Богоматерь «Знамение», - до 1169 года. Русская иконопись. Альбом икон XIV-XVI вв.
В основе данной иконографии лежат два текста из Священного Писания. Первый - это пророчество Исайи из Ветхого Завета: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7, 14). Второй текст - отрывок из Нового Завета, слова архангела Гавриила Пресвятой Богородице в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Данные тексты говорят нам о тайне Боговоплощения.
На иконах типа «Знамение» («Оранта») Матерь Божия изображается в позе молящейся женщины (по-гречески - «оранта») с воздетыми к небу руками. Примерно на уровне груди у Матери Божией изображается медальон (сфера) с фигурой Богомладенца Христа - Спаса Эммануила. Здесь Младенец Христос изображен находящимся в лоне Пресвятой Богородицы. Можно даже сказать, что фигуры Богоматери и Христа соединены, что символизирует собой тайну рождения Бога во плоти от земной женщины.
Ладони Божией Матери раскрыты. Две раскрытые ладони, - этот жест толкуют двумя способами, первое, - знак принятия благодати, второе, - молитвенное обращение к Богу, - жест Оранта, - один из древнейших
жестов, означающий молитву.
На ряде икон этого типа Богомладенец изображен с благословляющим жестом, на других - одной рукой благословляет, а в другой держит свиток - символ новозаветного учения, Благой Вести.
Одеяние Матери Божией здесь традиционное - красный мафорий (длинное верхнее покрывало) и нижние одежды.
Часто на иконах тира «Знамение» с двух сторон от Богородицы с Младенцем Христом изображаются Небесные Силы - архангелы, херувимы или серафимы. Все они являются служителями Господа и Его Пречистой Матери.
Стоит также отметить, что изображение Богородицы может быть разное - иногда оно оплечное, иногда по грудь, а иногда бывает даже в полный рост, - «Ярославская Оранта»,
«Великая Панагия».
Отметим также, что иногда тип иконографии «Знамение» именуют еще «Воплощение», что, по сути, является одним и тем же иконографическим стилем.
Образ пресвятой Богородицы «Знамение» на сайте
«Православная Энциклопедия».
Известные иконы:
«Абалацкая»,
«Аблазинская», «Невеста Неневестная», «Знамение» новгородская, «Знамение» Царскосельская, «Знамение» Корчемная, «Знамение» Верхнетагильская, «Знамение» Павловская, «Курская Коренная»,
«Нерушимая стена», «Неупиваемая чаша», «Премудрость созда Себе дом», «Ярославская «Оранта»,
«Великая Панагия», «Серафимо-Понетаевская»,
«Живоносный источник».
Тип иконографии
«Знамение».
Образ пресвятой Богородицы «Знамение» в технике энкаустики, когда краска замешивалась на разогретом воске, - XIV век. Экспозиция музея Московской духовной академии «Церковно-археологического кабинета» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Богоматерь «Знамение», - вторая половина XV века, - Тверь. Третьяковка.
Богоматерь «Знамение» с серафимами. Вторая половина XV в. Русская иконопись. Альбом икон XIV-XVI вв.
Изображение Пресвятой Богородицы на Свенской иконе принадлежит к одному из многочисленных типов Богоматери с младенцем на троне. Его характерной иконографической чертой является жест младенца, благословляющего обеими руками, в чем можно видеть связь с вечным архиерейством Иисуса Христа. Богословское содержание восходит к идее заступничества Богоматери, к высшему Покрову, к благословению, посылаемому младенцем предстоящим основателям Киево-Печерской лавры Феодосию и Антонию (в куколе). Название икона получила по месту пребывания. Изображение Богоматери в типе Оранты, то есть молящейся, представленной в полный рост с поднятыми до уровня лица руками, известно с древнехристианских времен. Ее иконография восходит к иконе во Влахернском храме в Константинополе. Великая Панагия значит Всесвятая. Иконографический тип полуфигурного изображения Богоматери с молитвенно воздетыми руками и образом Спаса Эммануила па груди в круглом медальоне, широко известного в византийской традиции, получил название Богоматери Знамение, точнее, Знамения Божией Матери. Этот образ был особенно популярен в новгородских иконах. Выносная запрестольная икона XII в. считалась святыней Новгорода, в новгородских летописях сообщается о ее чудодейственном заступничестве во время битвы новгородцев с суздальцами. В благодарственной молитве Богоматерь Знамение называется всеблагой Заступницей, знамение милости являющей.
