Одно из главных преимуществ узкоколейных железных дорог - это то, что их можно прокладывать на сильно пересеченной местности, например, по болотам. Это обусловило одну из основных областей применения узкоколеек - добыча торфа. В советское время практически каждое торфопредприятие имело свою узкоколейку. На особо крупных месторождениях железные дороги с небольшой шириной колеи обслуживали сразу несколько торфопредприятий и входили в состав транспортных управлений. В свое время их было
довольно много. К настоящему моменту осталось одно - Тёсовское, расположенное недалеко от Великого Новгорода, в поселке Тёсово-Нетыльский.
Первый участок железной дороги начал работать в 1933 году. На торфоразработках имело место использование труда "спецпоселенцев". К началу Великой Отечественной войны протяженность линий составляла около 20 километров. В 1941-44 гг. район был оккупирован германской армией, добыча торфа производилась для ее нужд. В 1950-е годы протяженность линий многократно увеличилась, в 1951 году было создано транспортное управление. На торфомассивах были построены рабочие поселки. В поселках Тесово-2 и Тесово-4 были построены локомотивные депо. В начале 60-х локомотивный парк пополнили тепловозы ТУ4, позднее - тепловозы-электростанции ЭСУ. В 1960-1980-е дорога считалась одной из образцовых в своем роде, на ней испытывалась новая техника. Протяженность путей достигала 179 километров, Существовало пассажирское сообщение по различным маршрутам. Линии заходили и на территорию соседней Ленинградской области.
В 1990-е годы хозяйство катастрофическими темпами пошло в упадок. Небольшие рабочие поселки опустели. Было отменено пассажирское сообщение (кроме рабочих поездов), одна за другой стали уничтожаться линии. Части огромной сети стали изолированными друг от друга. Дольше всех проработала изолированная сеть в Ленинградской области вблизи поселка Тесово-4. К 2009 году сохранилось 12 километров главного пути, от Тесово-Нетыльского (также имеет место название Рогавка) до производственного участка к западу от озера Тигода. Добываемый торф используется в котельной поселка, а также поставляется на экспорт для производства торфяных горшочков для растений.
Карта с обозначением действующих линий, составленная С. Болашенко. Пунктиром обозначен участок, разобранный в 2008 году.
Мы посетили эту железную дорогу 6 ноября 2013 года.
Переезд, когда-то охраняемый. Справа будка дежурного.
Прямо - разъезд, переходящий в путь на торфоразработки, направо - начальный участок разобранной Северной линии.
Начальный участок разобранной линии:
Стрелки с оригинальными противовесами.
Вид на главную станцию (Тесово-1)
Бывшая консоль со светофорами. Поезда перед отправлением когда-то выстраивались в очередь.
Необычные торфовозные вагоны:
Большинство путей на станции заброшено:
Бывшая диспетчерская:
Тут со стороны переезда раздался гудок, и мы увидели что-то движущееся. Пассажирская автодрезина ТУ6П-0050, гордость дороги, одна из немногих сохранившихся, привезла рабочих с производственного участка. Неслыханно повезло!
Click to view
К ней была прицеплена цистерна с горючим. Цистерну отцепили...
Click to view
А дрезина отправилась вглубь поселка, высаживая рабочих прямо у домов.
Click to view
Через некоторое время она вернется и встанет в депо. Мы пока продолжим осмотр.
Виднеется здание депо.
Вагоны с торфом. Видимо, прибыли незадолго до дрезины.
Вид в обратную сторону.
Торфоразгрузочная эстакада.
Вот и депо.
В левом ангаре - ТУ6А, в правом - тепловоз-электростанция ЭСУ2А.
Техника, отслужившая свое, являющаяся источником запчастей:
Дрезина тем временем вернулась обратно.
Click to view
Заходит в депо:
Click to view
Необычные цистерны и уничтоженная часть станции. Вид с лестницы диспетчерской.
Прощальное фото.
Тут усилился дождь, и мы идем обратно к переезду, осознавая, как быстро пролетело время. В Новгород вернулись в полной темноте.
Тесовской УЖД в ближайшее время не грозит полное уничтожение. В поселке Тесово-Нетыльский обосновалась группа железнодорожных любителей - выпускников Санкт-Петербургской детской железной дороги. В отличие от так называемой "
группы восстановления ШУЖД", они помогают Тёсовской узкоколейке:
занимаются ремонтом путей, восстанавливают технику, выпускают различные печатные издания, делают фотографии.
UPD: Спустя полгода после моего посещения данная группа любителей
начала регулярно проводить экскурсии с поездкой по узкоколейной железной дороге, вследствие чего дорога стала широко известна, особенно среди жителей Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Я в каком-то смысле рад, что мне удалось застать эту дорогу в своем обычном, не демонстрационно-туристическом виде.
Спасибо за внимание! Новгородская серия репортажей полностью завершена.