Летом от Кремля в Великом Новгороде часто отправляются экскурсионные катера, которые нравятся как многочисленным туристам, так и новгородцам, по Волхову до Юрьева монастыря с выходом в озеро Ильмень и обратно. Рядом с руинами Благовещенского храма на Рюриковом городище можно видеть каменные опоры недостроенного моста через Волхов. На экскурсиях о нем рассказывают совсем мало. Между тем, это один из крупнейших неосуществленных проектов начала XX века. Оказывается, история этого моста напрямую связана с железной дорогой Валдай - Крестцы (ударение на первый слог), которая является настоящим железнодорожным заповедником, и которая находится под угрозой уничтожения.
UPD: По данным на август 2014 года, дорога уже находится в процессе уничтожения. Разобран небольшой участок в районе деревни Стуковья. Разборка дороги ведется местными жителями с целью продажи рельсов на металлолом.
UPD2: 30 сентября 2020 года сгорел деревянный вокзал станции Крестцы 1917 года постройки. Фотографии в этом репортаже можно считать историческими.
Во время Первой Мировой войны, в стратегических целях было начато проектирование железных дорог Санкт-Петербург - Орел и Валдай - Нарва. Они должны были соединиться в Новгороде, пройти общим участком два крупных моста через Волхов и Мсту, а разойтись уже после села Бронницы. Интеллигенция того времени, в том числе знаменитый художник и искусствовед Н. Рерих, активно выступали против строительства вблизи Рюрикова городища и церкви Спаса-на-Нередице XII века, так как насыпь и мост могли разрушить их сложившийся веками облик. От первого проекта остался участок Павловск - Новгород и название улицы Орловская в Новгороде, ведущей из района железнодорожного вокзала до Водоканала, который рядом с этими самыми опорами, от второго - значительно больше. Это опоры мостов через Волхов и Мсту, насыпи на участке Крестцы - Новгород (хорошо просматриваются на спутниковых снимках), железнодорожные линии Новгород - Луга и Валдай - Крестцы.
Последняя является скромным 57-километровым ответвлением от Бологое-Псковской железной дороги и известна (если это слово здесь допустимо) семафорно-жезловой сигнализацией (как на
Олонецкой линии) и каменными мостами - прекрасными образцами железнодорожного зодчества начала прошлого века. Но, к сожалению, линия уже много лет не используется и пребывает в печальном состоянии. Последний пассажирский поезд прошел по ней в 1992 году, а товарный - в 2011 году. Движение прекратилось, когда из-за неудовлетворительного состояния пути поезд сошел с рельсов. С тех пор только первые 7 километров линии поддерживаются в рабочем состоянии, поскольку рядом расположена официальная резиденция президента России "Долгие Бороды", и для её обслуживания на 7-м километре линии оборудована пассажирская платформа. По неподтвержденным данным, в 2019 году началось строительство подъездного пути непосредственно на территорию резиденции.
На остальном же протяжении дорога заброшена и с некоторых пор потихоньку разворовывается на металлолом. В 2014 году сюда приехали преступники из Санкт-Петербурга, представились сотрудниками некого подразделения РЖД и наняли себе в помощь местных жителей для разборки и погрузки рельсов. Удалось украсть около 1000 погонных метров, после чего преступники были задержаны. На некоторое время уничтожение дороги удалось приостановить. Но факт того, что дорога закрыта (официально - законсервирована), а состояние пути уже много лет никем не контролируется, только способствует дальнейшему разорению. Наконец, 30 сентября 2020 года сгорело последнее историческое здание: неизвестные вандалы подожгли недействующий вокзал станции Крестцы 1917 года постройки. С этого момента на линии Валдай - Крестцы не осталось ни одного исторического здания...
Теперь фотоотчет.
Фотографии моста через Волхов сделаны дождливым утром 4 ноября 2013 года.
Исследование железной дороги Валдай - Крестцы (с использованием автомобиля) состоялось 7 ноября 2013 года. Выехали из Великого Новгорода.
Мне много раз случалось проезжать по трассе Москва - Петербург в направлении из Новгорода в сторону Москвы. Всякий раз - печальные чувства при проезде через многочисленные вымершие ныне деревни, многие из которых были описаны еще Радищевым. Это не Крайний Север и даже не тайга. Впрочем, деревни рядом с оживленной трассой, по которой круглосуточно проносятся со свистом большегрузные фуры, по условиям жизни ненамного лучше. Те же немногие, кто остался в них жить (точнее, не смог уехать), - это по преимуществу сельские маргиналы и старики.
Старинное село Крестцы, известное своей "крестецкой строчкой" (вышивкой), по сравнению с соседними деревнями, благополучное, богатое и ухоженное - почти что Москва. Станция Крестцы расположена в стороне от автотрассы, в глубине села.
Остатки бетонной платформы:
Раньше на станции велась погрузка леса, а до 1960-х годов действовала лесовозная узкоколейная железная дорога. Подъездной путь с габаритными воротами
Сохранившаяся стрелка паровозного разворотного треугольника.
Деревянный дореволюционный вокзал по архитектуре перекликается со многими железнодорожными постройками того времени, например, со
станцией Тура в Тюмени. UPD: В 2020 году это здание сгорело.
Конфликт поколений: здесь ещё нет ОАО РЖД.
Идем к сохранившемуся семафору.
Расстояние от Валдая. Покосившийся километровый знак.
