"У меня зазвонил телефон..."

Dec 05, 2014 22:50

Социализм есть электрификация минус телефонизация
Благодарю за идею nilsky_nikolay

"Перефразируя Пушкина: Брожу ли я вдоль улиц шумных, вижу ли я как чуть ли не каждая вторая девушка говорит на ходу по телефону, то думаю, что они бы не поверили мне, если расскажу, как я добивался домашнего телефона в Москве и не так уж давно. А это правдивая история!

В 1975-м году мы переехали в кооперативную квартиру. Сразу же после жеребьёвки, когда мы узнали номера квартир, группа жильцов строем направилась в отделение связи и мы подали заявления об установке домашних телефонов. Но время шло, а никаких телефонов не устанавливали. Мы писали письма во всякие инстанции, но ничего не смогли добиться.А без телефона было очень тяжело. Приведу лишь один пример. У нас как-то заболела внучка. Я захотел позвонить по телефону чтобы узнать как она себя чувствует. Прошел три улицы и не мог найти работающего таксофона: то трубки нет, то кабина разбита и телефон не работает и т.п. Когда я наконец нашел работающий телефон, то у сына оказалось занято и надолго.

Пришлось поехать двумя автобусами и на метро, чтобы узнать о ее здоровье. Мы писали письма в разные инстанции: от института, министерства и др. со многими и авторитетными подписями, но ничего не добились. Один доброжелатель нас поправил, что мы пишем не туда и не оттуда. Надо чтобы зам. министра нашего министерства послал личное письмо зам. министра связи, строго по рангу, и с вескими обоснованиями, тогда может быть что-то получится. Такое письмо было послано и был получен ответ, который иначе как издевательством назвать нельзя.

Он состоял из трёх пунктов: во-первых нет нет свободных номеров, во-вторых имеется громадная очередь ранее подавших заявления на установку телефонов и, в третьих, когда все ранее подавшие заявления будут удовлетворены, то тогда можно будет рассмотреть нашу просьбу. Меня поразило только то, что автор этого ответа не мог сообразить, что среди ранее подавших заявления находится также моё заявление. Другие доброжелатели - женщины придумали иной план чтобы разрешить этот сложный вопрос: Бывший министр связи сейчас на пенсии, но он еще депутат Верховного Совета СССР и принимает трудящихся как депутат. Можно записаться к нему на приём и попросить помощи.

Он наверное что-то пообещает, а дальнейшее уже доделают его секретарьши; не знаю, сколько их, но надо будет поблагодарить. Мы согласились и я полгода ждал очереди чтобы попасть к экс-министру - депутату. Я как мог жаловался и просил, а он благожелательно кивал головой и вроде бы что то обещал. Но в результате, по неизвестным нам причинам, ничего не получилось. Такую сложную проблему нельзя было решить даже при вмешательстве министра, правда бывшего."
Наум Давыдович Бернштейн. Из жизни киноинженера.
http://jlm-taurus.livejournal.com/58543.html

"Вообще Гомельский - человек чести. Если обещал что-то - слово держал. Решал любые проблемы. Когда мне дали квартиру без телефона, рассказал об этом Папе. Так уже на следующий день у меня стоял аппарат!"
Справка: Главный тренер баскетбольного клуба ЦСКА Александр Гомельский, 70-е
Источник: Валерий Луничкин: от ассистента Гомельского до корейского полковника
http://www.sport-express.ru/fridays_talking/reviews/20605/

millipuper, April 18 2009, 08:42:13 UTC: "Только вот почему Прибалтике было так нихуёво?" Это домыслы. Так же было как и везде. Родители в очереди на телефон стояли 14 лет, работая при этом отнюдь не дворниками и т.д и т.п."

Из воспоминаний знаменитого дирижера и альтиста Рудольфа Баршая
"Телефона у нас дома не было. Я через филармонию обращался с просьбой в райсовет, в исполком, но пришел ответ: считаем установку телефона у гражданина Баршая нецелесообразной. Поэтому если Шостакович хотел со мной поговорить, он присылал телеграмму. Иногда они приходили по несколько раз в день. «Дорогой Рудольф Борисович зпт позвоните зпт если можете». Или: «Позвоните срочно тчк Шостакович». «Забыл сказать одну вещь зпт простите зпт перезвоните тчк Шостакович». Теперь эти телеграммы я храню в ячейке швейцарского банка."

