Сначала о жанре. Это не историческое исследование, не популяризация истории, не историческая публицистика; нет претензий открыть новое или кому-то его растолковать. Это попытка понять конкретную технологию дезинформации (как социальной технологии) при том условии, что исторический материал (фактура) корректен
(
Read more... )
Comments 45
Итак, представим, что некий советский разведчик добыл в совокупности: план “Барбаросса”, точные и полные данные о развертывании немецких войск и, наконец, точную дату. Значит ли, что он добыл “неоспоримые” данные о немецком вторжении 22 июня 1941 года? Получается, что нет.
Кстати, если бы советские разведчики стащили что-то из немецких штабов армейского звена, то там тоже даты не было. Были таблички с условными сигналами ~ на декаду с 20 июня. Какой сигнал пошлют стало известно 21 числа.
Reply
"Кстати, если бы ... "
---
Ну, да, немцы комбинировали два способа защиты: скрывали информацию и распускали дезинформацию. И ведь, что характерно, и там, и там успеха добились.
Reply
А кибернетика, уже давно доказала, что именно такие системы больше всего и подвержены обману, потому что возможно просчитать их поведение.
Видать потому она и "лженаука, продажная девка капитализма". :))
Reply
По указанным источникам четко показано, что немцы обманули всех: британцев, советских лидеров, разведку Ватикана, наконец:)
Но этот комментарий обязательно должен был придти:)
Возможно придет еще комментарий в стиле "чумазый играть не может".
Reply
Из вашей интерпретации кампании по дезинформации выходит, что дата начала наступления, назначенная на июнь, была делом решенным и югославские события не имели на неё никакого влияния. Так?
Reply
---
И из чего это следует?
У меня про Югославию одна фраза - там информация "Лицеиста" Сталину пришла, если я все правильно понимаю, тютелька в тютельку. Это говорит нам о том, что его выбрали к тому моменту в качестве канала стратегической дезинформации и для начала прогнали стратегическую же подлинную информацию.
Reply
И в апреле 1940 года на фоне многочисленных, но неконкретных сообщений о готовящейся войне и сообщений берлинской агентуры (попавшейся на дезинформацию) о готовящемся немецком ультиматуме, “Лицеист” выдвигает версию, что “пакт о нейтралитете между СССР и Японией является ловким маневром Германии, который преследует единственную цель - выиграть время для Германии”.
С 22 мая 1941 года наступает заключительный этап немецкого стратегического развертывания. До вторжения остается месяц, массовое перемещение немецких войск к советско-германской границе скрыть невозможно, посвященных в планы становится все больше и больше, утечки информации неизбежны, ручейки информации должны превратиться в реки.
В преддверие этого этапа в Москву уходит важнейшее донесение о беседе с “Лицеистом”.То есть сообщения о скором начале войны с СССР идут ещё с апреля 1940, и задача Лицеиста придать таким сообщениям нужный немцам смысл. К маю 41-го, когда настает пора приступить к заключительному этапу ( ... )
Reply
---
Эх, ну, очевиднейшая же опечатка - 1941 года, конечно.
Спасибо, что читаете внимательно:) Исправил.
Reply
СССР мог напасть первым? Или при любой дате план был бы следующим:
отражение наступления Германии, проведение мобилизации и контр-наступление.
В этом случае дата важна для приведения существующей армии в полную боевую готовность.
А это дни, а не недели и месяцы.
Reply
---
Дата важна, возможно, несколько меньше, чем данные о немецкой стратегии (плане) и развертываемых силах.
Но тоже важна.
"СССР мог напасть первым?"
---
Что значит "напасть"?
"Или при любой дате план был бы следующим:... "
---
Дата сама по себе, пожалуй, не меняла бы принципиально характер действий советской стороны; его меняли бы точные данные о немецкой стратегии.
Reply
2. Может быть на оценку ситуации и разведданных руководством влияло знание о ресурсных возможностях СССР. Сталин переоценивал их качество. А немцы очень сильно недооценили их количество и в какой-то мере качество.
Т.е. Сталин не понимал, на сколько немцы неправильно оценивают возможности СССР.
И в том числе из-за этого не воспринимал всерьез варианты блицкрига как реальные.
3. Восприятие информации Лицеиста как более полной по сравнению с планом Барбаросса, не означает, что план как военная операция - дезинформация. Вы же сами пишете: план есть, но нет политического решения.
Следовательно, военные должны были готовиться к противодействию плану Барбаросса.
4. Если развертывание немецких войск у границы, объяснялось источниками Лицеиста как способ давления на руководство СССР. То в течение последнего месяца должны были быть предъявлены какие-то требования. Тяжелые и невыгодные для СССР, но выполнимые. Были такие требования?
Reply
Reply
Reply
Reply
"просто у Гитлера не выдержали немцы".
Reply
думаю, в него можно подставлять известных немцев по вкусу)
Reply
Leave a comment