили полную поддержку местного христианского населения, особенно на Украине и в Белоруссии.
В свою очередь немецкая пропаганда, рассчитанная на жителей оккупированных восточных территорий, также уделяла особое внимание разоблачению иудейской религии. Этому была посвящена, к примеру, брошюра русского эмигранта А. Мельскаго (барона Меллера-Закомельскаго) «У истоков великой ненависти. Очерки по еврейскому вопросу» (1942 г.).
Первую часть работы автор полностью посвятил критике иудаизма. Помимо прочего, здесь приводятся характерные высказывания выдающихся людей прошлого, например, Мартина Лютера:
«Все трусливые воздыхания и вожделения их (иудеев) сердца преисполнены желанием когда-нибудь поступить с нами, язычниками, так же, как они поступили с язычниками в Персии во времена Есфири. О, как любят они эту Есфирь, которая так созвучна с их кровожадными, жаждущими мести и убийства устремлениями и надеждами! Солнце никогда еще не освещало более кровожадного и мстительного народа, который потому воображает себя народом Божьим, что должен убивать и душить иноверцев».
Брошюра оканчивается следующими словами: «Близится час расплаты. Под грохот пушек поднятой иудеями войны разрешается их же окончательная судьба. Высоко уже реет над освобожденной Европой победоносное знамя солдат Адольфа Гитлера, солдат Национальной Революции. Уже трепещет перед ней ненавистная власть еврейских поработителей».
Немецкий агитационный плакат на белорусском языке, гласящий: «Ненавидящие всё христианское Жиды при помощи большевизма уничтожили в Советском Союзе в 1918-1941 годах 35 миллионов человек. А теперь это ждало бы и Вас».
Другой известной работой была книга В. Лужскаго «Еврейский вопрос» (Смоленск, 1943 г.), которая указывала на то, что Советская власть не подвергала гонениям иудаизм:
«Общеизвестно, каким преследованиям большевики подвергли Русскую церковь... В то время, как православные церкви в СССР закрыты или превращены в антирелигиозные музеи, клубы, гаражи и т. д., евреи в своих синагогах беспрепятственно совершают служение своему богу. Может ли быть более убедительное доказательство еврейского господства в церковно-религиозной жизни в СССР?»
Фактически религиозная политика национал-социалистов на востоке, направленная на поддержку Православия, исключала какие-либо симпатии к иудейству и закономерно вела к тотальному уничтожению иудаизма как формы религии.
При этом важно отметить, что как и в Российской Империи национал-социалисты сделали исключение в отношении караимов - небольшого тюркского племени, исповедующего ветхозаветный иудаизм. Представителей караимского народа реферат по еврейскому вопросу РСХА обнаружил еще летом 1938 года в среде русских эмигрантов.
После долгих изысканий специалистов немецкие власти пришли к мнению, что караимов не следует рассматривать в качестве евреев.
В 1942 году в Евпатории оккупационной администрацией была даже открыта кенаса (караимский иудейский храм).
В Третьем рейхе гонениям подверглись и сектанты, которые рассматривались в качестве «пятой колонны» еврейства.
К примеру, опасным идеологическим противником нацисты считали «Общество свидетелей Иеговы». В 1933 году число последователей этой тоталитарной секты достигало почти 20.000 человек. Согласно собственной мифологии, «иеговисты» предрекали приближение окончательной битвы между сатаной и Иеговой, причем национал-социалисты объявлялись представителями сатанинских сил.
«Свидетели Иеговы» отказывались служить в армии, приносить какую бы то ни было присягу фюреру и участвовать в мероприятиях режима.
В итоге в апреле 1935 года сектантам было запрещено работать на государственной службе, 200 «иеговистов» было казнено за пацифизм, около 5 тысяч - погибло в лагерях.
Пытаясь договориться с национал-социалистами, руководство секты направило Гитлеру письмо, в котором просило отменить распоряжение о запрете их деятельности, ссылаясь на то, что у НСДАП и «Свидетелей Иеговы» общие цели и враги - богатые транснациональные еврейские корпорации.
Письмо было проигнорировано Гитлером.
Крайне негативно национал-социалисты относились и к «обладателям тайных знаний» - оккультистам и масонам. 10 мая 1933 года перед зданиями университетов Мюнхена и Берлина запылали костры, в которые студенты и штурмовики кидали марксистские, «антинемецкие» и «вырожденческие» книги.
В числе последних оказались «труды» теософов и оккультистов. Тогда же оккультистам было запрещено выступать и публиковаться, а масонские и эзотерические организации (в частности, немецкое отделение Теософского общества) были распущены. В 1934 году шеф берлинской полиции объявил о запрете всех форм предсказания судьбы. По всей Германии прошла конфискация оккультной и астрологической литературы.
Репрессии против оккультистов усилились после того, как 29 мая 1941 года Гитлер подписал приказ о присвоении правительственных полномочий на уровне министра рейхсляйтеру Мартину Борману.