1989 из воспоминаний известного историка В.В. Шелохаева:
"До сих пор телефона нет. «Отец ходил отмечать очередь на телефон. Я стою в очереди 15 лет. Его как участника войны выкинули из очереди, кто-то один должен стоять. А если один их нас умрет, снова вставай в хвост в очередь… Одна нервотрепка кругом».
http://afanarizm.livejournal.com/345469.html#comments

Комиссаренко Леонид Ефимович, из книги: НАЧАЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ.  Заметки конструктора-серийщика
"...Характерный эпизод, который может дать представление о его силе воли. Переезд в Брест для смертельно больного человека был на пределе оставшихся жизненных сил. Везли его на машине. Сразу по приезде занялся он установкой телефона. Кто помнит советские времена - знает, что это такое. В ходе волокиты потребовали справку о том, что в Донецке у него был домашний телефон. Он позвонил мне, и это был последний раз, когда я слышал его теперь уже очень слабый голос: «...Лёня! Я тебя очень прошу выслать мне эту справку как можно быстрее. Чувствую себя очень плохо, не знаю, как пойдёт дальше, но без меня телефона не будет». Нечего и говорить, но в тот же день справка за подписью генерального ушла. На наше счастье телефон его был от заводского коммутатора. На похоронах Ирина мне рассказала, что умер он через полчаса после ухода монтёра и проверки подключения."
вот обратный пример: Березин Феликс Борисович, Кстати, очень рекомендую его журнал. замечательный врач и ученый. Также пример важности личных связей.
"В заключение расскажу об одном забавном случае. Я переехал в новую квартиру, в дом, который еще не был телефонизирован. Это было уже в Москве. Моя работа врача и руководителя лаборатории требовала возможности экстренной связи. По характеру моей работы я мог обратиться в министерство обороны. Но оттуда ответили, что я получу первый же телефон, как только к дому будет подведен телефонный кабель. Я пожаловался на свои трудности человеку, о котором неоднократно писал, с которым познакомился во время политических приключений еще в Станиславе, а потом неоднократно сотрудничал с ним в Москве, если ему были нужны медицинские консультации.

«Не проблема, - сказал он мне. - Завтра у вас будет телефон». Утром следующего дня какие-то люди перекинули воздушную линию («воздушку») от ближайшего телефонизированного дома, просверлили раму моего окна и ввели туда провод. А через полчаса пришел другой человек, с телефонным аппаратом, подключился и спросил кого-то: «Есть связь?» И, вероятно, получив утвердительный ответ, сказал мне: «У меня зазвонил телефон».

Я не знаю, какие возможности были использованы, но они наверняка никому не нанесли вреда, а мне позволили экстренно связываться со своей лабораторией и своими пациентами. Этот человек тоже был чекистом, но если бы я не знал этого наверняка, я просто решил бы, что это очень хороший человек."
Источник: berezin-fb.livejournal.com/315150.html

Двадцать тысяч консервных крышек в комплекте в обмен на бесперебойную междугороднюю связь для Ташкентского завода резинотехнических изделий (60-е)
"В этот период начался в стране бум домашнего консервирования. Наша продукция, викельные кольца, потребовалась десяткам машиностроительных и металлургических заводов, где делались крышки для консервирования. Совершенно неожиданно я стал крупнейшим владельцем огромного количества крышек. Кольца делали мы, а заводы часто расплачивались за кольца товаром. Это подспорье здорово помогло в решении разного рода проблем. Например, мы отвезли двадцать тысяч крышек на пункт междугородней связи, и после этого меня мгновенно соединяли с любым городом СССР. Крышками пользовались все организации, от которых зависело наше благополучие, начиная от ЦК Узбекистана."
Источник: Обретение. Мемуары Рафаэля Кислюка. http://www.proza.ru/2011/10/26/650

