Костёл Девы Марии и Святого Иосифа монастыря Босых кармелитов в Каменце-Подольском

Feb 14, 2014 18:07



Костёл кармелитов на Татарской улице.
Автор фото Юзеф Кордыш. 1860-е.

Западная градостроительная панорама Каменца-Подольского принадлежит к выдающимся урбанистическим явлениям. Кроме художественно-композиционной и ландшафтной ценности она имеет уникальное в градостроительстве качество: сформирована исключительно из костёлов и монастырей и образует своеобразную кулису, которую мы называем "католический фасад" города: все, кроме одного, доминиканского, католические костёлы и монастыри Каменца выстроились цепочкой вдоль западной кромки высокого скалистого берега острова Старого города.


Кармелитский костёл (в центре снимка) в панораме города с восточной стороны. Фотоснимок сделан до 1864 года (в 1864 году началась постройка Новоплановского моста). Автор фото Юзеф Кордыш. 1860-е




Полоса территории, занятая католическими храмами, шириной всего 90 метров, протянулась с севера на юг почти на 900 метров. Подобного урбанистического феномена не имеет ни один из городов Украины. В этой панораме особую роль играл один из самых эффектных костелов города - костел Девы Марии и Св. Иосифа монастыря Босых кармелитов.

Разрушенный во время "атеистической войны" 1930-х, он оставил после себя пустую площадь на Татарской улице и немногочисленные иконографические изображения. Для архитектурной истории Каменца это сооружение в определенном смысле стало программным произведением и связано с деятельностью выдающегося архитектора периода барокко Яна де Витте.

Первый "кляштор Босых кармелитов на скельце" перед завоеванием Каменца-Подольского турками в 1672 году находился на другом месте, на высокой скальной террасе при въезде в Старый город со стороны Замкового моста, восточнее Армянского бастиона. Он был разобран во время турецкой оккупации 1672-1699 гг. Камень из его строений был использован для ремонта Замкового моста

Буква N - монастырь Босых Кармелитов в 1672 году на плане Киприана Томашевича




После возвращения Каменца в состав Польши в 1699 году подольский подкоморий Марчин Богуш отдал кармелитам свой "двор" и дом на Татарской улице. Фундуш (капиталы, средства) для сооружения костёла предоставил краковский и подольский воевода Марчин Контский.

В 1717 году, как сообщают историки, здесь уже существовал маленький деревянный костел и скромное кляшторное помещение, а вся территория было обнесена стеной. Согласно планам города 1746-1749 гг. и 1773 года она протянулась вдоль Татарской улицы с востока на запад почти на 150 метров.
Речь Посполитая выделила из казны 40 тысяч злотых, на которые в середине 18 века был построен один из лучших барочных костелов Каменца.

Сооружения монастыря Босых кармелитов на плане Каменца 1746-1749 гг.




На плане 1773 г.



Костёл Босых кармелитов появился вследствие двух строительных этапов, к которым были причастны два архитектора. Соответственно и дата возведения святыни растянута во времени.

Согласно основанному на преданиях сообщению Ю.-А. Ролле, "Риппа, тогдашний генерал-комендант каменецкой крепости, начертил план костёла в 1717 году ... и скоро появилась святыня, освященная каменецким епископом Николаем Дембовским в 1750 году".
По информации Александра Прусевича, первоначальный деревянный костёл в 1717 году был перестроен на каменный по проекту коменданта Вильгельма Риппа.

Ежи Ковальчик привел сведения древних источников, согласно которым каменный костел и монастырь появились в 1727 г., но были освящены епископом Ф. Мацкевичем только в 1825 году. По архитектурно-стилистическими особенностями Е. Ковальчик, впрочем, отнес костёл к 1740-1760 годам, считая, что епископ Н. Дембовский мог освятить только закладной камень  в начале строительства костёла. Однако, судя по очертанию большого здания на плане города 1746-1749 гг., костёл в это время уже существовал.

Кармелитский костёл Девы Марии и Святого Иосифа на Татарской улице. Фотоснимок до 1870 года




Вильгельм Раппе (Риппа), смотрицкий староста, генерал-майор драгун, опытный архитектор и предполагаемый автор проекта кармелитского костёла, находился в Каменце на должности коменданта крепости с 1710 до 1716 гг. В 1716 году, а по другим данным в 1719 году, он уехал в Пруссию и в Каменец больше не вернулся. Если он и разработал проект костёла, то в период его пребывания комендантом крепости здание только начали возводить и, скорее всего, успели лишь построить его подземную часть. После отъезда В. Раппе строительство было прекращено. Известно, что костёл строился на средства подольского магната Михала Потоцкого, который умер в Каменце в 1760 году. В итоге, завершать это величественное здание должен был кто-то другой.

