Алапаевская узкоколейная железная дорога. Часть 2.

Jan 03, 2014 15:07

В России все еще есть такие места, где прибытие поезда - настоящий праздник. Потому что он приходит четыре раза в неделю, а других путей, по которым можно выбраться из таёжных посёлков в "большой мир", просто нет. Помимо пассажиров, поезд перевозит почту и продукты первой необходимости для местного магазина. Все знают: не будет железной дороги - не будет и жизни в посёлке.
Одна из них - Алапаевская узкоколейная железная дорога, расположенная на границе Урала и Сибири. Она известна тем, что это самая длинная в России железная дорога узкой колеи, и выделяется среди прочих рядом уникальных особенностей.
В предыдущей части мы осмотрели музей узкоколейной железной дороги и депо. На следующий день, 20 июня, мы отправились из Алапаевска по узкоколейке в Санкино и обратно.



Мы прибыли на узкоколейный вокзал к началу продажи билетов. Здание было открыто, и внутри него было довольно оживлённо.


Расписания пассажирских поездов и тарифы.






Купили билеты в плацкартный вагон.


Надо сказать, что перед этим, в музее АУЖД, нас уверили, что в Санкино мы без проблем приобретем обратные билеты. На деле всё оказалось немного наоборот ))
На территории депо вовсю кипела работа.

image Click to view


Пассажиры потихоньку стали перемещаться на платформу.
Наконец, поезд подан.

image Click to view


Посадка:


Интерьер плацкартного вагона. Всего 14 мест:


Сцепка. Как в добрые старые времена:


Двойные окна в вагоне не открывались. Пускай летом жарко, зато зимой не холодно ))
Даже летом у проводницы под полкой лежали дрова.


В 19:30, строго по расписанию, отправление.
Сразу же проезжаем гигантскую по узкоколейным меркам станцию Красная 2, крупнейшую на АУЖД. Об особенностях расписания, связанных с этой станцией, я уже писал. На станции имеется путевое развитие как узкой, так и широкой колеи.






Когда-то все пути были заставлены многочисленными платформами с лесом. Сейчас же грузового движения практически нет. Во-первых, треста "АлапаевскЛес" уже нет, услугами грузоперевозок последнее время пользовались лишь некоторые частные компании. Во-вторых, лес вдоль главного хода почти везде вырублен, а многочисленные лесовозные линии разобраны. 99% дохода АУЖД - это поступления из районного бюджета.
Начальный участок разобранной линии на Сусан.


Вскоре начинается крупный ухоженный поселок Западный.


Алапаевские просторы:


Путепровод под линией широкой колеи Нижний Тагил - Алапаевск.

image Click to view


Длинный лесной перегон. Ветви деревьев местами цепляли вагон, издавая приятный звук.
Наконец, берег Верхнесинячихинского пруда.




Поезд въезжает в село Верхняя Синячиха. Становится видна плотина пруда.


Вскоре первая остановка - Синячиха. В прошлом году здесь мы позорно покинули вагон. С удивлением обнаруживаю свежеуложенный второй путь. Спустя 13 лет восстановлено путевое развитие, и Синячиха снова стала станцией!


Если кто-то знает, для чего это сделано, прошу поделиться.
Через три минуты поезд трогается дальше в путь. Поезд огибает мрачноватые строения Верхнесинячихинского металлургического завода, на котором действует своя электрифицированная (!) узкоколейная железная дорога. Когда-то она была соединена с АУЖД. C поезда её не видно.


Успенская церковь в Верхней Синячихе.


Угольная - последняя станция в цивилизации. После нее в поезд никто не садился.




Путепровод над линией широкой колеи Алапаевск - Серов. Граница того самого "царства узкой колеи".

image Click to view


Пейзажи становятся более однообразными. Кое-где мелькают небольшие вырубки.


Вот и Ельничная - крупнейший поселок, не имеющий автодороги.
Станционное здание и, по совместительству, магазин.


Стоянка 20 минут. Раньше здесь отцепляли вагон на Гаранинку. В 2012 году туда подвели автодорогу, и необходимость в узкоколейке моментально отпала, линия была разобрана.
Разгрузка товарного вагона. На заднем плане - депо Ельничная.


Поселок. Непривычно отсутствие автомобилей. Вместо них - дрезины-"пионерки". Такие, как эта (видео).


Одинокий голубой вагон. Безмятежный пруд. Тишина.


Но вот раздается гудок, и вагоны трогаются. Через 20 минут - Строкинка. Здесь все прошло очень быстро.


Заброшенное станционное здание.


Местные мужики ставят "пионерку" на рельсы.


После Строкинки начало темнеть. С трудом можно было разглядеть станцию Чернышовка, на которой начинается единственное действующее ответвление на Берёзовку. Посёлок выселен, поезд проследовал без остановки. Такие же посёлки-призраки Паньшино, Октябрь, Подкур.
Станция Чернышовка:


К тому времени в вагоне стало совсем не жарко. Но тут началась другая беда.
Когда я выходил фотографировать станцию Муратково, меня в течение секунды облепила туча кровососущих насекомых.
Они хорошо видны на этом кадре:


Пассажиры стали просыпаться, в вагоне включили чудо техники - электрическое освещение. Скоро конечная - Санкино.
21 июня, второй час ночи. Поезд остановился, пассажиры моментально освободили вагоны. Мы идём к дежурной по станции покупать обратные билеты, кассы здесь нет. Открываем дверь. Вдруг на нас выливается поток отборного мата. Общий смысл монолога был "закрывайте дверь, а то комары налетят, мне тут целую ночь сидеть".
- Извините пожалуйста, нам два билета в плацкартный вагон до Алапаевска.
- Что же вы так поздно пришли?
- Мы только что на поезде приехали.
- Вы не местные?
- Из Алапаевска, а вообще-то из Подмосковья.
- Да вы мои дорогие, как же вас к нам сюда занесло? Только один билет есть, на верхнюю полку. Оставайтесь здесь, завтра уедете.
- Мы бы сами хотели, но у нас завтра вечером поезд из Екатеринбурга.
- Как же вы сюда ехали, могло бы и не одного билета не быть.
- Нам в Алапаевске сказали, что мы у вас без проблем купим.
- Кто вам сказал такую глупость? У нас даже в очередь выстраиваются в плацкартный. Сегодня чудо, что один остался.
- Берем. А второй - в общий.
- Так между вагонами перехода нет.
- Согласны. Давайте.
Дежурная пошла к проводнице плацкартного вагона узнавать, нет ли свободных мест. Та сказала, что если бы было одно нижнее место, она бы пустила нас вдвоем.
Неизвестно, кому из повезло больше: тому, кто пролежал всю ночь на верхней полке, пытаясь уснуть в раскачивающемся вагоне, или тому, кто сидел на жесткой лавке и видел туманы, рассвет.
Многие пассажиры вышли в Синячихе и пересели на автобус, оказавшись в Алапаевске раньше поезда. Но мы решили так не делать.
Поезд прибыл в Алапаевск. Короткая поездка в переполненном "ПАЗике". В гостинице отсыпались почти полдня после ночных похождений. Воспоминаний хватило потом надолго.

узкоколейка, Железная дорога, Алапаевск, Екатеринбург

Previous post Next post
Up