1975 "Энциклопедия наших жизней" - Сага семьи Дудко. 2
Виктор Анатольевич Дудко:
...Сразу же после переезда встал вопрос о телефоне. Новый район Отрадное еще не был телефонизирован: не была построена телефонная станция. Только отдельные жители были подключены "воздушкой" к Тимирязевскому телефонному узлу. Я, как директор, обратился в свое АХО, чтобы иметь связь с организацией. Мне посоветовали получить письмо от В/О "РОССЕЛЬХОЗТЕХНИКИ" в московскую телефонную станцию, забыв указать кто должен подписать письмо. Я подписал письмо у Председателя Комитета, а надо было его подписать у определённого зама и тогда вопрос был бы решен. А так как я пошёл обычным путём, то в ответ получил обоснованный отказ со ссылкой на отсутствие телефонных входов в здание (это было обычное лукавство, так как во вновь осваиваемом районе все коммуникации были проложены заранее, а просто у новой подстанции не было здания и новейшего оборудования). Мне посоветовали встать на очередь и подождать пока не вступит в строй новая станция. Что я не мудрствуя лукаво и сделал. Спустя несколько лет мы получили домашний телефон. (1975)

На отдыхе в геленджике: И.А. Дудко:
....а я по жаре потопала на телеграф - телефон. Действительно далеко. Оказалось, что автоматов - телефонов нет. Заказа в Москву (висит объявление) ждать до 3-х часов. Плюнула и ушла. Дала только телеграмму "Всё хорошо" и адрес... Объясни им, что по жаре туда тяжело было сходить раньше. Если что срочного - нужно будет нам сообщить. Например, - "Срочно выезжайте домой, соскучились". Можно нам дать телеграмму, если нужно посоветоваться на счёт чего-нибудь, например, квартиры - закажите разговор с уведомлением.

...После завтрака сели в автобус рейсовый и поехали в Геленджик. Слезли, дошли до переговорного пункта. Москва - не работает линия вторые сутки, а автоматы вообще отключены"

Из ЖЖ: http://ozzeoz.livejournal.com/85032.html
Телефон. В 1988 году (это самая старая квитанция, что нашлась у меня) ежемесячная абонентская плата за телефон составляла 2,50 (естественно, без ограничения длительности и количества разговоров). Правда, нужно сюда ещё прибавить стоимость междугородных звонков и отправку телеграмм с домашнего телефона (тогда из средств связи были только письмо или телеграмма, или же междугородный звонок с переговорного пункта, а позже - и из дома).

Звонок из телефона-автомата - 2 коп. (длительность разговора не ограничена, звонки - только в пределах города)
Междугородный звонок из телефона-автомата на переговорном пункте - 15 коп.

Позвонить по межгороду - та ещё история! Телефоны практически все были дисковые, кнопочный я первый раз уже во второй половине 80-х увидел.
Когда ещё не было автоматического соединения, надо было позвонить на телефонный узел, заказать разговор на сколько-то минут (причём надо было сбегать на телеграф оплатить этот разговор), сказать в какой город и сидеть ждать, когда освободится междугородная линия, чтобы телефонистка могла вызвать со станции указанный номер, а потом соединить вызванного абонента с вами. Как только оплаченные минуты заканчивались, телефонистка врезалась в разговор и предупреждала, что время заканчивается (у Высоцкого в песне это хорошо показано было).
Когда появилось автоматическое соединение, дозвониться не сильно проще стало. Надо было набирать кучу цифр: код вызываемого города, номер вызываемого абонента, код своего города, свой номер и набирать, набирать, набирать… Потому что междугородных линий было мало, и они всё время были загружены.

igorilla 2007-05-06 03:24 pm (local)
Вы забыли, сколько времени надо было ожидать установки аппарата - мы ждали с 1964 по 1978 :-(
Бывало, чтобы условиться о свидании с девушкой, я ей письмо слал - если у нее телефона не было, а к соседям звонить было принято только по действительно важным поводам. Жил я в Минске

mantisse 2007-05-06 06:48 pm
Еще вспомнился анекдот 70-х про междугородную связь того времени. Директор в кабинете орёт в трубку: "Камчатка! Камчатка!!!"
В приемной японец в недоумении спрашивает секретаршу, что это делает директор. Секретарша: "Как что? С Камчаткой разговаривает!" Японец: "А почему он по телефону не позвонит?"

joeck_12
телефон...Господи, какой телефон...в Могилеве телефон до 1987 был роскошью, его имели единицы. Чтобы его получить, надо было стоять в очереди лет 10.
Помню в 80х в нашем микрорайоне длинные очереди перед двумя телефонными автоматами. В них стекла выбитые были. Потом в 1987 в городе сдали новую телефонную станцию , и телефоны установили всем желающим - и тем, кто 10 лет на очереди стоял, и кто только что записался в очередь. Мы тоже решили заиметь телефон, хотя отец поначалу упирался - мол, зачем это излишество, кому мы будем звонить. Еле уговорили его, а он позже согласился, что это штука полезная. Но через 20 лет он снова упирался - уже против мобильника.

