Железнодорожная линия Янисъярви - Олонец - Лодейное Поле

Aug 26, 2013 22:19

Если посмотреть на карту Карелии, то можно увидеть, что вдоль восточного побережья Ладожского озера тянется нить железной дороги, которая начинается на крошечной узловой станции Янисъярви (через нее проходит Западно-Карельская магистраль) и заканчивается уже в Ленинградской области, в городе с необычным названием Лодейное Поле. Эта дорога имеет необычайно интересную историю и, кроме того, является настоящим железнодорожным заповедником. Это одна из тех железных дорог, "по которым стоит проехать, прежде чем умереть".


UPD: С 22 августа 2014 года по линии полностью прекращено пассажирское движение. В настоящее время повторить нижеописанную поездку не представляется возможным. Фотографии из данного репортажа можно считать историческими. Описано состояние линии на август 2013 года.

Дорога строилась в три этапа. Ответвление от Западно-Карельской железной дороги к небольшому городу Питкяранта, тогда еще финскому (60 километров), было построено в 1933 году. В начале 1950-х годов, уже на территории Карело-Финской ССР дорогу продлили на 100 километров до Олонца. Наконец, в 1970-е был построен так называемый "БАМ", участок Олонец - Лодейное Поле ("БАМами" в народе называют многие железные дороги, строившиеся одновременно со знаменитой Байкало-Амурской магистралью).
Немногие знают, что именно эта железнодорожная линия являлась последней, по которой обычные поезда водили паровозы: пассажирские - до апреля 1986 года, товарные - вплоть до начала 1990-х.
Последний в России поезд на паровой тяге. Участок Олонец - Янисъярви, апрель 1986 года. Фото из книги "Повседневная жизнь Российских железных дорог"


Но и не только этим она интересна. Участок Олонец - Янисъярви - один из немногих, на которых используются семафоры (не светофоры!), жезловая система, а шпалы укладываются не на щебёнку, а на песок. Про жезловую систему я уже писал здесь.
Наконец, дорога проходит по очень колоритной местности Южной Карелии, через сосновые леса, скалы, по множеству мостов, через карельские деревни с необычными домами. Она является ключевой частью "ладожской кругосветки" (маршрут Санкт-Петербург - Питкяранта - Сортавала - Санкт-Петербург).
К сожалению, дирекция Октябрьской железной дороги к ней равнодушна, пассажирский поезд является убыточным и в 2011-2012 гг. неоднократно отменялся. Сейчас пассажирское движение сохраняется лишь 4 раза в неделю (с пятницы по понедельник) на участке Лодейное Поле - Питкяранта. Ходит один вагон.
Причем в этом вагоне можно без пересадки проехать от Петербурга до Питкяранта и обратно. Плацкартный вагон следует от Питера до Лодейного Поля в составе поезда № 657/658 Санкт-Петербург - Петрозаводск, 4 часа отстаивается в Лодейном Поле в тупике, после чего подцепляется местным тепловозом и идет до Питкяранта уже как пригородный. При этом в расписании этот факт никак не отображен: официально это два разных поезда. Нужно просто знать, что чтобы добраться из Питера до какой-либо станции по этой ветке, нужно купить билет на поезд № 658 до Лодейного Поля и указать, что нужен обязательно вагон № 20 (с мая по сентябрь - № 22). Билет до пункта назначения продаст кондуктор уже после отправления из Лодейного Поля.
Мы проехали по этой уникальной железной дороге 5 августа 2013 года. Собственно поездка началась в 22:07 в Санкт-Петербурге, на Ладожском вокзале. 22-й вагон находился, вопреки логике, не после вагона № 21, а в противоположном конце состава, рядом с 1-м. Вагон был заполнен на треть, почти все верхние места были свободны. Проснулись уже после отправления из Лодейного Поля.
Символическое начало дороги - мост через р. Свирь:

image Click to view


Сразу после этого - бесконечный лесной коридор, ветки местами цепляли вагон, как на Алапаевской узкоколейке. Через полчаса - первая остановка Инема, бывшая станция. Никакого намека на деревню не было, остановка буквально посреди леса, никто не входил и не выходил. Остатки станционного здания:


Следующая - еще через полчаса, Олонец. Несмотря на русское название, это "самый карельский" город - представителей карельской национальности здесь 58 % против 8 % в среднем по Карелии.
Единственное здание в городе, которое можно увидеть из окна поезда - это симпатичный "сталинский" вокзал.


Вероятно, как пассажирский он сейчас не используется, в единственном пассажирском поезде билеты продает разъездной кассир.
Здесь заканчивается "БАМ", и начинается заповедная дорога. Вновь бескрайние леса.


После нескольких остановок в лесу - станция Ильинская. Ну зачем взяли и испортили довольно милое здание пластиковым сайдингом?!


Это первая на нашем пути станция с семафорами. Нет, что вы, никакого электричества, они управляются вручную при помощи канатов вот с такого устройства:


А вот и сам семафор. Красавец!


Типичные пейзажи вдоль дороги. Очень много мхов.


