Железных дорог в Тверской области немало, при этом значительная их часть - малодеятельные ветки. По ним курсируют небольшие поезда, а движение порой бывает даже не каждый день. Такие дороги привлекают путешественников своим неторопливым настроением и возможностью почувствовать атмосферу настоящей глубинки, а для жителей окрестных деревень нередко это единственный доступный транспорт. Одна из таких дорог связывает старинный город Торжок и западные районы области. Сейчас, в начале XXI века это одна из немногих линий, где поезда продолжают отправляться под изящные "жесты" старинных семафоров...
Вторая половина XIX - начало XX века были временем расцвета Тверской губернии. Именно к этому времени относится строительство большинства железных дорог, охватывающих почти всю нынешнюю область. В 1911 году от станции Торжок в одноимённом старинном городе был построен 58-километровый подъездной путь к бумажной фабрике в селе Каменное. Дорога строилась на средства владелицы фабрики Ю. Кувшиновой, представительницы известной династии промышленников. Станция в Каменном стала называться по фамилии владельцев фабрики - Кувшиново, а позднее село стало городом и получило такое же название. В 1912 году дорога была введена в эксплуатацию, открылось грузовое и пассажирское движение, а на станции Кувшиново был построен красивый вокзал в неорусском стиле, сохранившийся до сих пор.
Кувшиновский подъездной путь стал приносить огромную прибыль. Но вскоре его развитие продолжилось: линия была продлена ещё на 64 километра до старинного села Селижарово, откуда стал вывозиться лес для производства бумаги. В этом строительстве были заинтересованы как владельцы Каменской фабрики, так и селижаровские купцы, которым сбыт древесины сулил большие доходы. Постройка участка Кувшиново - Селижарово закончилась в 1917 году, но уже через несколько месяцев после её открытия произошла Октябрьская революция. Это была последняя железная дорога Российской империи...
К 1928 году рельсовый путь был продлён ещё раз и доведен до станции Соблаго на
Бологое-Полоцкой железнодорожной линии. Хотя построенный участок проходил через малонаселённый лесной край, дорога приобрела стратегическое значение. Соблаго должно было стать крупным железнодорожным узлом, имевшим выходы на Бологое, Великие Луки, Торжок, а также на Новгород и Смоленск (от этого проекта остался небольшой действующий участок
Земцы - Жарковский).
Тяжёлые испытания пришлись на долю жителей этого края в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году линия фронта проходила между Кувшиново и Селижарово, бои велись рядом со станцией Красицы. Кувшиновская линия использовалась для подвоза воинских эшелонов, военной техники. Неудивительно, что немцы постоянно пытались вывести её из строя: бомбили, устраивали диверсии. Но вскоре дорогу восстанавливали.
После войны вся инфраструктура была восстановлена, в Кувшинове и Селижарове выросли новые промышленные предприятия. Увеличилось число поездов, открылись новые станции и разъезды: Скрипково, Щербово, Пузаково. Основными грузами были лес и торф. Помимо поезда Москва - Осташков, курсировал также и поезд Осташков - Тверь.
В 1990-е годы для дороги наступили трудные времена. Из-за сильного уменьшения грузопотока больше половины всех станций было закрыто. В 2001 году линия была переведена на дневной режим работы. Всё реже и реже стал раздаваться гудок тепловоза в глухих верхневолжских лесах. Лишь два раза в неделю проходит пригородный поезд из Осташкова (который с 2013 года стал доходить не до Торжка, а до Кувшинова), или пройдёт редкий товарный - и вся ветка замирает на несколько дней. В начале 2015 года был отменён и поезд на Москву...
По неизвестной причине всевозможные реконструкции и капитальные ремонты долго не доходили до этого направления, и благодаря этому кувшиновская ветка сохранила облик 50-х годов прошлого века: до сих пор используется архаичная электрожезловая система, семафоры вместо светофоров, ручные стрелки с фонарями, песчаная насыпь. Линия стала известна среди любителей железных дорог. Не раз поднимался вопрос о превращении этой дороги в объект историко-культурного наследия, но пока это не сбылось.
Наша поездка по этой железнодорожной линии состоялась 3 ноября 2014 года. Нам предстояло добраться из Осташкова до станции Кувшиново и обратно, на пригородном поезде, который в народе называют "снежинка". Он состоит всего из одного вагона и ходит только два раза в неделю. Собственно им теперь и ограничивается всё пассажирское движение на ветке (тогда, на момент нашей поездки, ещё был в ходу поезд Москва - Осташков).