Владимир Дмитриевич Байков Блокираторы и мобильные телефоны
Телефон нам в квартире поставили в 1957 году, через два года, как мы туда въехали. И почти всем соседям по дому, кто делал заявку, их тоже установили.

И вот спустя три десятка лет мы получаем извещение от телефонной станции: «Ваш телефон будет сблокирован с телефоном соседа. Ваш новый номер такой-то». Причем сосед, тоже давно имевший в квартире телефон, жил выше нас на этаж.  Иметь сблокированный телефон было ужасным неудобством. Обычно так делали во вновь построенных домах с целью ускорения рассасывания телефонных очередей.

Разговаривать по  двум сблокированным телефонам одновременно нельзя - можно говорить либо по одному, либо по другому. Наш сосед, с кем наc сблокировали был очень симпатичным пожилым человеком. Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, он всякий раз, встретив нас на улице или на лестнице, вел дружелюбную беседу. В свое время он работал вместе с нашим отцом в одном НИИ и с большим уважением к нему, а к нам с симпатией относился.

У него случались сердечные приступы, нередко вызывали неотложку, и поэтому, разговаривая по телефону, приходилось всякий раз переживать: «А вдруг ему в данную минуту нужна свободная телефонная линия?»

Мне нередко звонили из редакций и издательств с целью уточнения вопросов по публикациям и правки статей. Причем звонки были как по городу, так и междугородние.

Все это я изложил в ходатайствах, обращенных к руководству телефонной станции. Мне отвечали коротко: «Если вы не допустите к установке блокиратора наших техников, то телефон будет отключен.»

Тогда я обратился к руководству нашего института, с просьбой подписать ходатайство в обком КПСС. Они подписали письмо, в котором помимо прочего указывалось, что преподаватели вузов большую часть рабочего времени проводят в аудиториях, которые, как известно, не снабжены телефонной связью, поэтому домашний телефон для них почти единственное средство коммуникации.
 Напомню, что Интернета и электронной почты в массовом применении тогда еще не существовало.

С этим ходатайством я добился приема в Смольном. Думаю, что ответ вряд ли вас удивит. Они мне сказали, что чуть ли не половина населения Африки не только не имеет телефона, но еще и голодает, и поэтому наш святой долг…. И т.д., и т.п. И еще их удивило, как  это я,  доктор наук и профессор и до сих пор не член КПСС.

После визита в высокий партийный орган я зашел к нашему соседу-фронтовику с бутылкой водки и рассказал ему всё. Он выматерился, мы выпили. Потом вместе спели «Сокол! Я Незабудка!» А через пару дней он зашел ко мне и сказал, что узнал, откуда здесь ноги растут. Оказывается, что освободившуюся квартиру в соседней парадной занял большой человек - директор кладбища. Именно для того, чтобы выделить ему отдельный телефонный номер нас и сблокировали.

Ну, это все в прошлом. А нынче фактически квартирные телефоны далеко не всем нужны , их с успехом заменили мобильники. Это раньше при обмене квартир надо было, чтобы у обоих обменщиков был телефон, иначе его просто снимали.