Здание станции Видлица:


Следующая остановка - Погранкондуши. Это старинное село до революции называлось Пограничные Кондуши (Кондуши - распространенный карельский топоним), в 1920-е годы его сократили, образовав такое несуразное название. В XVIII веке здесь проходила русско-шведская граница, в 1918-1944 - советско-финская. Село с железной дороги не видно, зато в окрестностях много валунов.


К станции Салми (фин. "пролив") поезд подходит очень медленно, можно рассмотреть руины старинной церкви Святителя Николая, разрушенной в войну.


И входной семафор на холме.


Станционное здание.


Вот и Питкяранта. Поезд дальше не идет, просьба выйти из вагона. Четыре с лишним часа, проведенные в пути, пролетели совсем незаметно и даже слишком быстро. Состав поезда:


Вокзал, совмещенный с автовокзалом, 1990 года постройки.


У нас есть целых шесть часов, чтобы погулять по Питкяранта. Мы успели посмотреть краеведческий музей (советую посетить) и Вознесенскую церковь, восстановленную в начале 1990-х. Очень уютный и на редкость чистый провинциальный городок.
Оставшееся время мы осматривали станцию. Дошли до семафора.


Это вид со стороны станции, поэтому крылья белые. При выезде на перегон показания семафора не несут информации. А вот при входе на станцию такое показание является "закрытым" или запрещающим (аналогично красному). Чтобы разрешить поезду вход на станцию, верхнее крыло переводят в положение под углом 135 градусов (см. фотографию семафора в Салми). Вы спросите: а как же в ночное время или в туман, когда крыльев не видно? Рядом с верхним крылом можно видеть керосиновый фонарь, который горит и в дневное время. Со стороны перегона на этом фонаре имеются две линзы - красная и зеленая. В запрещающем положении крыло закрывает зеленую - соответственно, видно только красную, в разрешающем положении - наоборот, красную линзу не видно. Второе крыло в вертикальном положении показывает ограничение скорости 40 км/ч (в ночное время оставляет открытой желтую линзу), в положении под углом 135 градусов - разрешение проследовать станцию без остановки (желтую линзу не видно).
Рычаг управления семафором. На заднем плане - труба целлюлозно-бумажного комбината, основного предприятия в городе. Как ни странно, воздух в городе показался мне очень чистым, по сравнению с Подмосковьем, вероятно, благодаря большому количеству сосен.


В Питкяранта сохранилось веерное депо с поворотным кругом, не так давно выпускавшее на линию паровозы. Сейчас, насколько мне известно, оно формально не существует.


Тут ко мне подошел работник станции. Я морально приготовился к случаю, аналогичному произошедшему чуть позже на станции Новопеределкино. Но, оказалось, зря.
- Не боитесь по путям ходить?
- Нет, мы очень осторожно. Железная дорога у вас интересная.
- Конечно. Жезловка, семафоры - где еще такое увидишь. К нам издалека приезжают специально, чтобы посмотреть. Раритет.
Разговорились. Очень доброжелательный человек по имени Александр рассказал нам необыкновенную историю колокола станции Питкяранта.
В те времена, когда по линии ходили паровозы, на каждой станции висел колокол, ударами которого провожали поезда. Потом они стали не нужны. Часть из них передавали в музеи, часть оставляли на станциях, часть железнодорожники забирали себе - на память. Александр, будучи еще студентом железнодорожного техникума, решил передать колокол своему преподавателю по контактной сети, но преподаватель сказал: "Оставь себе. Пусть у тебя будет". Много лет спустя, уже после распада СССР, в одном из сел близ Питкяранта стали восстанавливать церковь. Священник, который жил рядом с Александром, попросил у него колокол для храма. Железнодорожник согласился, и теперь на колокольне одного из храмов в окрестностях Питкяранта есть МПС-овский колокол.
Вот подошло время, и состав подали на посадку.
Передача жезла от перегона Питкяранта - Салми "на бис" перед отправлением:


И да, понятно, что это всё устаревшее, но все-таки это красиво и живо.
На обратном пути было очень удобно снимать из тамбура, стекло было чистым.
Семафор в Питкяранта со стороны перегона:


Второй семафор в Салми. Семафор открыт, станция нас принимает.


Перегоны:




Местами шпалы укладываются не на щебень а на песок.


...Как на какой-нибудь узкоколейке на Севере.


Станция Олонец, на которой семафоров уже не было, казалась какой-то неживой.
Лесной коридор между Олонцом и Инема:


Мост через Свирь. Вид из заднего окна тамбура.

image Click to view


Вот и Лодейное Поле. Нам выходить.
Хотя мы не проехали по участку Питкяранта - Янисъярви, который считается самым интересным (год назад такая возможность была), дорога произвела едва ли не большее впечатление, чем Кругобайкальская ж.д. Скорее всего, благодаря открытости ее жизни и уютной, не "показно-экскурсионной" обстановке.
До новых встреч, дорога!

малодеятельные линии РЖД, postea deperditum, Карелия, Железная дорога, семафоры, Вокзал

Previous post Next post
Up