Богоматерь «Воплощение», - конец - XV начало XVI века, - Обонежье. Эрмитаж.
Богоматерь «Знамение» XVI века с акафистом, - рама XVII века, - Оружейная палата. ГТГ.
Богоматерь «Знамение», - первая треть XVII века, - Поволжье. Из Знаменской церкви в селе Пылеве Весьегонского района.
Выставка «Тверская Атлантида».
Богоматерь «Знамение», - 1650-е годы, - Москва. Собрание Игоря Сысолятина. Выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV - начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».
Богоматерь с младенцем на престоле, - вторая четверть - середина XVII века, - Вологда. Из деревни Волосово Устюженского района Вологодской области. Фотография сделана на выставке
«Век перемен. Иконы 17 столетия из собрания Константина Воронина» в музее Андрея Рублева.
Икона Богоматери «Знамение» с великомучениками Георгием и Иаковом Перским, преподобным Онуфрием и Макарием Великими, - конец XVII века, - Москва. Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV - начала XX века».
Богоматерь «Знамение», - конец XVII - начало XVIII века, - Москва, - мастер Оружейной палаты. Оклад конец XVII - начало XVIII века.
Икона Богоматерь «Знамение» с изображением битвы новгородцев с суздальцами в 14-ти клеймах, - первая треть XVIII века, - средняя Русь. Выставка
«Петр I. Мифы и легенды» в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича.
Средник иконы - список с древней новгородской святыни, образа Богоматери Знамение ХП века. В клеймах иллюстрируется сказание о чудесном спасении Новгорода в 1170 году от нападения жителей города Суздаля, благодаря заступничеству иконы Богоматери:
1. Жители Северной Двины обращаются за помощью к суздальскому князю Андрею Боголюбскому. 2. Князь посылает своего сына возглавить поход против Новгорода. 3. Князь посылает своих дружинников биться с новгородцами. 4. Осада Новгородского Кремля. 5. Строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода. 6. Новгородский архиепископ Иоанн слышит глас с небес о том, чтобы икону Богоматери Знамение вынесли из церкви и выставили на стены города. 7. Архиепископ созывает собор. 8. Архиепископ молится перед иконой Богоматери. 9. Архиепископ берёт икону с тем, чтобы вынести её из храма. 10. Икону выставляют на городскую стену. 11. Суздальцы пускают в икону стрелы; обливаясь кровавыми слезами, икона отворачивается от осаждавших. 12. Архиепископ снимает с себя облачение и собирает в него слёзы Богоматери; суздальцы ослеплены и начинают сражаться между собой. 13. Битва под стенами города. 14. Новгородцы берут суздальцев в плен. В 13 и 14 клеймах художник изобразил новгородского князя Романа, победителя суздальцев, придав ему черты портретного сходства с императором Петром Первым.
Богоматерь «Знамение», - XVIII век, - Москва. Государственный музей истории религии.
Богоматерь «Знамение», - XVIII век.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.
Богоматерь «Знамение», - вторая четверть XVIII века, - Никита Левитов, Новгород. Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Фотография сделана на выставке «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» в Нижегородском государственном художественном музее.
Богоматерь «Знамение», - XVIII век, - происходит из Покровской церкви Переславля-Залесского. Сфотографировано на выставке «Светлому образу Твоему поклоняемся».
Богоматерь «Знамение» с пророками, - XVIII век, - из Овражной старообрядческой молельни в Коломенском. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».
Богоматерь «Знамение», - XVIII-XIX век, - происходит из Успенского собора Горицкого монастыря. Сфотографировано на выставке «Светлому образу Твоему поклоняемся».
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» со сказаниями об иконе, - XIX век. Выставка
«Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», - конец XIX века - начало XX века, - Гуслица. Выставка икон «Нетленное наследие».
Богоматерь «Знамение», - начало XX века. Выставка
«Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».