Продолжаю публикацию своего мегапоста :)
Первая часть Вторая часть На что уходит значительная часть доходов сейчас? Правильно, на еду и ЖКХ. У большинства на это уходит от трети до половины доходов (более точную статистику можете поискать сами).
Коммунальные платежи
Сравним. В середине 1980-х платежи за двухкомнатную квартиру составляли около 15 рублей. Сейчас за ту же «двушку» в пятиэтажке (которую, по идее, надо было бы снести лет десять назад, но об этом - в следующей главке) коммунальные платежи составляют почти 3 тысячи.
Тогда никаких квитков в почтовый ящик не кидали, для каждого платежа были отдельные квитанционные книжки. Когда заканчивались, к примеру, книжки для оплаты квартиры и отопления, за новыми надо было идти в домоуправление (ДЭЗ, ДЭЗУ, ЖЭК - по-разному называлось в разное время). За книжками для оплаты газа, электричества, воды/канализации, телефона надо было идти в соответствующие конторы («Горгаз», «Архэнерго», «Водоканал», АГТС - опять же, эти конторы по-разному назывались в разных городах и в разное время), которые располагались в разных частях города и работали по весьма замысловатому и неудобному графику (кто там говорил, что «в Советской стране - всё для блага человека»?).
Отстояв часик в очереди, можно было получить заветную книжку, в которой потом нужно было самостоятельно заполнять квитки, которые опять же можно было оплатить в соответствующих конторах (ЖЭК, «Горгаз», «Архэнерго», «Водоканал», АГТС и т.д.).Никакой автоматизации тогда не было (какие компьютеры, слова-то такого не знали! Учёные люди тогда использовали аббревиатуру ЭВМ и пользовались калькуляторами), часто возникали ошибки в оплате, поэтому в этих учреждениях были всегда длинные очереди: люди приходили платить, сделать перерасчёт, получить книжки и т.д. Большая часть «советских тружеников» отсиживала в конторах «“от” и “до”» и могли с лёгкостью отпроситься с работы (причины «в горгаз» или даже «в универмаге очередь за сапогами подходит» считались достаточными основаниями для начальства). Впрочем, и на производстве (мастерские или лесозавод) этот вопрос решался. :)
В конце 80-х в этих конторах вообще бардак наступил: началась свистопляска с ценами, начали расти и тарифы, которые менялись каждые несколько месяцев. Позже, в начале 90-х, была создана контора для автоматизации коммунальных платежей. Мой приятель из ИТ-сферы, имевший отношение к этой афере (ой, каламбурчик!), рассказывал, что тогда немало денежек утекло из городской казны…
Опять двадцать пять!
Итак, почему же нужно было снести старые пятиэтажки?
Немного истории. В начале 60-х годов огромное количество населения жило в деревянных бараках и коммуналках. И что бы ни говорили про Никиту Хрущёва, именно при нём состоялось великое расселение коммуналок. Огромное количество семей получили отдельное жильё. За это, конечно, пришлось заплатить свою цену.
«Партией и правительством» (как тогда говорили и писали) была поставлена задача: быстро и эффективно создать огромный современный жилой фонд. Ответ - естественно, это конвейерное производство унифицированных элементов, несколько типовых проектов, позволяющих гибко изменять параметры жилья (дома могли быть 4- или 5-этажные, на площадке могло быть две, три или четыре квартиры, а квартиры, в свою очередь, могли быть одно-, двух -, трёх- или четырёхкомнатными).
В городах быстро строились новые (опять же типовые) домостроительные комбинаты (ДСК), которые начинали выдавать перекрытия, стеновые панели, санузлы и прочие строительные элементы, потребные для возведения новых жилых кварталов.
Но, как я уже писал выше, ради скорости и массовости застройки пришлось заплатить свою цену. Использовались материалы подешевле:
· входные двери квартир были не деревянными, а из двух листов ДВП, проложенных некондиционными деревянными брусками,
· проводка была не медная (как во всём мире), а алюминиевая (предполагаю, что может, как раз в целях ещё большей экономии алюминия не был введён мировой стандарт на проводку с заземлением: фаза, ноль и земля?),
· для водопровода использовались трубы из низкокачественного железа, а для канализации - чугун и опять же железо.