В послетурецком Каменце-Подольском среди офицеров Корпуса артиллерии коронной в середине 18 века появилась фигура, снискавшая славу архитектора европейского уровня благодаря признанному шедевру барочной архитектуры - доминиканского костёла Божьего Тела во Львове.

Автором львовского костела был Ян де Витте, капитан артиллерии коронной, каменчанин, который в 1734 году заменил Анджея Гловера на должности «суперинтенданта ремонта крепости» и завершил военную карьеру генерал-лейтенантом (с 1781 г.) и кавалером ордена Св.Станислава. Современники писали о Яне де Витте, как о "знаменитом на всю Польшу архитекторе", который в 1744 году в неправдоподобно короткий срок 4 -месяца - выполнил проект львовского костёла.

Ян де Витте (годы жизни 1709-1785) получил военное образование в Каменце под началом комендантов крепости генерал-майоров Вильгельма Раппе (1710-1716 гг.), Вацлава Жевуского (1734-1737 гг), Яна-Йоахима Компенгаузена (1737-1739 гг.) и Кристиана Дальке (находился в Каменце с 1737 г. комендант в 1750-1763 гг.), которые имели высокую архитектурную и техническую квалификацию.

Ян де Витте прожил в Каменце всю жизнь, занимал должность коменданта крепости (1767-1785 гг.) и стал самым известным из комендантов, одновременно войдя в историю архитектуры как автор нескольких выдающихся костёлов. Кроме львовского доминиканского костёла и костёла Босых кармелитов в Бердичеве авторство Яна де Витте исследователи приписывают еще трем костёлам на Подолье: бернардинский костёл в Иванове на Винниччине, костёл доминиканцев-обсервантов в Сидорове и костёл Босых кармелитов в Купине.

В связи с этим уместно вспомнить одно из писем Яна де Витте, где он отмечал, что "в течение нескольких своих молодых лет практиковался в гражданской архитектуре, чем свидетельством является восемнадцать костелов, кроме других мелких <сооружений> и дворцов и дворов ...".

Удивительно, что значительный период архитектурной деятельности Яна де Витте именно в Каменце благодаря иронии судьбы остался неисследованным. Отсутствие аутентичных чертежей де Витте при перестройке и строительстве каменецких костёлов удивляет историков:
"К сожалению, до сих пор известные архивные источники умалчивают эту тему. До сих пор не удалось подтвердить участие коменданта крепости в проектировании и строительстве какого-либо из храмов в столице Подолья".

Кармелитский костёл на рисунке Йозефа Хржоновича (Józef Chrzczonowicz) 1820 года (цифра 4). Справа (цифра 5) - иезуитский костёл Св. Станислава.



Чертежи некоторых военных сооружений, подписанные собственноручно Яном де Витте, сохранились в Варшаве, но преимущественно только потому, что фортификации составляли предмет государственного интереса Речи Посполитой.

В отличие от военных объектов, проекты костёлов не интересовали ни Варшаву, ни Санкт-Петербург, и должны были остаться, прежде всего, в Каменце. Однако, из-за потерь в местном архиве в 1941-1944 годах, вряд ли они будут найдены именно здесь.

В итоге целый ряд выдающихся барочных сооружений, построенных в 18 веке в Каменце, до сих пор не стал предметом всестороннего архитектуроведческого анализа. Архитектурная стилистика этих сооружений отчетливо демонстрирует черты творческого почерка Яна де Витте. Одним из объектов, построенных на период составлении плана города 1746-1749 гг. был костёл Девы Марии и Св. Иосифа нового монастыря Босых кармелитов.

Монастырь Босых кармелитов находился в северной части города, занимая территорию в форме вытянутого с севера на юг прямоугольника, размерами около 150 х 40 метров, в квартале между Татарской и Иезуитской улицами.

Южная часть монастырской усадьбы, окруженной каменной стеной, была плотно застроена, северную занимал сад. К костёлу длиной около 36 метров, ориентированного по оси восток-запад, с севера примыкали П-образные в плане корпуса, образуя клауструм (сlaustrum) - внутренний монастырский дворик.

Ещё один корпус замыкал территорию монастыря с юга, между ним и костёлом образовывался второй удлиненный дворик. Из иконографических источников есть информация об архитектуре только двух корпусов - южного одноэтажного, изображенного на единственной фотографии Юзефа Кордыша, сделанной в 1865 г., и западного двухэтажного, под гонтовой крышей, примыкавший к алтарной части костела.

Два отдельных каменных корпуса, судя по плану 1773 года, появились на месте предыдущей деревянной застройки самого восточного и западного стен ограждения, изображенной на плане 1746-1749 гг; односкатная крыша одноэтажного восточного корпуса видно на фото в застройке улицы Татарской. Здесь же в монастырской стене находилась небольшая калитка со звоном, украшенная скромным декором.

