Известные иконы:
«Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость»,
«О Тебе радуется».
Свое название «Акафистный» (тоже условное) тип получил из-за того, что к нему отнесены все иконы, в которых Матерь Божия прославляется тем или иным титулом, эпитетом. Так, одним из примеров «акафистного» типа иконографии может считаться изображение Божией Матери с Богомладенцем на престоле. В иконах такого ряда основной акцент делается на том, чтобы показать Пресвятую Богородицу как Царицу Небесную. Подобное изображение можно увидеть в святой Софии Константинопольской, а в России - на фреске Дионисия в храме Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
При этом стоит заметить, что большая часть икон «акафистного» типа является составными, то есть в их основе все равно может быть один из трех вышеназванных типов, -
«Знамение»,
«Одигитрия» или
«Умиление», но с наличием дополнительных элементов, - пример, икона «Неопалимая Купина» - соединение типа «Одигитрии» с дополнительными изображениями Сил Небесных и других фигур.
Можно отметить, что иконы «акафистного» типа появились не ранее ХVI-ХVII веков, когда непосредственно богословие отошло на задний план, а вперед вышла традиция гимнографической иконы.
Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности, - «непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла», - и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.
Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой.