Алапаевская узкоколейная железная дорога. Часть 1.

Jan 04, 2014 16:04

Прошло чуть меньше года, и мы снова оказались в Алапаевске, "узкоколейной столице" России. Описание поездки по Алапаевской УЖД в 2012 году, а также немного исторических сведений - здесь. На этот раз мы были более подготовлены и планировали обязательно проехать от Алапаевска до Санкино и обратно (это основной маршрут пассажирского поезда, длина около 110 км в одну сторону).
Приехали в Алапаевск автобусом из Екатеринбурга около 5 часов вечера, дошли до металлургического завода и сфотографировали остатки путепровода узкоколейной железной дороги.

Один из дней нашего пребывания в Алапаевске (19 июня 2013 года) мы целиком посвятили осмотру музея АУЖД и станции Алапаевск-2.
Еще не так давно пассажирские поезда отправлялись от красивого "сталинского" вокзала, расположенного на улице 3-го Интернационала. На участке до нынешнего вокзала возле депо путь узкой колеи был совмещен с ширококолейным подъездным путем на завод Стройдормаш (трехниточный путь). Сейчас от узкой колеи не осталось следов; как сейчас используется здание, выяснить не удалось.

С этой стороны были узкоколейные пути.

С другой - выход в город.

Бывшая трасса узкоколейки:

Отсюда двигаемся до нынешней начальной точки крупнейшей в России железной дороги колеи 750 мм. И вот, наконец, "до боли знакомая" надпись.

Пассажирская платформа. В конце - вокзал, который раньше был проходной депо.

Четыре раза в неделю, ближе к вечеру на ней бывает значительное оживление. Поезд - единственный "мост в цивилизацию" для пяти поселков: Ельничная, Строкинка, Муратково, Калач, Берёзовка. В Санкино есть автодорога, но автобусы по ней не ходят, а автомобиль для местных жителей - роскошь.
Вокзал, как обычно в такое время, был закрыт, поэтому мы направились к автомобильному въезду на территорию депо.
Переезд по ул. Бочкарева. Слева депо, справа - станция Красная, переходящая в почти двести километров узкой колеи, настоящей дороги жизни.

В этом году узкоколейка отмечает юбилей - ровно 115 лет назад первые поезда пошли от Алапаевского металлургического завода до Мугайского углевыжигательного заведения. Плакат на въезде в депо:

Теперь о поселке Мугай, как и о линии Советская - Мугай - Зенковка, напоминают лишь остатки уникальных построек, затерянные в лесах.
Кстати, паровоз, изображенный на плакате, отношения к АУЖД не имеет. Это ОВ, стоящий в музее на Рижском вокзале в Москве.
Часть территории депо сдается в аренду. Это, помимо дохода железной дороге, дает еще и возможность беспрепятственно попасть в депо.

Неизменный памятник-тепловоз ТУ2. Такие тепловозы водили поезда по узкоколейным железным дорогам общего пользования (относящимся к МПС) и детским ж.д. На промышленных узкоколейках они были огромной редкостью. Причина - слишком большая нагрузка на рельсы.

Его внешний вид не устаревает, несмотря на то, что они выпускались в 1950-е годы.
Мы идем в музей АУЖД. В 2013 году он работал не один, а два раза в неделю - по понедельникам и средам. Музей был основан в 1985 году заслуженным работником АУЖД Василием Харловым.

Людмила Алексеевна Соколова, хранитель музея, провела нам замечательную экскурсию.
Макеты локомотивов и вагонов (увы, не самое лучшее качество)

Представлено различное оборудование, многие предметы до сих пор используются.

Электрожезловый аппарат, который на РЖД стал большой редкостью ( используется, например, на линии Лодейное Поле - Янисъярви), на Алапаевской узкоколейке заменен менее технологичным средством - путевыми записками.

Действующая модель паровоза, бывшая учебным экспонатом в железнодорожном техникуме.

В 2005 году силами Алапаевского вагонного депо был создан единственный на российских узкоколейках вагон-храм. По воскресеньям он отправляется к отдаленным станциям (Ельничная, Строкинка, Бёрезовка, Муратково, Калач), и священник проводит службы для жителей этих сел, не имеющих храмов.

В большом количестве представлены фотографии самых разных лет, включая дореволюционные.

Три нижних фотографии - раритет, так как линия на Зенковку (26 километров) уже разобрана.
Вокзал Алапаевск-2 с путями:

Оказывается, на Алапаевской узкоколейке успел поработать тепловоз ТУ5, фотографии которого являются большой редкостью.

Среди работников АУЖД есть и художники.

Людмила Алексеевна с большим увлечением рассказывает о династиях железнодорожников. Это не столь распространенное явление возникало не потому что не было другой работы. Люди относятся к работе на железной дороге с любовью и с патриотизмом. Они всеми силами стараются не допустить ее уничтожения, хотя дорога работает в убыток, и существуют планы выселения нескольких поселков, расположенных вдоль линий.
На прощание Людмила Алексеевна подарила нам несколько старых билетов АУЖД. Они сохранились в музее в огромном количестве.

Коллекция рельсов разных времен, расположенная при входе в музей. Некоторые из них еще совсем недавно лежали на Мугайской линии.

После посещения музея нам любезно разрешили осмотреть депо. Здесь нас ждало много интересного

Техника в депо.

Свежепокрашенный ТУ7-2386

Тепловоз-дрезина a-la ТУ6Д (кабина от ТУ6Д, рама от ТУ4, подъемное оборудование шведского производства)

Тепловоз ТУ7-2388, основная "рабочая лошадка", который водит пассажирский поезд.

Технологический внутрицеховой путь узкой колеи

Пассажирская автодрезина, переделанная из автобуса.

Теперь вагонная часть.

Снимать было трудно из-за недостаточной освещенности.

Неизменный состав пассажирского поезда - грузовой, багажный, "плацкартный" и два "общих".

"Плацкартные" вагоны являются одной из составляющих уникальности этой дороги. В них с относительным комфортом можно доехать до станции назначения, и это актуально, ведь поезд уходит из Алапаевска в 19:30 и приходит в Санкино во втором часу ночи. Билетов на него часто не хватает, в чем мы в дальнейшем убедились ))
Старинные деревянные снегоочистители.

Неиспользуемые платформы.

Лесовозные платформы, стоящие с другой стороны от цехов.

На следующий день нас ждала двенадцатичасовая поездка по маршруту Алапаевск - Санкино - Алапаевск, обернувшаяся настоящим приключением.
...Продолжение следует...
P.S. На станции Алапаевск широкой колеи мы неожиданно для себя обнаружили еще одну узкоколейку (точнее, просто рельсовый путь), не имеющую отношения к АУЖД. Она служит для внутрицеховых перевозок, подвижной состав - вагонетки, толкаемые вручную.