Костёл с южной стороны на фотоснимке Юзефа Кордыша. 1865 год




Из схематических чертежей плана и сечения костела, выполненных в 1920-х в бюро технической инвентаризации, а также по фотографиям конца 19 века можно в общих чертах реконструировать планировочно-пространственную структуру здания на время её возведения.

Удлинённый в плане, трёхнефный костёл с двухапсидиальным завершением главного нефа на восточном и западном фасадах, составил классическую базилику с пониженными боковыми навами и имел алтарь, ориентированный, вопреки традиции, на запад: учитывая топографию участка, вход в костёл находился на главном восточном фасаде, выходившего на Татарский улицу. Боковые нефы по углам главного фасада были акцентированы высокими башнями.

Фронтон венчала большая полнофигурная белокаменная статуя Девы Марии, а по осям его боковых частей и по бокам были поставлены вазы. Средняя часть фасада была акцентирована размещённым над скромно декорированным входом высоким арочным окном; боковые части - арочными окнами, помещенными в поле зеркал на боковых осях фасада; нижнюю часть окон украшали балюстрады.

Углы костёльных башен были поярусно оформлены пилястрами и полуколоннами большого коринфского ордера, между последними по осям фасадов башен были размещены высокие ниши, которые образовывали своеобразные лоджии с балюстрадами. Краеугольные полуколонны несли антаблемент с треугольными фронтонами с каждой стороны башни, увенчанными белокаменными вазами. Шлемовидные главы башен изысканного барочного абриса украшали по углам волютные сплавы, с каждой стороны главы были акцентированы высокими окнами с люкарнами над ними.

Перед главным фасадом костела полукругом выступала терраса с балюстрадой, на которой, вдоль центрального прохода, были установлены резные вазы и полнофигурные белокаменные скульптуры основателей ордена Босых кармелитов - святых пророков Илии и Елисея, которые после переосвящения костёла на православный собор были перенесены на городское кладбище.

Западный фасад, дугообразно выступающий аналогично главному восточному, и расчленённый на три поля пилястрами тосканского ордера, также венчал овальный фронтон, украшенный рельефом с круглым окном в тимпане, над фронтоном возвышался массивный белокаменный крест, а по бокам стояли резные вазы из белого камня.

К северному фасаду костёла примыкали П-образные в плане двухэтажные корпуса келий под высокими гонтовыми крышами, отличавшиеся сдержанным архитектурным решением.

Вид монастыря до 1870 (?) года.
а) с востока, до начала реконструкции 1867 года
б) с запада, 1867-1873 гг.(?)



Стилистику и архитектурную пластика костёла определяли черты, присущие творчеству Яна де Витте - "большой", на высоту двух ярусов, коринфский ордер, фронтоны овального абриса, композиция элементов на центральной оси главного фасада с большим круглым окном над входной группой, характерная форма оконных обрамлений, введение в оформление фасадов и террасы балюстрад, ваз и скульптуры, изысканного абриса завершения костёльных башен с арочными нишами и люкарнами.

Гармоничность пропорций, простота композиционного решения, активная светотеневая моделировка формы и одновременно внимание к мелкой пластике и артикуляции отдельных элементов, которые формируют силуэт сооружения и создают ее своеобразную лиричность - эти черты характерны для творческой манеры архитектора. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения интерьера костёла.

Кармелитский монастырь на плане 1746-1749 гг.




На плане 1773 года




Исследователь Ежи Ковальчик отмечал, что хотя авторство создателя костёла остается открытым вопросом, "многие элементы указывает на Яна де Витте". И хотя костёл по архитектурно-художественными характеристиками органично вписывается в шеренгу произведений архитектора, вполне вероятно, что разработка плана костёла могло принадлежать Вильгельму Раппе: по сравнению с изящным моделированием фасадов план имеет слишком простую геометрию и мало напоминает "резные" абрисы планов авторских проектов Яна де Витте .

Костёл Босых кармелитов был чуть ли не единственным сакральным сооружением в Каменце, которое Ян де Витте построил, а не перестроил (речь идет реконструкции ратуши, доминиканского и францисканского костёлов, кафедрального костёла, армянской церкви св. Нигола и др.).
И хотя и в этом случае ему пришлось работать с уже заданной планировочной схемой, в этом сооружении в большей степени могла проявиться композиционная свобода и изящество архитектурного вкуса зодчего.

Учитывая, что основателем костёла был теребовлянский староста Михал Франтишек Потоцкий, который скончался в 1760 году, а освящение костёла связано с именем епископа Николая Дембовского, находившийся на этой должности с 1743 по 1757 гг., то наиболее вероятной датой постройки костела, зафиксированного на плане 1746-1749 гг, нам представляется период конца 1740-х.