"Снежинка" уходит в рейс ранним утром, в ноябре в такое время ещё темно. Откуда-то появляются на платформе пассажиры и направляются к неосвещённому, но уже протопленному вагону. В объявлениях диктора и информационных табло здесь нужды нет: расписание настолько короткое, что запомнить его не составляет труда, и все к нему давно привыкли.
Интерьер вагона, кстати, довольно необычный: зачем-то стоит посередине перегородка, разделяющая его на две части.
Дежурный вышел на платформу и подал сигнал к отправлению... ручным зелёным фонарём! К сожалению, запечатлеть этот момент я не успел. Тепловоз прогудел, и коротенький состав покатился сквозь глухие леса, нарушая их тишину. Участок от Осташкова до станции Соблаго, откуда мы свернём в сторону Торжка, относится к другой исторической дороге - к
Бологое-Полоцкой. На следующий день нам предстояло проехать по ней до конца - до Великих Лук.
Вот уже рассвело. Вагончик, сделав несколько остановок на глухих полустанках, выбирается из леса и оказывается на насыпи и мосту между двумя озёрами - Пено и Волго. Это часть русла великой Волги, которая начинается совсем недалеко, а в трёх с половиной тысячах километров отсюда впадает в Каспийское море.
Озеро Волго уже потихоньку сковывается льдом:
А вскоре за мостом - станция Пено и одноимённый посёлок городского типа.
Через шесть километров поезд делает ещё одну остановку, на на тихой станции с диковинным названием Соблаго, откуда и начнётся цель нашего путешествия - линия Соблаго-Торжок.
Стоянка здесь долгая - целых полчаса. Это необходимо, чтобы "перепрячь" лошадь локомотив, то есть отцепить его, объехать вагон по другому пути и прицепить уже с другой стороны. Путевое развитие здесь устроено таким образом, что попасть на кувшиновскую линию со стороны Осташкова без этой операции нельзя. А нам это даёт возможность выйти на платформу и подышать утренним воздухом. На фотографии локомотив уже отцеплен и движется в сторону стрелки.
Вокзал в Соблаго - типовая постройка 1960-х годов, но очень уютный и ухоженный. На подоконниках здесь устроили целую оранжерею!
Редкий поезд теперь здесь проходит. А ведь в 1940-е годы этот узел был настолько загружен, что существовал даже обходной путь вокруг него.
Тем временем тепловоз подошёл к вагону уже с другой стороны. Рекомендую досмотреть видео до конца, поскольку как раз в конце можно увидеть очень редкое явление.
Click to view
А именно - передачу жезла от перегона машинисту.
Электрожезловая система - весьма архаичное средство железнодорожной сигнализации, которое почти нигде уже не используется. Во всей России таких дорог осталось буквально считанные единицы, среди них - ветка
Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии, по которой мне удалось проехать ещё до отмены пассажирского движения.
Вскоре по громкой связи объявили отправление пригородного поезда на Кувшиново, и наш вагон неспешно покатился в лесную глушь, в которой где-то затерялись небольшие пристанционные посёлки.
Особенно интересно любоваться дорогой из заднего тамбура, наблюдать за тем, как позади тебя остаются рельсы, шпалы, километры. Просека, уходящая вправо - это и есть та самая Бологое-Полоцкая, по которой мы приехали в Соблаго.
Окрестности Соблаго - это настоящий край озёр. На пути от него до следующей станции, Жукопы, железная дорога дважды пересекает разливы по насыпи.
Озеро Тиницкое, являющееся частью озера Волго:
Небольшие островки, телеграфные столбы в воде... Если бы не цвет травы, то вполне может показаться, что фотография сделана во время половодья:
Поезд ненадолго скрывается в лесу...
Но вскоре "выныривает" из него и пересекает по мосту реку Жукопу, после чего въезжает на остановочный пункт с таким же названием.
Название может показаться смешным, а вот само место очень живописное:
Хорошо видно, что раньше здесь был двухпутный разъезд:
А за деревьями прячется водонапорная башня:
Из вагона вышел один-единственный пассажир, после чего поезд отправился дальше, в лесную глухомань.
Причём не просто глухомань, а настоящую Глухомань. Почти 20 километров до следующего населённого пункта Шуваево - без каких-либо признаков присутствия человека. Интересно, бывала ли тут какая-нибудь живая душа с тех пор, как построили дорогу? :)
Летом, наверное, трава разрастается здесь настолько, что рельсы среди неё едва видны.