"По количеству основных телефонов СССР отстает от США в 6 раз, а по протяженности телефонных каналов - в 10-11. Число квартир, построенных в 1950-1980 гг., более чем в 5 раз превышает количество введенных за этот период домашних телефонов. В целом, рациональные нормы потребления средств и услуг телефонной связи в СССР удовлетворяются по количеству телефонов на 20,2%, а по междугородный разговорам - на 16,5%."
данные - из КП НТР 1986-2005, проблемная часть 1983,Источник http://znanie-vlast.livejournal.com/301015.html

"...в 1951-1975 годах было введено 52 млн. новых квартир и 7,4 млн. штук квартирных телефонов; отставание от рационального уровня - 7 раз; по числу телефонов на 100 жителей - 30-е место в мире; капиталовложения в связь по сравнению с США составляют примерно 15%;"
ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ, А.И. Анчишкин,

Байтальский 70-е
...Может быть, причины таинственности станут яснее, если привести несколько цифр. Вот они: в 1937 году у нас было 5 телефонов на тысячу жителей, а в 1964 - 17 на тысячу. А в Греции соответственно (т. е. в 1937 и в 1964) - 6 и 51. в Польше - б и 38, в Португалии - 9 и 57, в Испании - 11 и 80, в Японии - 19 и 100. в Чехословакии - 15 и 100, в Голландии - 47 и 180. Австралии - 87 и 240. Швеции - 116 и 421, США - 151 и 462. Всех же телефонов (квартирных и учрежденческих) было у нас в 1964 году 3.900 тыс.. через два года - около 5 млн.. в 1967 году - около 5.800 тыс., т. е. 24 аппарата на тысячу жителей, вдесятеро меньше, чем в Австралии. Наш максимальный годовой прирост - 14 процентов. Впрочем, на 1971 год намечено 10 процентов прироста. Чтобы догнать Швецию, нам надо 25 лет, да и то, если она подождет.

Телефон, как орудие связи между учреждениями, достиг при Сталине необходимого успеха. Пять телефонов на тысячу жителей означают, что снабжены ими только учреждения. Для того же, чтобы телефон стал и слугой общества, средством общения его членов, количество аппаратов должно перевалить через какую-то величину. Ее точно не укажешь, но по меньшей мере - один телефон на две-три соседних семьи. Бегать к соседям звонить или им вызывать тебя не особенно приятно, но допустим это для начала. Нормально положение, при котором каждая семья имеет телефон. Если у меня он есть, а у моих друзей нет, средством нашего общения он не служит.

А при таком распространении, как в Австралии (240 телефонов на тысячу, т. е. почти каждая семья имеет телефон) или как в Швеции, где наверняка уже не осталось семьи без телефона (421 на тысячу),- при таком распространении он становится несомненным орудием человеческого общения и деятельным элементом культуры. Потому что тогда он органически связывается с другими элементами общественной культуры - например, с доставкой товаров на дом. которая облегчает положение женщины не "на словах, а на деле". А это звено культуры, в свою очередь, связано с другими звеньями: заказ покупок по телефону требует высокой культуры торговли, т. е. подлинной заинтересованности магазина в удовлетворении нужд покупателей и безупречной честности продавцов и разносчиков. А отсюда вытекает, что в основу воспитания детей должно лечь воспитание честности. Той честности, которая приводит к взаимному ДОВЕРИЮ.

Является ли телефонная сеть менее важным показателем заботы государства о своих гражданах, чем сеть радиотрансляции? Трансляция-то у нас на высоте - нет квартиры без радиоточки. Пропаганда по радио нужна ГОСУДАРСТВУ - заботясь о ней, оно заботится о себе. А телефон, как средство связи между простыми гражданами, нужен ОБЩЕСТВУ, а государству безразличен. На примере телефона и радио отчетливо видно, что не я противопоставляю государство обществу, как не замедлит завопить гражданин вертухай, а оно САМО себя противопоставляет.

И сокрытие такой, казалось бы, невинной, чисто гражданской статистики, как телефонная, и есть свидетельство этого противопоставления. Конечно, строительство автоматических телефонных станций обходится дорого. Но и глушение чужого вещания тоже недешево.
Чуть что, мы сравниваем темпы. Приведенные мной цифры позволяют сравнить и темпы телефонизации: у нас за годы 1937-64 увеличение втрое, в Чехословакии - вшестеро. Кстати, подробная телефонная статистика имеется в чехословацком справочнике для туристов.

