Монастырь францисканцев и костёл Успения Девы Марии. Часть 1. 14 -17 столетия.

Nov 27, 2014 17:54



L. Кляштор отцов францискан. Изображение на гравюре Киприана Томашевича 1673-1679 гг.

Монастырь францисканцев первоначально занимал территорию в границах квадрата размером 54 на 54 метра между западной границей Рынка и улицей Замковой, которая тянулась вдоль кромки острова Старого города. С северной стороны монастырь достигал улочки, которая соединяла Замковую улицу с рынком и была ориентирована на Ратушу. С юга монастырь граничил с жилыми усадьбами.



Монастырь и костёл на современной карте.
Улица Францисканская 6-8.


Яндекс-панорама

Вид на монастырь с воздушного шара. Октябрь 2014г.


Источник

Костёл Успения Девы Марии монастыря францисканцев - один из храмов классической кафедральной группы, расположенных на окружности радиусом 500 футов, описанной вокруг Рынка.

Система храмов вокруг Рынка.
1. Ратуша
2. Кафедральный костёл Св. Петра и Павла.
3. Костёл Св. Екатерины.
4. Францисканский костёл Успения Девы Марии.
5. Доминиканский костёл Св. Николая.
ABCD - гипотетический римский лагерь.
KMFD - рынок 12-13 ст.
OMNP - рынок 14 ст.
GMNE - рынок начала 17 ст.




Версии исследователей относительно даты постройки и эволюции храма противоречивы. По одной из версий (Ю-А. Ролле, Е. Сецинский) костёл первоначально был деревянным и его возведение относится к началу 15 столетия. Каменный храм возник в период между пожаром 1616 года и началом турецкой оккупации в 1672 году, а монастырские строения оставались деревянными и каменными стали лишь в 18 столетии.
По другой версии (С. Юрченко, М. Трайдос), костёл сразу был построен каменным в первой половине 15 столетия.

Более ранние свидетельства 1320 года о существовании монастыря францисканцев в Каменце уже в начале 14 столетия по причине их недостаточной достоверности подвергались сомнениям у таких историков, как М. Симашкевич, Ю-А. Ролле, М. Грушевский. В недавних публикациях польских исследователей появились данные, что существование монастыря подтверждают документы 1345 года, которые содержат самое раннее упоминание о нём.

Далее, по документам 1400 (1402?) года литовский князь Свидригайло во время своего краткого владычества на Подолье пожаловал францисканцам десятину из села Голоскова, каменецкого замкового фольварка, мельницы около Польской брамы и право пользования землёй между Польской брамой и Замковым мостом.

Недостаток письменных источников придал больший вес натурным исследованиям костёла и монастыря, которые произвела в начале 1960-х годов историк архитектуры и реставратор Евгения Пламеницкая. Ей удалось установить наличие нескольких фаз в строительной истории храма и выявить его старейшее каменное ядро, которое складывалось из нефа и равной с ним по величине гранённой абсиды, имевших в интерьере общую длину 16 метров (28 хелминских локтей) и ширину 8,9 метров (15 локтей). С юга к первичному костёлу, вровень с западным фасадом, примыкал прямоугольный объём 6,5 х 8,5 метров, возможно, башня-звонница или часовня.

План и хронологическая периодизация Е. Пламеницкой и О. Пламеницкой:
1.первичный однонефный костёл
2. первичная костёльная башня-звонница
3. новая часть нефа
4. новая башня-звонница
5. часовня армян-униатов
6. часовня св. Антония
7. звонница 18 столетия

Периодизация:
I - 14 столетие, II- разобранные стены 14 ст., III - конец 15 -начало 16 ст., IV - 16 ст., V - 1616 г. - середина 17 ст., VI - вторая половина 18 ст.




Костёл был однонефным, под высокой гонтовой крышей и имел цилиндрические арковые своды с распалубками, высокие готические окна, уступчатые контрфорсы в простенках нефа и на гранях абсиды.

Древнее ядро костёла.



Первоначальную готическую архитектуру францисканского костёла демонстрирует отреставрированный в 1960-е годы южный фасад, где под позднейшими перестройками были открыты стрельчатые окна с контрфорсами в простенках.

Южный фасад.



Аналогичная структура была выявлена на северном фасаде древнего объёма и на абсиде, к которой в 18 веке была пристроена звонница. В интерьере северной грани абсиды была раскрыта замурованная ниша с белокаменным обрамлением классического готического абриса, сделанного из трёх блоков: двух вертикальных стоек и поставленной на них арочной стрельчатой перемычки, вырезанной из одного блока.

Пресвитериум. Ниша-тайник.



В итоге, архаичная пространственная структура каменного храма, а также характерные готические детали, которые сохранились от первой строительной фазы, в свете архивных документов 1345 года, позволяют пересмотреть приведённые выше версии и перенести датировку древнего ядра костёла Девы Марии к концу 14 столетия.

В конце 15 столетия костёл был расширен пристройкой значительного объёма с западной стороны шириной по размеру нефа и длиной 15,5 метров.

Достроенная западная часть нефа с нартексом.



Наличие в этой части арочного каменного свода пока ставит под сомнение упоминание в описании 1597 года того, что костёл имел деревянные перекрытия. Возможно, там речь идёт именно про новопостроенную часть.