Борман тут же разослал гауляйтерам инструкцию, направленную против оккультных кругов, предписывая самым решительным образом оградить общество от «тайных знаний», ибо «предсказатели, ясновидцы, астрологи и гадалки твердили, что некие сверхъестественные силы природы выше политических и военных законов развития войны».
Глава Министерства пропаганды получил указание провести «соответствующую чистку магазинов, торговавших книгами и периодическими изданиями, ликвидировав все материалы по астрологии и прочим лженаукам».
Во второй половине 30-х годов прошла чистка НСДАП и охранных отрядов СС от народников-неоязычников, которые после прихода НСДАП к власти предпринимали неоднократные попытки отдалить членов СС от официальной Церкви.
Примерно с 1935 года Рейхсфюрер СС Гиммлер начал решительно удалять народников из организации, и вся активность подобного рода резко пошла на убыль.
Несмотря на все эти факты, военная пропаганда союзников продолжала доказывать «антихристианскую», «сатанинскую» и «оккультную» сущность «нацистского режима».
Например, 28 октября 1941 года президент США Рузвельт озвучил сенсационный «документ», «добытый» американской военной разведкой и касавшийся якобы разработанных Розенбергом планов учреждения «нацистской церкви».
Рузвельт заявил: «Этот документ содержит план, в соответствии с которым после выигранной Германией войны все существующие в мире религии - католическая, протестантская, мусульманская, индуистская, буддийская и иудейская - должны быть одинаковым образом упразднены, церковная собственность изъята, крест и все другие символы религий запрещены, духовное сословие приведено к молчанию угрозой концентрационного лагеря. Место Церквей должна занять международная национал-социалистическая церковь, в которой служили бы направленные национал-социалистическим правительством проповедники. Вместо Библии должны быть навязаны и провозглашены в качестве священных текстов изречения из книги фюрера «Моя борьба», христианский крест должен быть заменен свастикой и обнаженным мечом, и, в конце концов, место Бога должен был занять фюрер».
Характерно, что среди якобы подлежащих «упразднению» религий Рузвельт не рискнул назвать Православие, т.к. это прозвучало бы явной ложью, ибо полная поддержка Православной Церкви национал-социалистами и тот энтузиазм, с которым православное население встречало немецкие войска на Востоке, были всем прекрасно известны.
Германское правительство ответило нотой, адресованной нейтральным государствам, в которой говорилось о том, что зачитанный Рузвельтом документ является фальшивкой, и, в частности отмечалось:
«Утверждение об... упразднении религий и церквей во всем мире и замены их национал-социалистической церковью так нелепы и абсурдны, что для Имперского правительства нет необходимости обращать на них внимания».
Даже современные сергианские историки-пропагандисты, которые из кожи вон лезут, чтобы доказать «сатанинскую сущность» национал-социализма, вынуждены признать, что «подлинность зачитанных Рузвельтом материалов вызывает большие сомнения и не выдерживает исторической критики».
Итак, личные взгляды на религию у национал-социалистических функционеров варьировались от набожности (как у министра Ганса Керрла, гауляйтера Силезии Йозефа Вагнера, гауляйтера Швабии Карла Валя) до пантеизма (как у Альфреда Розенберга) и атеизма (как у Мартина Бормана).
Но как члены НСДАП, связанные ее программой, национал-социалистические идеологи, даже будучи атеистами, признавали христианские конфессии важным звеном морального воспитания нации.
К примеру, атеистически настроенный ректор Гейдельбергскaго университета и эксперт сектора по науке СС профессор Эрнст Крик в статье «Национально-политическое воспитание» (1936 год) писал:
«Религия - врата, ведущие от человека к Богу и от Бога к человеку, - постоянно должна представлять, как требует апостол, «доказательство духа и силы» во внутреннем оформлении жизни. Поэтому религия - задающая направление ось мировоззрения.
Религии принадлежит важная роль в воспитании. Религия - источник воли к обновлению, к выходу из нужды и унижения, конечный смысл жизни. Религиозное воспитание должно быть делом церковных учреждений, преподавания религии в общественных школах, религиозного влияния культуры и связи с религией всех народных институтов, от семьи до государства».
В другой своей работе ученый писал:
«Даже самая радикальная революция не может отменить того факта, что немецкий народ полторы тысячи лет руководствовался христианской мудростью. Это судьба. Если бы принятие христианства не было призванием германцев, они бы его не приняли».
Часть 1 ДУХОВНЫЙ МИР АДОЛЬФА ГИТЛЕРА
Часть 2 ДУХОВНЫЙ МИР АДОЛЬФА ГИТЛЕРА
Часть 3 ОТНОШЕНИЯ НСДАП С КАТОЛИКАМИ И ПРОТЕСТАНТАМИ
Часть 4 РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВОСЛАВИЮ
Часть 5 ОТНОШЕНИЕ НСДАП К ИУДАИЗМУ, СЕКТАНТСТВУ И ДРУГИМ ФОРМАМ РЕЛИГИИ
Часть 6 РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ВЕРМАХТЕ, КРИГСМАРИНЕ, ЛЮФТВАФФЕ и СС