Недопонимают! Раскрывают шпионам, проникающим к ним под флагом, под предлогом и под видом, столь важную государственную тайну! Инженер-капитан Пузенцов, как я предполагаю, готов оказать недопонимающим братьям дружескую помощь и прислать им один из своих сейфов вместе с запасом сургуча для опечатывания тайн, известных всему миру.
Байтальский: тетради для внуков

Ааб Виктор Васильевич. Инженер-связист. Начальник телефонной станции https://jlm-taurus.livejournal.com/199847.html
"маленькие, но резервы были. Александр Николаевич сообщил, что на вновь застраиваемой улице имени Максима Горького удалось от строителей добиться телефонизации одного из домов по адресу Гагарина 68. В соответствии с действующими нормами, дом был телефонизирован на тридцать процентов от количества имеющихся квартир. То есть, только каждая третья семья из заселившихся в него жильцов, может получить телефон. Но ведь жильцы не знают этих тонкостей, знают, что телефонизация их дома проведена и всё с нетерпением ждут…

Асия Хасановна подготовила список очередников и передала мне на рассмотрение. Дом расположился в престижном месте, практически в центре города. Владельцами квартир, помимо льготников и очередников, стали, естественно, и рядовые граждане, и руководители предприятий. Будучи уверенными что кому-кому, а им телефоны будут установлены в любом случае, руководители не спешили писать заявление на установку телефона. Это же надо идти на ТТС - а времени у них - в обрез…

Асия Хасановна предупредила, что распределить телефоны будет очень сложно. Сообщила, что копию списка очерёдности отнесла Фенину. И вот, я впервые взялся за это дело. И, конечно же, как оказалось - всей сложности процесса не мог бы представить себе даже, в самом дурном сне.

Я ещё не успел ознакомиться со списком, а меня вовсю начали одолевать звонками с просьбами о телефонизации квартиры того или иного жильца. Откуда они узнали, что я начал рассмотрение списков?..

Позвонил Фенин, предупредил, что список нужно согласовать с горкомом и горисполкомом. Я про себя удивился, но смолчал. В списке было перечислено около пятидесяти фамилий, с указанием даты подачи заявления, профессии, наличия льгот - если таковые имелись.

Приложены к списку были и личные дела потенциальных абонентов. Чего в них только не было указано. И прописка, и паспортные данные. Различные ходатайства, заверенные печатями и резолюциями руководителей обкома, горкома, облисполкома... У некоторых были приложены справки по истории болезни, копии документов, подтверждающие инвалидность, справки о составе семьи - всего не перечислишь …

Личные дела абонентов заводились с момента написания заявления, и хранились в абонентском отделе. Срок хранения их практически не был ограничен. Они являлись документами строгого учёта, и система работы с ними у меня невольно тут же стала ассоциироваться почему-то, с системой работы с личными делами и другими подобными документами, прямо чуть ли, не как в КГБ. Но там были - государственная безопасность, судьбы людей, а тут - обычные квартирные телефоны.

Может быть, на заре развития государства, в период известной борьбы с «внутренними врагами», когда телефонная связь только начинала развиваться, такая строгая система учёта средств связи и была оправдана. Но сейчас она выглядела, по крайней мере, на мой взгляд, явным нелепым анахронизмом.
Страна живёт в условиях тотального дефицита всего и вся. Люди привыкли стоять в очередях. Житейское дело. Кто-то кого-то обошёл, кто-то кого-то оттолкнул. В живой очереди наглецы могли выбить себе преимущества локтями и наглостью. В очереди по записи - тоже, с помощью связей, знакомств и блата. Но если купил чело-век по блату холодильник, или телевизор, и если продавца тут, же не схватили за руку - кто к этому возвращался?..

А вот в связи, история установки телефона, в принципе, простого бытового устройства - ну чем важность его наличия отличается от важности наличия телевизора или холодильника? - была полностью прописана документально и хранилась в деле как зеница ока.

Я ни в коем случае не хочу утверждать, что нарушений справедливости при «обложенных документами» установках не было. Правила допускали двойственное толкование многих пунктов. Этим умело пользовались желающие получить личную выгоду. Наверное, все-таки, не зря было заведено уголовное дело на Ковалёва. Может это и неплохо - такой учёт. Но я хочу отметить другую сторону вопроса.

Люди прекрасно знали, что у связистов есть эти бумажные «истории установки телефона». И в пору разворачивающейся Гласности, можно представить, сколько находилось желающих выступить в роли обличителей и следователей, пытающихся доказать, что год или два года назад, по тому или иному адресу, была допущена несправедливость в распределении телефона. И связистам приходилось возвращаться к давно сделанному, поднимать всю подноготную вопроса, вспоминать… Доказывать правомерность решения и оправдываться. И многим людям, обозлённым и обманутым в очередях за другими предметами и благами, очень хотелось отыграться хотя бы на связистах.

