Бологое-Полоцкая железная дорога. Часть 2

Jan 04, 2015 21:54

Побыв в Осташкове четыре дня, мы продолжили наше путешествие по Бологое-Полоцкой железной дороге - уникальной линии, бережно хранящей историю краёв, через которые она пролегла. Многое ей пришлось пережить за сто с небольшим лет. История дороги, а также наша поездка от Бологое до Осташкова подробно описаны здесь.



4 ноября 2014 года мы покинули гостиницу в уютном Осташкове и направились на вокзал. На наших глазах с первого пути отправился двенадцативагонный поезд Осташков - Санкт-Петербург, который назначается по отдельным дням. Непривычно большое оживление царило на небольшой заповедной станции. Вообще поезда больше десяти вагонов здесь редкость. Раз в неделю отправляется также поезд на Москву, который фактически является группой прицепных вагонов к поезду Боровичи - Москва, на котором мы проехали полгода назад.
Садимся в поезд, прозванный в этих краях "горбатый" (происхождение этого странного названия объясняется в предыдущей части). На прощание делаем фотографию вокзала. Честно говоря, с этим городом было даже жаль расставаться :) Хотя, надеюсь, это было не последнее его посещение.


Отправление со станции Осташков:

image Click to view


Осташков - своеобразный "остров" цивилизации в этом глухом краю. Сразу за городом начинаются глухие леса и болота с редкими посёлками, многие из которых появились одновременно с железной дорогой.


В 1941 году линия фронта проходила совсем рядом с Осташковом. Город готовился к эвакуации. В случае его захвата немцы получили бы выход к станции Бологое - важнейшему транспортному узлу. Но, к счастью, советским войскам удалось отстоять Осташков. В память об этом событии на 122-м километре дороги, где и проходила линия фронта, был установлен мемориал "Здесь был остановлен враг".


С моста через речку Кочу открывается красивый пейзаж.


Почти сразу за мостом начинается бывший разъезд Сигово. Кстати, его прежнее название - Коча. Как и многие другие, он был закрыт в 1990-х годах, осталась только остановка поезда.


Крошечное станционное здание.


И памятник жителям посёлка, погибшим в годы войны. Фотография сделана днём раньше, при возвращении из Кувшиново.


И снова леса.


Но через некоторое время поезд выезжает из леса и оказывается в самом, пожалуй, живописном месте на всей дороге - на мосту и насыпи между двумя озёрами Верхневолжской цепи: Пено и Волго. Через эти озёра несёт свои воды небольшая новорожденная река Волга. Уже через более чем через месяц эта вода вместе с водой многочисленных притоков окажется в Каспийском море. Такую огромную цифру мы получим, разделив длину Волги на скорость её течения.

image Click to view


Деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского:


Пено - сравнительно большой посёлок городского типа и районный центр, а также первая полноценная станция. Поезд простоит здесь добрых сорок минут в ожидании встречного, такого же "горбатого". Можно выйти и осмотреть станцию.


Что характерно, платформа только одна, и выход из нашего поезда происходит не на неё, а прямо на землю. Чтобы попасть в поезд, от пожилых людей потребуется незаурядная ловкость.


Вокзал здесь, как и на большинстве станций Бологое-Полоцкой после Осташкова, не сохранился. Взамен построено простенькое здание в "сталинском" стиле.


Пустынные станционные пути:


Прибывает встречный "горбатый". Длительный праздник закончился: студенты уезжают обратно, в Тверь, Петербург или Москву, поэтому на платформе такое необычное оживление.


А мы завариваем чай кипятком из титана (вот уж редкость в пригородном поезде!) и отправляемся в дальнейший путь. Следующая остановка - станция со странноватым названием Соблаго (ударение на первый слог). Её название должно быть хорошо знакомо любителям железной дороги: ведь именно отсюда начинается знаменитая заповедная линия Соблаго - Торжок, одна из двух в России, где ещё действуют семафоры и электрожезловая система (вторая - Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии). По ней мне также довелось проехать в ходе путешествия, и о ней я написал отдельный фоторепортаж.


Вокзал здесь уже 1970-х годов постройки. Но посмотрите, как любят работники это не особо примечательное здание. Окна сплошь уставлены комнатными цветами! Данную фотографию я сделал как раз в день поездки по линии Соблаго - Торжок.


Станция заканчивается, и поезд вновь въезжает в нескончаемые леса и болота, однообразные пейзажи которых то и дело прерываются озёрами, многочисленными в этих краях . На снимке - озеро Соблаго.


Вдоль линии местами можно наблюдать вырубки леса...


На месте которых потом высаживаются молодые деревья.


Но вот снова показываются остатки рельсов - характерный пейзаж закрытых станций и разъездов Бологое-Полоцкой.


