Каждому, кто хотя бы один раз ездил из Москвы в Петербург по железной дороге, должно быть знакомо название Бологое. Этот город находится почти на середине пути между двумя столицами, что послужило поводом для множества шуток. Здесь пересекаются важные железнодорожные магистрали: Петербург - Москва и Ярославль - Псков. Но мало кому знакомо пятое направление, на Осташков, также известное как Бологое-Полоцкая линия. Она практически полностью сохранила дух времён её постройки - начала XX века, и до сих пор удивляет своей нетронутостью даже человека, мало знакомого с "железкой".
UPD: в сентябре 2016 года, спустя два года после поездки автора, на законсервированной станции Горовастица сгорел деревянный вокзал начала XX века. 19 июля 2021 года то же самое произошло с вокзалом на станции Чёрный Дор. Фотографии в данном репортаже можно считать исторической ценностью.
Впервые о строительстве новой железной дороги направления Центр - Запад заговорили в самом начале XX века. Во время совещания Русского и Французского генеральных штабов в 1901 году. По договору, Россия должна была сдерживать в случае войны германские войска на границе Царства Польского и Пруссии. Выполнение этой задачи было бы невозможным без развития на западном направлении железнодорожной сети. Французы были готовы оказать финансовую помощь... и выполнили своё обещание. Деньги пошли по назначению, и железная дорога Бологое - Великие Луки - Полоцк - Седльце была построена. Помимо неё, предполагалось построить также линии Москва - Рига - Виндава (1904 год) и Петроград - Новгород - Смоленск - Орёл (не построена). К последней мы ещё вернёмся в рассказе о железнодорожной линии Земцы - Жарковский.
Дорога Бологое - Полоцк, принадлежащая Николаевской железной дороге, была открыта в 1907 году со значительным опозданием, которое было вызвано Русско-Японской войной. Хотя дорога была однопутной, насыпь и опоры мостов были сооружены под два пути. Линия прошла через глушь "с первобытными условиями приложения населением своего труда". Тем не менее, дорога прошла через старинные, но далёкие от основных дорог города Осташков и Торопец, и дала толчок к их развитию. Удивительно, что среди глухих лесов и редких деревень на станциях были сооружены уникальные по красоте деревянные вокзалы с башенками и прочие сооружения. На перегонах между станциями можно увидеть жилые дома, казармы, сторожки - будто целый город рассеялся на целых триста километров. Все постройки, как вокзалы, так и сараи, и даже погреба были выполнены в едином архитектурном стиле, по типовым для всей дороги проектам. Но это не унылые утилитарные постройки, а настоящие дворцы, с огромными окнами и с декором. Казалось бы, зачем они нужны в непростое для страны время, да ещё и в такой глухомани? Именно в этом, пожалуй, выражается стремление человека сделать прекраснее мир вокруг себя. Это также яркий пример того, какое важное значение имела тогда железная дорога в общественной жизни.
Но наступил 1914 год, и Бологое-Полоцкая начала успешно выполнять свое предназначение. На запад двинулись военные эшелоны. Во многих местах на двухпутной насыпи были сооружены запасные разъезды. Но самым тяжёлым испытанием для дороги стала Великая Отечественная война, ведь линия фронта пересекала путь несколько раз, окрестности были оккупированы немцами. Станции, особенно крупные, подвергались обстрелам и бомбардировкам. Особенно тяжёлой была работа машинистов: помимо того, что каждый поезд мог быть разбомблен, у них не существовало норм рабочего времени, они могли сутками находиться в пути. Во время освобождения от немецких войск дорога "обросла" многочисленными временными ответвлениями, такими как Соблаго - Земцы, Великополье - Таборы, обход узла Соблаго, а так же несколько узкоколеек. Все они были "рокадными", предназначались для переброски войск между участками фронта. Интересно, что немцы при отступлении не стремились уничтожить вокзальные сооружения и другие капитальные постройки, поскольку надеялись вернуться ещё в те края. Они уже знали, что такое русская зима, и берегли отапливаемые здания.
Пик расцвета Бологое-Полоцкой дороги пришёлся на середину 1970-х годов, когда она стала оживлённой магистралью. Скорость движения поездов была высокой - до 90 километров в час. С нефтеперерабатывающих заводов центра России шли поезда в Латвию, к портам Балтийского моря. Ходили также различные пассажирские поезда, хотя и немногочисленные: немного пассажиров набирается в такой глухомани. Эта линия была последней магистралью на паровой тяге: паровозы проработали здесь до 1976 года (при этом на
малодеятельной линии Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии паровозные гудки звучали вплоть до начала 1990-х годов).
С распадом Советского Союза транзит в Латвию прекратился. Бологое-Полоцкая магистраль стала малодеятельной (читай: убыточной) дорогой местного значения. С конца 1990-х годов она переведена на дневной режим работы. Было закрыто депо Осташков. Постепенно стали отменяться и пассажирские поезда. В 2013-2014 гг. на волне "оптимизации" пассажирского сообщения (фактически - постепенного закрытия убыточных, но оттого не менее нужных маршрутов) были отменены пригородные поезда Осташков - Бологое и Великие Луки - Назимово. Единственным ежедневным поездом, расписание которого не меняется чуть ли не с времён постройки дороги, остался "горбатый", как прозвали его железнодорожники, - Бологое - Великие Луки. Такое уникальное название связано с тем, что здесь долго ходили немецкие трофейные вагоны, имеющие характерную форму крыши.