Перед новым западным фасадом появился ещё один типично каменецкий элемент - высокая вежа-нартекс, подобная тем, что существовали в кафедральном костёле Петра и Павла и в армянской Благовещенской церкви. Но, в отличии от этих храмов, вход в нартекс францисканского костёла находился на его южном боковом фасаде, с шатровой крышей и крыльцом. Такое решение было обусловлено спецификой размещения костёла, новую западную часть которого возвели на склоне и для организации входа на традиционной западной стороне там не хватало места.

Вход к пристроенной западной части нефа находился по центру северного фасада. Створ, обрамлённый белокаменным порталом, со временем был переделан в связи с расширением входа, но ещё до недавнего времени там сохранялись остатки правой части портала: стойка и часть готической арки в рамке.

Северный фасад. Остатки готического портала. Схема Е. Пламеницкой.



В верхнем углу рамки вырезан герб "Задора" - на геральдическом щите размером 34 на 37 см -голова льва, извергающего пламя. Герб Задора принадлежал начальнику каменецких фортификаций Станиславу Лянцкоронскому. В начале 16 столетия его герб появился на ещё одном сооружении - Русской браме. Очевидно, что Лянцкоронский был причастен к строительству западной части храма. Рядом с гербом на стойке портала вырезан знак размером 37 на 25 см, в котором соединена графика литовского (ягеллонского) креста и косой свастики.

Северный фасад. Остатки готического портала с гербом "Задора".
Фото А. Тюпича.



Перестройка костёла, вероятнее всего, происходила в годы правления епископа Мачея Ломжинского (1479-1484), который считался строителем пяти каменецких костёлов.

Последующие изменения архитектурного облика костёла произошли во второй половине 16 столетия. В описании (визите) храма 1597 года указаны сведения о некотором разрушении храма: костёл имел 5 алтарей и звонницу с тремя звонами и был «большой и просторный, но разрушенный». Перестраивал костёл настоятель Ян Друшковский.

К северному фасаду старой восточной части пристроили часовню размером 6,5 на 15,5 метров с алтарём и нартексом, а к южной стене западной части нефа пристроили квадратную в плане часовню размером 8 на 8,5 метров, которая примкнула к костёльной веже первого строительного этапа.

Северная часовня предназначалась для армян, которые приняли унию во второй половине 16 столетия. Часовня вошла в историческую литературу Каменца, как загадочная армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую многие исследователи считали кафедральным армянским храмом.

Во второй четверти 17 столетия после большого пожара 1616 года произошла очередная перестройка монастырских зданий. Сохранились также сведения об основании в первой половине 17 века часовни Св. Антония. Вероятно, ею была юго-западная часовня.
Во время ремонта реализовали новую архитектурную концепцию монастыря, строения которого соединили с костёлом.

План с хронологической периодизацией.
I. 14 ст.
II. Конец 15 -17 ст.
III. Середина 18 ст. - 1830-е годы.



В литературе распространены две ошибочные версии, по которым каменный костёл и деревянные здания монастыря возвели или после пожара 1616 года и перед турецкой оккупацией 1672 года, или даже в начале 18 столетия. Однако архитектурные "слои" свидетельствуют о существовании как минимум четырёх строительных этапов, которые предшествовали турецкой оккупации.

Изображение на медерите К. Томашевича трёхэтажных келий убеждает в том, что они были каменными и их сооружение можно отнести ко второй четверти 17 столетия. Западное крыло Г-образного здания келий размещалось вдоль кромки острова и выходило на улицу Замковую по линии западного фасада костёла. Со стороны монастырского двора оно имело два яруса, а со стороны Замковой улицы, из-за перепада рельефа - три. Южное крыло монастыря примыкало к северному фасаду костёла. Все его помещения находились на разных уровнях, с понижением к западу.

Каменная ограда ограничивала прямоугольный в плане (20 х 30 метров) монастырский двор с севера, вдоль улочки, которая пролегала между Замковой и Иезуитской (сейчас - Францисканская) улицами и вела на Рынок. Северная граница монастыря находилась на 37 метров южнее нынешней, а западное крыло келий состояло из 4-х сводчатых камер, размещённых вдоль сводчатого коридора.

Костёл и монастырь на гравюре К. Томашевича в 1673 - 1679 годах.



Лаконизм силуэта и сдержанность архитектурных форм францисканского монастыря, который будто бы вырастал из скалистого острова, готическая архитектурная концепция костёла с высокой стройной крышей, увенчанной башенкой, создавали монументальное впечатление. Скромную дань господствующему в то время в Европе позднему ренессансу неизвестные зодчие отдали при оформлении двух южных часовен, объединёнными общим фигурным аттиком в манеристическом духе, а также аналогичного по характеру брандмауэра костёльной крыши. Все эти особенности показал гравёр Киприан Томашевич.

Ансамбль францисканского монастыря, наряду с величественным кафедральным костёлом, существенно обогатил силуэт католического фасада средневекового Каменца.

Часть 2. 17-18 столетия.
Часть 3. 18-21 столетия.

Францисканская улица.

Сакральные сооружения "католического фасада", с севера на юг:
1. Костёл Девы Марии и Святого Иосифа монастыря Босых кармелитов
2. Костёл Св. Станислава монастыря иезуитов
3. Кафедральный костёл Св. Апостолов Петра и Павла
4. Костёл Св.Екатерины
5. Костёл Св. Архангела Михаила монастыря доминиканок
6. Монастырь Босых кармелитов в 17 столетии - "Кляштор на скельцi".
7. Костёл Св. Троицы монастыря тринитариев

______________________________________________________________
Источник:
О.Пламеницька. "Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі" - Кам'янець-Подільський: Абетка, 2005.

Католический фасад, Храмы

Previous post Next post
Up