Заброшенная будка стрелочника:


Станция называется Охват по одноименному озеру, из которого вытекает крошечная речка. Но ей суждено течь больше тысячи километров до Балтийского моря через три государства. Имя ей - Западная Двина. Станция, как видно, была довольно большой.


Платформа и "пассажирское здание"


Посёлок, однако, совсем не выглядит безжизненным.


Окрестности Андреаполя высоко ценятся жителями крупных городов за чистейший воздух и нетронутую природу. Во многих деревнях жителям Москвы и Подмосковья принадлежат большинство домов, а на зиму там остаются лишь несколько семей коренных жителей. На заднем плане - озеро Охват.


Кстати, именно Андреаполь и будет следующей остановкой на нашем пути.

image Click to view





Вокзал здесь тоже 1950-х годов постройки, но уже побольше, чем в Пено - город всё-таки.


Привокзальная площадь:




На перегонах в лесу то и дело попадается вот такая красота:


Деревня Гладкий Лог на бывшем разъезде:


Но некоторые дореволюционные постройки сохранились гораздо хуже:


Ближе к Торопцу местность становится ещё более холмистой.


Бывшая станция Мартисово:


С очередными артефактами:




Торопец, как и Андреаполь, встречает нас мостом через реку Торопу. Как ни странно, в этом месте она выглядит гораздо шире, чем Западная Двина, в которую она впадает.

image Click to view


Торопец - удивительный, но забытый исторический город России, достойный отдельного посещения, с двумя древними городищами и множеством красивых храмов. Станция расположена вдали от центра, в обособленной части города.


Вокзал здесь такой же как в Осташкове.




Гидроколонка для заправки паровозов водой:


И водонапорная башня:


В тот день в Торопце садилось необычайно много пассажиров, в основном студентов, возвращавшихся после праздников. Практически все сидячие места были заняты. Здесь наконец открыли третий вагон, который от самого Бологое шёл пустым. Дело шло уже к вечеру, и поэтому фотографии получились, увы, не очень качественные.
Характерная деталь местного рельефа - озовые гряды, узкие возвышения, которые издалека можно легко спутать с железнодорожной насыпью.


Жилые дома железнодорожников на перегонах вырастают до целых хуторов, довольно благоустроенных.


Бывшая станция Скворцово - единственная между Осташковом и Великими Луками, где чудом уцелел старинный вокзал-терем, подобный тем, которые мы видели в Куженкино и Баталино.




Здесь местность уже более населенная:


Назимово - последняя действующая станция перед Великими Луками и первая остановка на территории Псковской области. До 2014 года сюда из Великих Лук приходил отдельный пригородный поезд, прозванный железнодорожниками "гонялка". На этой станции много лет простоял состав из ржавых цистерн - эдакая своеобразная достопримечательность, которая обращала на себя внимание многих путешественников :) Увы, его уже убрали.


Вокзал здесь совсем простенький, но недавно отремонтирован.


После Назимово уже совсем стемнело. На оставшемся участке поезд делает остановки чуть ли не на каждом километре. Причём эти остановки находятся прямо на переездах, и высадка происходит не на платформу, а на автомобильную дорогу. Собственно, местность здесь уже не глухоманная, а наоборот, довольно густонаселенная, расстояние от деревни до деревни не превышает трёх километров.
Наконец, поезд останавливается у вокзала Великих Лук, второго по величине города Псковской области. Вокзал здесь - образец "сталинской архитектуры", то есть послевоенный, поскольку город был почти дотла разрушен в Великую Отечественную войну. Собственно, Великие Луки иногда даже называют "вторым Сталинградом". Следующие фотографии сделаны уже 7 ноября.


Вокзал находится в пространстве между путей, по которым то и дело проходят составы в Ригу. Площадь перед вокзалом из-за "островного" положения используется только для стоянки такси, даже городские автобусы почему-то не заходят


Между путями можно увидеть несколько старых вагонов, ещё даже довоенных.


А за путями, на проспекте Гагарина, каким-то непостижимым образом сохранилась путейская казарма дореволюционной постройки. Узнаёте стиль?


Бологое-Полоцкая железная дорога идёт дальше, через Невель в Белоруссию. Но следующий участок уже не представляет такой исторической ценности. Да и поезд до Невеля ходит лишь два раза в неделю. А мы остаёмся в Великих Луках и на следующий день возвращаемся на вокзал, откуда начнётся поездка в Жарковский, по самой медленной в России железной дороге. Но о ней - в другой раз.
Спасибо за внимание!

малодеятельные линии РЖД, Бологое-Полоцкая, Железная дорога, Осташков, Вокзал

Previous post Next post
Up