Бологое-Полоцкая железная дорога до сих пор остаётся уникальным, но так и не признанным памятником архитектуры начала прошлого века. Её сохранности активно способствует Всероссийское общество любителей железных дорог, которые периодически даже устраивают здесь паровозные обкатки. Именно паровозы, пожалуй, смотрятся здесь более органично, чем современная техника!
***Поездка автора по Бологое-Полоцкой железной дороге состоялась в начале ноября 2014 года. Буквально в день отъезда выяснилось, что нам удастся проехать в "горбатом" в один из последних дней его существования - уже 6-го ноября традиционный для этих краёв тепловоз с двумя-тремя вагонами заменили на современный, но контрастирующий с обликом дороги дизель-поезд. Поэтому представленные ниже фотографии можно считать в каком-то смысле историческими.
Итак, первой точкой нашего путешествия стало Бологое. Большинство поездов в направлении из Москвы на Северо-Запад делают здесь остановку посреди ночи. Непривычно было покидать прогретый сонный вагон и выходить на ярко освещённую, но безлюдную платформу. В зале ожидания, находящемся между железнодорожных путей, подрёмывали пассажиры, ожидавшие поездов на Сонково и на Осташков-Великие Луки. Не особо нужные объявления диктора о посадке на дальние поезда, вероятно, лишь нарушали их мирное времяпрепровождение.
Вот начало светать, и вскоре объявили посадку на поезд до Великих Лук. "На горбатый!" - прокомментировал объявление один из наших будущих попутчиков.
Самое время сделать фотографии станции Бологое-Московское (а есть ещё и Бологое-Полоцкое, мимо которого мы будем проезжать).
Паровоз-памятник установлен в честь машинистов депо Осташков, погибших во время Великой Отечественной войны.
Электричка, прибывшая из Твери:
А вот и "горбатый", на котором нам предстоит проехать три часа до Осташкова. Что необычно, с одной платформы и на одном пути производится посадка одновременно на два поезда: на наш и на состав Бологое - Сонково.
Бросаем взгляд на огромный вокзал времён Николаевской железной дороги. Теперь нам нескоро предстоит увидеть подобные.
Пассажиров в вагоне было немного, и чувствуется, что большинство из них друг друга знали. Но были и студенты, возвращавшиеся на ноябрьские праздники в родные деревни. Непривычно было видеть в таком поезде молодых людей, смотревших фильм на ноутбуке через беспроводной интернет.
Слева по ходу бесшумно пронёсся первый утренний "Сапсан", а наш неторопливый поезд отправился в путь. Это один из самых длинных пригородных маршрутов в России. Дорога до Великих Лук со всеми остановками занимает почти десять часов. Конечно, пригородный он только по документам: поезд пересекает шесть (!) районов Тверской области и два - Псковской области, проходит через семь районных центров, пять из которых - города. И естественно, очень редко встречаются пассажиры, которые едут из конца в конец. Такой маршрут связан, в первую очередь, с экономическими причинами: именно за счёт него на всей линии задействованы только два состава в день. Заодно и нам, путешественникам, удобно.
Справа по ходу появляется озеро Бологое. То ли по нему давным-давно было названо сельцо Бологое, то ли наоборот.
Петербурго-Московская магистраль со снующими ежеминутно туда-сюда поездами остаётся в стороне.
И через некоторое время показываются уже старинные придорожные постройки. Символическое начало "заповедной" Бологое-Полоцкой линии.
А также можно увидеть вход в какой-то погреб тех же времён и старинный вагон.
Поезд делает остановку у вокзала Бологое-Полоцкое. На всей дороге он единственный из сохранившихся кирпичных зданий. Такие же были в Осташкове, Андреаполе и Торопце. Но, увы, война их не пощадила. Да и новая черепичная крыша здесь заметно подпортила общий вид, так же как в Боровичах (где
самый старый в России деревянный вокзал)
Собственно до города Бологое отсюда неблизко. Район вокруг станции, который называется Бологое-2, появился с открытием Бологое-Полоцкой. Это своеобразный анклав, в основную часть города ведёт единственная улица с названием Шоссе на Бологое-2.
Неподалёку расположен шпалопропиточный завод, на котором когда-то действовала узкоколейка.
Озеро ещё некоторое время проглядывает сквозь деревья. На его берегу видны дома уже из современных материалов. Запад Тверской области привлекает многих жителей крупных городов своим чистейшим воздухом. В некоторых деревнях большинство домов принадлежат жителям Москвы или Подмосковья, а на зиму остаются только две-три семьи коренных жителей.
И вот начинается заповедная глухомань.
Разъезд 14 километр, превращённый после закрытия в остановочный пункт. Такие будут нам встречаться часто.
Окрестности Бологое - это настоящий край озёр.
Пересекаем строящийся путепровод дублёра Ленинградского шоссе (М11).