А вот и семафор.
Это старинное средство сигнализации, которое почти везде заменено светофорами, кроме вот таких забытых второстепенных станций. Верхнее крыло сейчас параллельно земле - это запрещающий сигнал; когда же станция готова к приему поезда, то его поднимают с помощью тросов на 45 градусов. Нижнее же крыло сообщает о приеме на главный путь либо с отклонением по стрелке. Кое-где (
в Карелии и
в Тверской области) семафоры все еще продолжают работать.
На Валдай.
Вокзал на станции Валдай - простенькая позднесоветская "коробка"
А рядом с ним - красивейшая водонапорная башня, как на Транссибе.
Прибыл поезд сообщением Бологое - Старая Русса. Как его только не называют - "кукушка", "тарзан", "вагончик", "подкидыш". Точно такой же ходил и до Крестцев.
Нас ждут Горушки - станция, которая действовала дольше всех из промежуточных на линии. Кстати, всего их было четыре: Горушки, Ерынья, Уралец, Крестцы. Это единственная из промежуточных станций, к которой можно подъехать на автомобиле.
Мост над автодорогой и ручьем в Горушках:
Остатки семафора:
Вид на станцию. Справа - насыпь бывшего второго пути. От Валдая 16 километров. Станционное здание, судя по всему, сгорело много лет назад.
Вид в сторону Валдая:
Далее мы планировали осмотреть уникальный каменный мост через реку Ярынья, но, учитывая, что он находится в глухом лесу в стороне от автодороги, а перед этим несколько дней подряд шел дождь, решили отложить эту идею на другой раз. Не беда, благо в Интернете его фотографий довольно много, позволю себе позаимствовать некоторые из них.
Фотографии тов.
mike_nov.
Высота моста - 18 метров (7-этажный дом).
Фотография тов.
obolev:
Такой пейзаж окружает железную дорогу по большей части.
Между шпалами во многих местах уже начали расти ели.
Но вместо моста через Ярынью у нас был запасной вариант - гораздо менее известный мост через р. Холова, что рядом с деревней Переезд (как ни странно, к железной дороге название отношения не имеет). На автомобиле можно подъехать непосредственно к мосту.
Переезд в Переезде. Уже занесен песком.
Мост. Вид сверху.
Виды с моста.
Ферма моста на каменных опорах. Извиняюсь за размытость, снято во время моросящего дождя.
Дорога Валдай - Крестцы примечательна своими рельсами. Они здесь самые разные. Встречаются и начала 1940-х годов, и американские, полученные по ленд-лизу, и даже дореволюционные. Мы увидели рельс с маркировкой "II А О.Г.З. 1 1941 Б" - год выпуска указан недвусмысленно.
Железная дорога Валдай - Крестцы деградирует (правда, вопреки опасениям С. Болашенко, рельсы лежат везде, не сворованы). Её уже начали разворовывать на металлолом. Транспортное значение этой ветки невелико: это тупик, а параллельно проходит автотрасса М10 Москва - Санкт-Петербург. Но руководство ОАО "РЖД" и Комитет по туризму Новгородской области, к сожалению, не осознают её уникальной исторической и архитектурной ценности.
Сейчас единственный, кто реально заботится о сохранении этой исторической железной дороги, - волонтер Вячеслав Викторович Амосов, коренной житель Крестцев и бывший машинист, который много лет проработал на линии Валдай - Крестцы. Он
собрал целую экспозицию, посвященную родной железной дороге: устройства сигнализации с заброшенных станций, маршрутная доска пассажирского поезда Бологое - Крестцы, множество исторических фотографий и уникальных документов и многое другое. Поначалу это была частная коллекция в гараже, а в 2016 году она переехала и стала отдельной экспозицией Крестецкого краеведческого музея. Его начинание
было отмечено наградами. Вячеслав Викторович до сих пор продолжает сбор артефактов и периодически организует экскурсии не только по музею, но и в достопримечательные места самой дороги.
Но нужно понимать, что сохранение целой 57-километровой линии не в его силах, и что с каждым годом, если ничего не предпринимать, от нее будет оставаться все меньше и меньше. Дорогу нужно спасать. Начать можно с самого малого - внести мост через Ярынью в туристические справочники, оборудовать деревянные ступеньки при спуске к реке и небольшую смотровую площадку. Тогда к нему можно будет водить экскурсии (например: сейчас многие новгородские турфирмы предлагают экскурсионную поездку на Валдай с посещением Иверского монастыря и Музея колоколов. Осмотр моста можно легко сделать отличным дополнением). Вероятно, мост также заинтересует любителей экстремальных видов спорта. Впоследствии дорогу можно объявить музейной (как это сделано на Кругобайкальской железной дороге, о ней скоро будет репортаж), привести пути в порядок - и можно пускать экскурсионные поезда. В 1996 году по дороге Валдай - Крестцы прошел ретро-поезд с паровозом, правда, без экскурсии. Об этом написано в известном журнале "Вокруг света". (
ссылка) Тогда эта дорога может стать одним из главных символов Новгородской области, как опоры моста через Волхов давно являются одной из достопримечательностей Великого Новгорода.
Спасибо за внимание.
P.S. Отдельное спасибо Андрею Оболенскому (
obolev), который в свое время "открыл" эту линию для железнодорожных любителей.
Ссылка 1,
ссылка 2,
ссылка 3.