Leave a comment

Comments 33

vakhitov November 1 2012, 16:48:03 UTC
Разумеется, раз «право» - высший объективный критерий, то он и «верховенствует», так что можно перейти к конкретному содержанию этих объективных норм и критериев.

Мне такая трактовка не показалась очевидной. Всегда считал и до сих пор считаю, что "верховенство права" в рассматриваемом понимании термина "право" - это вопрос факта. Т.е., например, чем больше неправовых законов, тем в меньшей степени верховенствует право, только и всего.

Reply

kuznetsov November 1 2012, 18:00:54 UTC
Если это вопрос факта, то какое это имеет значение? Ну, правовые законы. Ну, неправовые законы. Почему это должно кого-то волновать?

Reply

vakhitov November 1 2012, 18:11:22 UTC
Я согласен с вами, это просто констатация. И именно поэтому, на мой взгляд, "последовательные сторонники подобной правовой философии при изложении своих взглядов не прибегают к словосочетанию «верховенство права» или, по крайней мере, не задерживаются на нем".

Reply


vvagr November 1 2012, 17:22:49 UTC
Я что-то не понял - как ты ухитрился за один абзац рассмотреть и отбросить 'первый вариант" понимания, а потом изложить свою по сути эквивалентную позицию?

Reply

kuznetsov November 1 2012, 17:51:42 UTC
Я не "отбросил" первый вариант, а просто не стал его критиковать)))

Reply

vvagr November 1 2012, 18:04:11 UTC
Так мне и жалко - что ты не стал его критиковать перед тем, как изложить своими словами ;-)

Reply


_glav_ November 1 2012, 17:46:32 UTC
Оказывается, «верховенство закона» или «власть закона» - это все-таки верховенство и власть людей над людьми. Значит, «верховенство закона» - это не «удобная», а прямо вводящая в заблуждение метафора. Она не описывает реальность путем аналогии, а навязывает представление о несуществующей реальности

Не скажу насчёт метафоричности, но имхо аналогия корректная. "Власть закона" состоит в том, что правила фиксированы (в определённой мере), каждый может ожидать, что "власть над ним" будет осущестляться согласно известным правилам. Что на футбольном поле внезапно не появится второй мяч или двенадцатый игрок. То самое отсутствие произвола, о котором Вы говорите ниже

Сторонник «верховенства права» может сказать на это, что правление людей при «верховенстве права» не является «произвольным». Но этот аргумент опровергается и логикой, и опытом. Что касается логики, то принцип опровержения изложен выше: спрашивая раз за разом, как именно и кем именно устанавливаются границы произвола отдельного человека, осуществляющего власть, мы вынудим ( ... )

Reply

kuznetsov November 1 2012, 17:59:22 UTC
"власть над ним" будет осущестляться согласно известным правилам.

Кто устанавливает "известные правила"? Если люди - то это верховенство людей, а не закона. Если не люди, то, надо пологать, ангели? демоны? национальные духи?

Вы имете ввиду, что на каком-то этапе появятся "люди", которые формулируют данные правила? Но это ведь совершенно не важно. Для принципа "власти закона" совершенно неважен источник этого закона. Неважно, кто формулирует правила: бог, парламент, диктатор или общество. Важно то, как эти правила применяются к членам общества. А именно, что они фиксированы для всех членов общества и могут изменяться лишь согласно фиксированной процедуре.

То есть, для вас содержание правил неважно? Если единые правила, принятые в соответствии с фиксированной процедурой, предусматривают, например,возможностиь пыток или конфискации имущества и т.д., то для ва все окей? Ну, допустим. Только это не имеет никакого отношения к свободному обществу.

Осмелюсь предположить, что принцип "власти закона", при котором закон выступает некой ( ... )

Reply

_glav_ November 1 2012, 18:20:10 UTC
> Кто устанавливает "известные правила"? Если люди - то это верховенство людей, а не закона ( ... )

Reply

kuznetsov November 1 2012, 19:23:03 UTC
тот, кто устанавливает правила отделён от того, к кому эти правила применяются

Во-первых, это не принцип верховенства закона. То, о чем вы говорите - это все равно rule of men over men, просто властные полномочия разделены. В таком случае и надо говорить именно об этом, а не прибегать к туманным метафорам. Во-вторых, сформулированный вами принцип разделения полномочий сам по себе ничего не гарантирует. Кстати, в соответствии с процедурами пресловутой инквизиции, упомянутое вами разделение вполне действовало.

то, что Вы просите, заведомо невозможно

В таком случае смысл апелляции в обществу как к источнику авторитета публичной власти остается неясным.

Reply


linski November 1 2012, 18:39:22 UTC
"Итак, «верховенство закона», «власть закона, а не власть людей». Первое, что может прийти в голову, если посмотреть на эти формулировки «незамыленным» взглядом, - люди, которые так говорят, верят в существование некоего нечеловеческого существа, наделенного сознанием, волей и авторитетом, чтобы править людьми."
непонятно, почему это предположение приходит первым. мне оно и в последнюю очередь не приходит.
вообще, пенять на несовершенство принципа "власти закона" в стране, где закон что дышло - довольно пошлое занятие. все равно что, будучи завсегдатаем публичном дома, пространно рассуждать об сомнительной ценности целомудрия и порядочности.

Reply

kuznetsov November 1 2012, 19:17:25 UTC
пенять на несовершенство принципа "власти закона" в стране

А никто и не "пеняет на несовершенство". Это просто не принцип, а пустая и вредная метафора, замусоривающая мозги. Пока люди буду верит в такие пошлые сентенции - никакого правопорядка в стране и не будет.

Reply


razielglo November 2 2012, 16:06:49 UTC
про институты - хорошо, в самую точку. в их корявую лживость объективизма.

но дальше проблема в неопределение слова "право". хотелось бы нечто такое же, что и для институциалистов.

по сути, это одно и тоже, только другими словами.

а собственно, это одно и тоже.
определяюще представление значимого числа людей о мере ответной реакции на акты маргиналов.
от зарезать младенца, до плясок пс в хсс.
этот тренд имеет очень запаздывающий временной лаг, к тому же зависимый от форм власти, который выбрало значимое большенство.

Reply


Leave a comment

Up