Замёрзшие болота. Поздней осенью они смотрятся, пожалуй, наиболее зрелищно.
Постепенно начинаются заснеженные районы.
В течение всей дороги до Осташкова поезд несколько раз "опережал" первый в этом году снег. Несколько раз за три часа осень и зима успели сменить друг друга.
Но вот появляется первый на нашем пути крупный населённый пункт - Куженкино.
Будка стрелочника и казарма. Но достопримечательности на этом не заканчиваются.
А вокзал, первый на нашем пути из тех "теремов", поистине прекрасен.
Флюгер на башенке добавляет сказочного антуража.
Сарай тех же времён:
И водонапорная башня, с помощью которой заправляли водой паровозы.
Вот как выглядит Бологое-Полоцкая из окна заднего тамбура. Обратите внимание на насыпь: она сделана под два пути.
Можно бесконечно стоять здесь и любоваться видами уходящей вдаль колеи. Но этот кадр можно и назвать в каком-то смысле историческим: ведь в дизель-поезде, который курсирует здесь в настоящее время, заднего тамбура нет, его место занимает вторая кабина машиниста.
Бывший разъезд Шлина (ударение на последний слог). Станционное здание используется под жилой дом.
В отличие от 14-го километра, здесь сохранились рельсы.
Река Шлина:
Станция Баталино сохранилась уже не настолько хорошо: разрушено крыльцо. Одноимённый посёлок возник как пристанционный, назван в честь инженера-строителя дороги, умершего в 1907 году.
Около платформы сохранилась постройка утилитарного назначения с двумя буквами "М" и "Ж". Даже здесь - декор!
Общий вид станции. На стрелке виден белый фонарь, показывающий её положение. По вечерам они зажигаются, придавая станции удивительный колорит. Сейчас они являются редкостью, встречаются лишь на редких малодеятельных станциях. Например, на упомянутой ст. Боровичи.
Постройки на остановочном пункте 48 километр.
И да, здесь тоже раньше был разъезд. Сохранились не только рельсы, но и вторая платформа.
На лесопилку ведёт действующий подъездной путь.
Следующая станция находится в районном центре - Фирово. На здешнем вокзале не сохранилась башенка - видимо, её снёс в войну осколок упавшего рядом снаряда.
Очередная водонапорная башня. Крыша в стиле модерн, как в Куженкино, тоже не сохранилась.
И как "приложение" - гидроколонка (слева от рельсов). Именно сюда подходил паровоз для заправки.
Типичные пейзажи на перегонах:
Ажурная ограда встречается на большинстве переездов.
Закрытая станция с причудливым, но приятным для уха названием Горовастица.
Вокзал заколочен. Здания на сменяющих друг друга станциях сохранились всё хуже и хуже, ведь мы постепенно приближаемся к бывшей линии фронта. Это здание сгорело в 2016 году.
Разрушенные стрелки:
Тем временем снегопад всё усиливался и усиливался.
Так, что стекло стало мокрым и фотографировать было довольно трудно.
Но вскоре снег стал исчезать...
Последняя перед Осташковом станция - Чёрный Дор, тоже закрыта.
Как уже говорилось, вокзал сохранился не полностью из-за немецких бомбардировок. Летом 2021 года он также был уничтожен пожаром.
Станция заканчивается прямо на болоте. Боковые пути тоже отрезаны от главного.
И снова озёра. На снимке - озеро Рясно.
Попадаются старинные жилые дома для железнодорожников. Поезд не всегда делает остановку.
Окрестности Осташкова. Вдалеке - село Сорога, через которое проходит дорога на Нилову пустынь.
У одного из жилых домов обнаруживается необычный сарай-погреб, наполовину утопленный в землю.
До Осташкова, конечной точки сегодняшней поездки, остаётся совсем немного. Перед въездом в город открывается потрясающий вид на озеро Селигер.
...Которое поезд даже пересекает по мосту. Фотография сделана во время поездки в Нилову пустынь.
Вот и вокзал Осташков. "Горбатый" постоит здесь полчаса, после чего отправится дальше в Великие Луки. Мы, как и большинство пассажиров, выходим.
Вокзал здесь уже послевоенный, в стиле "сталинский ампир". Дореволюционное здание было разбомблено до основания.
Здесь также сохранились ручные стрелки с фонарями.
На боковом пути, у старинного пакгауза, стоит вагончик с тепловозом. Этот состав повезёт нас через несколько дней в Кувшиново, по железной дороге, где ещё действуют семафоры и электрожезловая система. Это одна из двух подобных линий в России (вторая -
Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии, где я был в августе прошлого года). Об этой удивительной дороге я расскажу в одной из следующих репортажей.
На привокзальной площади стоит памятник известному советскому партизану Константину Заслонову, уроженцу города Осташкова, участнику "рельсовой войны".
Нас ждёт осмотр удивительного города Осташкова, который достоин отдельного рассказа, а также посещение Ниловой Пустыни и истока Волги. Через несколько дней мы продолжим поездку по Бологое-Полоцкой и проедем от Осташкова до Великих Лук. Но об этом
в следующей части.