Характерной особенностью кармелитского монастыря, в состав которого входили костёл и корпуса келий, было лаконичное архитектурное решение всего западного фронта монастырской застройки, созвучного строгой архитектуре монастырских ансамблей францисканцев и доминиканок, формировавших западный фронт «католического фасада».

Первым наиболее близким к дате появления кармелитского костёла иконографическим изображением, на котором находим сооружение, панорамный вид Старого города с севера 1794 авторства гравёра Е. Кошкина.
Очевидно, что две стройные башни с высокими арочными отверстиями (нишами), увенчанные луковичными главами с крестами, следует рассматривать как изображение Кармелитского костёла, к которому примыкает с севера двухэтажный корпус монастырских келий.

Гравюра Елисея Кошкина, 1794 год




После упразднения в 1866 году католической епископии в костёле началась реконструкция и 30 августа 1878 года он был переосвящен в православный собор иконы Казанской Божьей Матери.

Строительные работы по переоборудованию костёла начались в 1867 году под руководством губернского епархиального архитектора Дмитрия Освальда. Сначала были изменены шлемовидные завершения костёльных башен, которые получили луковичные формы, а вместо овальных фронтонов над восточным и западным фасадами установлено парапеты. Иконографические источники информируют нас о следующих трансформациях костёла - понижение башен и повышения боковых нефов, надстройка башен, а также возведение над центральной навой массивного фальшивого купола, в результате чего костёл изменил планировочно-пространственную структуру и лишился распространенных во второй половине 19 века черт эклектики с сочетанием форм европейского и московского барокко.

В целом пространственная композиция храма приобрела черты формальной центричности, впрочем, благодаря нарушению пропорций «распалась»: большие боковые фронтоны и слишком низкие башни создали по отношению к активной массе купола дисгармонию. Вместе кажущаяся нарядность и пышность декора получила откровенно купеческий привкус.

Как выглядел собор перед освящением 30 августа 1878 епископом Вениамином, неизвестно. В 1889 году над северной навой был освящен придел во имя св. князя Владимира, а в 1890 году над южной навой размещено церковно-историческое древнехранилище.

Кафедральный собор иконы Казанской Божьей Матери после 1898 года




После упразднения и разборки в 1830 году расположенного южнее Кармелитского монастыря Иезуитского костёла Св. Станислава, а также после сооружения на его месте Первой русской гимназии, рядом с костёлом Босых кармелитов образовалась большая площадка.

С целью превращения её в площадь перед зданием гимназии между 1830 и 1842 годами был снесён южный монастырский корпус. Образовавшееся большое пространство на плане города в 1884 году получило название Гимназической площади.

Казанский собор в застройке Татарской улицы




В период между 1873 и 1884 годами были разобраны два северных монастырских корпуса, которые формировали клауструм. Из бывших монастырских служб осталось два корпуса со стенами и калитка. Один из корпусов, который появился во второй половине 18 века на месте дома Марчина Богуша и перестроенный в 19 в., существует до сих пор и известен как школа кармелитов, улица Татарская,10.

Здание школы кармелитов




Здание бывшего костёла в 1920-30-е. На северной башне отсутствует купол




В перестроенном виде здание бывшего кармелитского костёла просуществовало до 1932 года. В конце 1920-х планировалось устроить в нем дом культуры с кинозалом, но в середине 1930-х здание было разрушено большевиками. С тех пор Гимназическая площадь перед домом Первой русской гимназии (теперь исторического факультета Каменец-Подольского университета) расширилась почти вдвое и превратилась в парк.

В 2005-2008 гг. инициативная группа студентов и преподавателей исторического факультета Каменец-Подольского педуниверситета, не имея соответствуеще оформленного разрешения на проведение археологических исследований, выполнила почти полную расчистку фундаментов Кармелитского костёла на всей площади (25 х 36 м) на глубину до 4 м. В результате расчистки, которая длилась более трёх лет, к сожалению, без соответствующей научной фиксации и отчетности, была раскрыта подземная часть костёла с криптами и многочисленными погребальными нишами.

В настоящее время площадка находится под открытым небом, зарастает сорной травой, раскрытые фрагменты фундамента разрушаются.




PS: читайте комментарии, там zamki_kreposti добавил отличный фотоснимок периода переоборудования здания костёла

Перестройка костёла Босых Кармелитов в собор Иконы Казанской Божьей матери.

_________________________________________________________________________
Источники:
Пламеницька О. "Костьол Босих Кармелітів у Кам’янці-Подільському: До питання авторства та будівельної періодизації"

Сайт "Каменец-Подольский исторический"

Католический фасад, Йозеф Кордыш, Józef Kordysz, Храмы

Previous post Next post
Up