Я уже успел провести несколько приёмов граждан по личным вопросам. Пока, получалось удерживать их ход в рамках корректности и приличий. Но сколько нервов, выдержки и усилий требуется, чтобы выдержать эту, очень наглую и нескрываемую подозрительность к себе - особенно, если ты честный, совестливый человек. А родители воспитали меня именно таким. Не от всех исходит, конечно, эта наглая напористость - но попадаются экземпляры… И выбивают из колеи…

Я посвятил полдня изучению стопки дел. Строго, следуя Правилам, распределил двадцать установок. Пять свободных пар в кабеле оставил в резерве на всякий случай. Позвонил в горком Волнянскому и сообщил, что будет телефонизироваться дом по улице Гагарина 68. Он тут же, со списком, пригласил меня к себе. Просмотрел мои кружочки у фамилий кандидатов на получение телефона, и мы вошли в кабинет к Дымченко. Александр Сергеевич тоже заинтересованно и очень внимательно просмотрел весь список. Потом проставил несколько галочек против фамилий, не вошедших по моему распре-делению, в количество очередников.

- Этим людям нужно поставить телефон по служебной необходимости - заявил он.
- Они не попадают по очереди - попытался возразить я.
- Нужно! - отрезал секретарь и добавил - и вообще, вы будьте внимательны. Там у вас о начальнике абонентского отдела ходят разные слухи…

Я промолчал. Высказывание в таком духе первого секретаря горкома о начальнике абонентского отдела давало мне повод немедленно снять с работы Асию Хасановну.
Вернулись назад к Волнянскому. Анатолий Никифорович ещё раз монотонным тоном напомнил, что просьбы и распоряжения ПЕРВОГО выполняются беспрекословно и попросил внести в список фамилий некто Ниязову.
- Но от неё нет даже заявления - попытался возмутиться я.
- Завтра вам заявление принесут. Волнянский твёрдо стоял на своём.

С этим же списком я посетил и председателя горисполкома. Он, тоже, пометил фамилии нескольких человек вдобавок, к отмеченным, в горкоме.

Список претендентов на телефон явно расширялся и уже перекрыл мой резерв. Озадаченный завершил я своё хождение со списком у Фенина. Андрей Алексеевич пометил своим отличительным знаком фамилии людей, выполнить установку телефонов которым, ему поручил обком и облисполком. Я, конечно, понимал нужды производства, но я не понимал, как буду объяснять простым людям из этого дома, которые непременно, в ближайший же день приёма, посетят меня, - объяснять, что люди в списке, отмеченные руководством, к которым уплывут ИХ телефоны - не являются блатниками? Голова шла кругом. Я сказал об этом Фенину.
- Это теперь ваш крест, Виктор Васильевич - криво усмехнулся он…Вернулся в кабинет, долго перечитывал Правила, кроил и так и эдак - ребус заданный вышестоящими начальниками не решался. Поинтересовался у Юртабаевой - Кто такая Ниязова?

Она оказалась крупным торговым работником, безусловно, распределяющим многие материальные блага и, конечно же, распределение этих благ в её ведомстве не фиксировалось обилием документов, как в случае с распределением телефонов у связистов. Ещё раз внимательно изучил я фамилии с пометками напротив. Бросилось в глаза, что именно торговые работники пользуются особым покровительством лиц, власть предержащих. И надо полагать, прессинг в пользу своего протеже - властный, бесцеремонный с их стороны, в случае сопротивления, сможет довести до белого каления любого, даже самого стойкого и выдержанного человека.

И все-таки, я принял простое, но как впоследствии убедился, очень правильное решение. Я не хотел отвечать за действия вышестоящих начальников. Чего бы мне это ни стоило! Я решил отвечать только за свои действия. Распределил телефоны, так как мне подсказывала совесть - строго по очереди, а также тем людям, право на внеочередную установку телефона которым, подтверждалось объективными документами.

телефон, жизненные практики СССР, экономика СССР, мемуары; СССР, связь

Previous post Next post
Up