Богоматерь Одигитрия, - конец XIII - начало XIV века, - Псков. Третьяковка.
Одигитрия (греч. Οδηγήτρια - Указующая Путь; Путеводительница) - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой. На иконах этого типа Богородица указывает рукой на Христа: отсюда и название - Путеводительница, Указывающая Путь (спасения).
Известные иконы:
«Ватопедская», «Виленская»,
«Вифлеемская», «Влахернская», «Воронинская»,
«Воспитание»,
«Гора Нерукосечная»,
«Грузинская»,
«Елеоточивая»,
«Избавление от бед страждущих»,
«Иверская»,
«Избавительница»,
«Иерусалимская»,
«Ильинская-Черниговская»,
«Казанская», «Кипрская»,
«Колочская»,
«Коневская»,
«Неувядаемый цвет»,
«Озерянская»,
«Перивлепта»,
«Пименовская»,
«Прежде Рождества и по Рождестве Дева»,
«Ржевская»,
«Рудненская»,
«Седмиезерная»,
«Скоропослушница»,
«Смоленская», «Споручница грешных»,
«Страстная»,
«Тихвинская»,
«Троеручица»,
«Утоли моя печали»,
«Феодотьевская»,
«Холмская», «Христофорова»,
«Ченстоховская»,
«Шестоковская»,
«Шуйская».
Иконография Божией Матери «Одигитрия» на сайте Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия».
Божия Матерь изображается фронтально (боком), по направлению к молящемуся. Иногда Богородица изображается с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца Христа, Который восседает на одной из Ее рук. Своей второй рукой, как правило, Матерь Божия указывает на Христа. Этим жестом Богородица направляет внимание молящегося на Богомладенца, так как даже на богородичных иконах смысловым центром изображения всегда является именно Господь. Взгляды Богоматери и Христа обращены на молящегося человека.
Богомладенец Христос изображен с благословляющим жестом одной руки, в другой, как правило, Он держит свернутый свиток - символ Нового Завета, Евангелия Господня. В других вариантах данного типа Христос может держать скипетр, державу, книгу или развернутый свиток - это, опять же, символы: Христа как Царя всего мира и образ Нового Завета.
Как пишет Юрий Григорьевич Бобров в книге
«Основы иконографии древнерусской живописи», - Известны два древнейших извода: изображения Богоматери с Младенцем на левой руке, стоящей в рост либо восседающей на троне. Предание объясняет название «Одигитрии-Путеводительницы» тем, что икона с таким изображением якобы привела слепцов к храму. Однако, на самом деле, как считает Н.П.Кондаков, оно происходит от храма вождей - Одигона, посвященного после победы христианства Богоматери. Другая версия гласит, что икона, написанная Лукой, была перенесена из Антиохии в Иерусалим, а оттуда по распоряжению императрицы Евдокии - в Константинополь, где сестра императора Пульхерия поставила ее во Влахернском храме.
Так или иначе, но самые ранние изображения в римских катакомбах III-IV веков дают нам три типа сидящей Богоматери: Мария держит Младенца прямо перед собой, второй вариант - Младенец находится с левой стороны груди, и третий - Богоматерь держит Младенца на левом колене. Эта последняя поза наиболее близка к канону сидящей Одигитрии.
Богоматерь Одигитрия, - липа, паволока, левкас, темпера, 30х23 сантиметра, - конец ХIV века. Вкдад киягини Анны Микулинской в Троице-Сергиев монастырь. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Загорск. Из альбома «Живопись древней Твери».
Богоматерь «Одигитрия», - 60-е годы XIV века, - Суздаль. Государственная Третьяковская Галерея.
Икона Богоматери «Одигитрия» со святыми на полях, - последняя треть XV века, - Ростов.
Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV - начала XX века». Икона Богоматери «Одигитрия», - последняя четверть XV века, - Москва. ГТГ.
Икона Богоматери «Одигитрия», - 1482 год. Дионисий. Третьяковка.
Икона Богоматери «Одигитрия» со святителем Васлилием Великим, - 1527 год, - из церкви Рождества Богоматери деревни Бережная Дуброва Плесецкого района Архангельской области.
Архангельский музей изобразительных искусств.
Икона Богоматери «Одигитрия», - 1530-1540 годы, - Новгород.
Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV - начала XX века». Богоматерь Одигитрия с житием Иоакима, Анны и Богоматери, - середина XVI века, - Москва. ГТГ.
Богоматерь «Одигитрия», - середина XVI века, - из Троицкой церкви село Ненокса в Поморье.
Архангельский музей изобразительных искусств.
Богоматерь «Одигитрия», - середина XVI века, - Ростов. Из церкви Рождества Богоматери деревня Луда Приморского района.
Архангельский музей изобразительных искусств.
Одигитрия, - XVI век.
Калужский музей изобразительных искусств. Богоматерь Одигитрия, - середина XVI века. Из Федоровского монастыря. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Богоматерь Одигитрия, - XVII век, - происходит из церкви Богоявления Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Фотография сделана на выставке «Светлому образу Твоему поклоняемся» в Переславль-Залесском музее заповеднике.
Богоматерь «Одигитрия», - первая треть XVII века, - Верхневолжье. Выставка
«Век перемен. Иконы 17 столетия из собрания Константина Воронина» в музее Андрея Рублева.
Богоматерь «Одигитрия», - Симон Ушаков и ученик (Георгий Зиновьев?), - 1675-1678 годы. Москва, - Оружейная Палата. Музей русской иконы.
Богоматерь «Одигитрия», - 1670-е годы, - Оружейная палата московского Кремля.
Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица». Богоматерь Одигитрия, - вторая половина XVII века, - Поволжье.
Выставка «Русская икона сквозь века», - Тверская областная картинная галерея.
Богоматерь Одигитрия, - конец XVII - начало XVIII века, - Греция. Мастер Дионисий из Фурны. Эрмитаж.
Богоматерь Одигитрия, - 1703 год, - Феодот Протопопов (Ухтомский). Из Спасо-Преображенского собора. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Богоматерь «Одигитрия», - Уланов Кирилл (в монашестве - Корнилий) Иванов, - 1721 год. Москва. Оружейная палата.
Нижегородский государственный художественный музей. Богоматерь «Одигитрия», - третья четверть XVIII века, - Выг. Выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа».
Богоматерь «Одигитрия», - XVIII век. Древлехранилище. Рязань.