Тысячи безликих кварталов «Новые Черёмушки», одинаковые что в Москве, что в Архангельске не способствовали психическому здоровью (сейчас это уже точно установлено)
Таким образом, «хрущёвки» (а чуть позже - «брежневки») строились из расчёта 25-30 лет эксплуатации. Предполагалось, что к началу 21 века жилищное строительство достигнет невиданных высот и широт, поэтому все обитатели «хрущоб» переселятся в новые большие светлые красивые (добавьте ещё прилагательных сами) многоэтажные здания с той же радостью, с какой они (или их родители) переселялись в шестидесятые из бараков и коммуналок в эти самые пятиэтажки. Не получилось.
В 80-е рухнул СССР, не выдержав экономической гонки с США, страна ухнула вниз, откуда помаленьку выкарабкивается. Но то, что сейчас называют строительным бумом - это всего лишь шум, отголосок того цунами, что снёс в 60-70-е ветхие коммуналки. Я пока не вижу государственной политики в области строительства жилья. Да, есть отдельные застройщики, желающие срубить бабла, которые строят для богатых (но делают это гораздо хуже, чем даже во времена СССР, уж поверьте мне). Но не будем отвлекаться.
В восьмидесятые начали было в Москве программу переселения из «хрущёвок» в новые дома, но оказалось почему-то дороговато. Тогда начались эксперименты с надстройкой одного и даже двух этажей на те же многострадальные пятиэтажки. В профильных строительно-проектных НИИ проводились исследования, подтвердившие, что и несущие конструкции и фундамент в большинстве случаев вынесут дополнительную нагрузку.
Но проблема была не в этом. Все коммуникации (водопровод, канализация, газ) были рассчитаны на 20-25 лет эксплуатации, замена их обходится весьма дорого. Но состояние строительной индустрии (точнее, её отсутствие) таково, что в условиях отсутствия нового жилья старое, изношенное, с дырявыми коммуникациями, щелястыми плитами и искрящей проводкой стоит таких безумных денег (ведь если спрос превышает предложение, цена повышается), что дешевле (не дёшево, а дешевле) заменить водопровод и канализацию, чем построить новое здание.
Телефон
В 1988 году (это самая старая квитанция, что нашлась у меня) ежемесячная абонентская плата за телефон составляла 2,50 (естественно, без ограничения длительности и количества разговоров). Правда, нужно сюда ещё прибавить стоимость междугородных звонков и отправку телеграмм с домашнего телефона (тогда из средств связи были только письмо или телеграмма, или же междугородный звонок с переговорного пункта, а позже - и из дома).
Звонок из телефона-автомата - 2 коп. (длительность разговора не ограничена, звонки - только в пределах города)
Междугородный звонок из телефона-автомата на переговорном пункте - 15 коп.
Позвонить по межгороду - та ещё история! Телефоны практически все были дисковые, кнопочный я первый раз уже во второй половине 80-х увидел.
Когда ещё не было автоматического соединения, надо было позвонить на телефонный узел, заказать разговор на сколько-то минут (причём надо было сбегать на телеграф оплатить этот разговор), сказать в какой город и сидеть ждать, когда освободится междугородная линия, чтобы телефонистка могла вызвать со станции указанный номер, а потом соединить вызванного абонента с вами. Как только оплаченные минуты заканчивались, телефонистка врезалась в разговор и предупреждала, что время заканчивается (у Высоцкого в песне это хорошо показано было).
Когда появилось автоматическое соединение, дозвониться не сильно проще стало. Надо было набирать кучу цифр: код вызываемого города, номер вызываемого абонента, код своего города, свой номер и набирать, набирать, набирать… Потому что междугородных линий было мало, и они всё время были загружены.
Вспоминаю ещё историю 1988-89 годов, когда началось предпринимательское шевеление и связь, и до того не справлявшаяся с нагрузкой, оказалась бутылочным горлышком игольным ушком, через которое со скрипом и писком пролезал верблюд нарождающейся коммерции. Итак, сама история.
Прихожу в одну такую контору, естественно, «купи-продай», естественно, лес/бумага. Знакомый сидит за столом, опухшим пальцем накручивает диск телефона (помните? кнопочных ещё не было) и говорит мне: «Веришь, третий час в Москву пытаюсь дозвониться! О! Наконец-то!»
Дальше следует диалог:
Знакомый: «Здравствуйте, это компания ХХХ? Звонит YYY из Архангельска, соедините, пожалуйста, с директором!»
Тупорылая хамоватая секретарша компании ХХХ: «Нет его!» и трубку - бряк!
И опять он два часа накручивал диск…
Занавес.
Продолжение следует