На некоторых полустанках поезд даже не останавливается, но их местоположение определить можно. Вот, например, о.п. Лохово:
Наконец, вдалеке показываются некие признаки цивилизации:
Где-то тут наш вагон потерял всю свою сонную и неторопливую атмосферу, потому что вошли сразу много пассажиров. Шум, суета, разговоры. Впрочем, их понять можно: ведь поезд - это для них как праздник. Пока он ходит - будет возможна жизнь.
Раньше здесь была станция, а теперь это просто о.п. Шуваево. Бывшее станционное здание на пригорке. Наверное, летом тут намного живописнее.
Сарай для путейских инструментов и рельсы для тележки, ведущие к основному пути. Нечто подобное я видел в
Жарковском.
Ещё пара остановочных пунктов в лесу - и вот оно, Скакулино. Редкостная глушь, а также настоящий заповедник железнодорожной старины. Сказочное место. Жаль, что стоянка здесь совсем короткая...
Это, кстати, первый на нашем пути разъезд, если считать от Соблаго. Дежурная приняла у машиниста тот самый жезл, по которому мы двигались от Соблаго, и взамен передала ему такой же, но для следующего перегона, Скакулино - Селижарово. Весь процесс обмена занял не больше десяти секунд.
Стрелочный пост, ручная стрелка с флюгаркой (как в
Боровичах)...
И грациозный семафор. Обычный светофор в таком месте, пожалуй, смотрелся бы противоестественно.
А сразу за ним - небольшой мост (к сожалению, фотография получилась смазанной).
Табличка на нём вызвала у меня разрыв шаблона. Там было написано: "Р. ВОЛГА". Эта речушка - и есть та самая великая река?! Трудно поверить. Я даже достал карту и посмотрел - да, табличка оказалась верной. Может быть, это всё сон? И уютнейший вокзал на опушке леса, и стрелка с флюгаркой, и семафор... Если так, то не хотелось бы в этот момент проснуться - уж очень хороший сон.
А вагончик увозил нас всё дальше от этого видения. И вот уже начались окраины крупного посёлка Селижарово. Обратите внимание, что река Селижаровка в этом месте едва ли не шире, чем Волга в Скакулино. Совсем недалеко отсюда эти две реки сливаются.
Click to view
Станция тоже встречает нас семафорными крыльями:
Вокзал здесь, вероятно, позднесоветский:
Встречный грузовой состав и снегоочиститель в тупике у пакгауза:
Едем дальше.
Местность здесь уже не такая глухая и малонаселённая, больше остановок.
О.п. Красицы, очередная бывшая станция с сохранившимся вокзалом:
И деревня:
Вошедший здесь мужчина угощал проводницу и пассажиров парным молоком, которое он вёз в Кувшиново на продажу; предложил и нам. Попробовав, я понял: такого вкусного молока не пил, наверное, с раннего детства.
Ещё одна бывшая станция, Брылёво. Видны шпалы от второго пути, а вокзал здесь уже не сохранился.
Постепенно пейзаж становится более суровым, появляются болота.
Самые крупные из них, Чистик и Раменский Мох, железная дорога огибает с юга, делая поворот на 90 градусов рядом с селом Сокольники. А в самом селе раньше находился леспромхоз.
Подъездной путь к нему отходит не от станции, а от простой стрелки на перегоне, что-то вроде путевого поста. Довольно необычное явление.
Вот и Ранцево, последняя на нашем пути станция с семафорами.
А также с красивым дореволюционным вокзалом:
Последний перегон. Видите ещё один семафор на горизонте?
Я решил постоять в тамбуре ещё немного. И, как оказалось, не зря, потому что на одном из переездов произошла неожиданная встреча. Привет, коллеги! Если вы читаете сейчас этот репортаж - отзовитесь!
Наконец, за окном показались индустриальные пейзажи.
А затем - и жилая застройка.
И вскоре поезд заканчивает свой 4,5-часовой путь. Совершенно нетипичная для таких мест высокая платформа:
И неорусский вокзал - словно терем, срисованный с иллюстрации к детской сказке. Будем надеяться, что сюда не доберётся "корпоративный стиль" РЖД, который уничтожил облик многих похожих сооружений.
Вид вокзала вскоре после открытия (фотография из журнала
vita_life777):
Композицию дополняет водонапорная башня тех же времен. Архитектура явно перекликается с
Бологое-Полоцкой. Это неудивительно, ведь дороги строились в одно и то же время.
До Торжка, начала дороги, осталось ещё 58 километров. Но, к сожалению, наш поезд теперь туда не доходит. Поэтому мы совершаем небольшую прогулку по окрестностям станции, после чего возвращаемся в вагон. Нас ждёт неблизкий, но чрезвычайно интересный обратный путь по "заповедной" дороге.
Спасибо за внимание!