Рубанов, Свечин, Гейман и Хантер

Dec 23, 2013 13:15


Андрей Рубанов. Боги богов


В отличие от «Стыдных подвигов», с фантастическим романом Рубанова стыковка не состоялась. Не знаю, в чем дело. Может быть, не стоило читать подряд две книги одного автора, я почти никогда так не делаю. К тексту у меня серьезных претензий нет, разве что он чуть более тягуч, чем мне бы хотелось. Это слегка диссонирует с перемахиваниями через довольно приличные временные промежутки. Ну и некоторые прямые заимствования эпизодов из «Стыдных подвигов» несколько смущают.

Может быть, дело в том, что это фантастический роман. Я не гуру в этом плане, я очень много чего из фантастики не читал, но при этом, возможно, к фантастическим книгам я отношусь особенно придирчиво. И жду, что каждый (или хотя бы каждый второй) автор будет Тедом Чаном, Питером Уоттсом или около того. Вероятно, это не слишком справедливо, но вы уж, парни, извините.

Не знаю, как это правильно сформулировать, но Рубанову, по-моему, очень удалcя замысел показать злоключения героев на Золотой Планете как бы на фоне отношений живых механизмов, биомов, и людей-операторов. Во-первых, автор убедительно реализовал эту биомочеловекоидею саму по себе, во-вторых, она впечатляюще играет на контрасте со всем остальным. А может, первое - это следствие второго.

Но это скорее аналитическое восприятие. Эмоционального контакта с книгой, в отличие от операторов и их биомов, у меня не получилось. Я наблюдал все происходящее достаточно отстраненно. И поставил нейтральную оценку скорее поэтому, чем потому, что считаю книгу неудачной.

Николай Свечин. Охота на царя


Что-то принципиально новое добавить к своему отзыву на «Завещание Аввакума» мне трудно. Потому что перед нами опять криминальная повесть, опять антуражная, опять все стремительно и разухабисто. Конечно, забавляет некоторая перенасыщенность событиями: наш герой Алексей Лыков даже проводить интересную барышню не может без того, чтобы не влипнуть, не поучаствовать, не заломить какого-нибудь громилу.

Тем не менее, стилистически Свечин мне очень нравится, и я продолжаю его читать.

Николай Свечин. Между Амуром и Невой


ЭКСМО издает Свечина в серии «Интересный детектив». И, скорее всего, если вы будете читать его с детективными устремлениями, роман (да, наконец это не повесть, а кое-что покрупнее) вас разочарует. Нет, там есть ответственные за расследовательную часть персонажи, есть некая общая закрутка, раскруткой которой заняты соответствующие структуры... Но главный герой, наш любимый рубаха-парень, нижегородский олд шеттерхэнд и друг кержаков Алексей Лыков, занят главным образом тем, что непосредственно решает вопросы.

А как в меру мозговитому сотруднику спецслужб, прошедшему соответствующие боевые курсы и наделенному силушкой богатырской, сподручнее решать вопросы? Видели, как Кличко на днях хлопнул Пьянету в шести раундах? Ну вот Лыков делает все в шесть раз быстрее и сообразно эффективнее. Дал в лоб и дальше пошел.

Конечно, я слегка приукрасил, потому что 400 с гаком страниц читать исключительно про то, как крепкий мужчина мылит шеи другим крепким мужчинам, было бы довольно скучно. Поэтому шеи мылят двое крепких мужчин Вместе с тем, жевать сопли в напряженной криминогенной обстановке 80-х годов XIX века тоже не годится, поэтому герои много рубятся, часто стреляют и порой не доживают до пенсиона. И это возвращает нас к тому, с чего мы начали: перед нами в большей степени остросюжетная приключенческая книга. А главный кайф обеспечивается погружением в эпоху. Не очень интересно, когда кто-то кого-то просто так мутузит. Вот когда кто-то кого-то мутузит в антураже - это совсем другое дело.

Работу с материалом Свечин проделывает грандиозную. Люди, которые не любят подробности, должны испытывать к нему жгучую ненависть странице ну уже, пожалуй, к десятой. Потому что там просто очень много всего. И это изобилие уместных деталей создает такой натуральный интерьер, что можно простить автору мелкие повествовательные огрехи (чудесные встречи «в тот самый миг» или вяло трепыхающуюся любовную линию).

Ну, про сюжет вы в аннотации почитайте. А лучше не читайте, там всякая херня про встречу с людоедом, как будто Алексей Лыков - Элли какая-то. Переходите сразу к первой главе.

Нил Гейман. История с кладбищем


Я очень люблю полнометражные мультфильмы, особенно музыкальные. Но даже если не музыкальные - все равно люблю.

И вот это, по-моему, идеальный материал для полнометражного мультика. Гейман так здорово и трогательно рассказал историю мальчика, воспитанного кладбищем, что она буквально просится на экран.

Текст очень хороший, он убеждает меня, что я зря мало читал Геймана. Но дело это, к счастью, поправимое.

Стивен Хантер. Снайпер


Если вы смотрели «Стрелка» с Марком Уолбергом, то более-менее представляете фабулу. Фильм, кстати, в своем жанре получился очень даже приличным, хотя сценарий довольно сильно переработан по сравнению с романом.

В чем суть. Группа товарищей собралась обделать свои грязные делишки и по пути поиметь нашего героя, Боба Ли Суэгера. Снайпера морской пехоты и героя войны во Вьетнаме, однако, не так-то просто поиметь. Это знает каждый, кто смотрел «Рэмбо» и другие классические кинокартины, популярно объясняющие, как вредно вступать в конфронтацию со специально подготовленным к конфронтациям человеком. Боб, тихо и уединенно живущий в горах, выходит на тропу войны (можно даже сказать, что его туда выводят) и производит разнообразные мероприятия карательного характера. Ну а как, если люди не понимают по-английски.

Сюжет, на первый взгляд, не слишком изысканный, но это я не стал вдаваться в детали. На самом деле Хантеру удалось намотать приличных размеров клубок, который раскручивается вполне увлекательно. Что еще ценно лично для меня: много внимания уделено особенностям снайперского дела. Это я не к тому, что сильно увлечен снайперским делом. Но я люблю, когда из книг о профи понятно, что они профи, а не просто «он великолепно стрелял из винтовки на тысячу ярдов», и дальше уже пусть поработает читательское воображение. Производственная часть романа выполнена очень хорошо и пространно без перехода в утомительность.

Несколько плохих слов необходимо посвятить небрежному переводу. Плохое слово. Плохое слово. Плохое слово. Нельзя сказать, что прямо совсем караул, но регулярно что-то режет глаз, речевые особенности не адаптируются к другому языку, тут и там попадаются несуразные фразы типа «съел в завтрак». В общем, перевод на троечку.

Книжное 1 | Книжное 2 | Книжное 3 | Книжное 4 | Книжное 5 | Книжное 6 | Книжное 6 1/2. Максим Хорсун. «Рождение Юпитера» | Книжное 7 | Книжное 8 | Книжное 9 | Книжное 9 1/2. Роланд Хантфорд. Покорение Южного полюса | Книжное 10 | Книжное 11 | Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего | Elinore Pruitt Stewart. Letters of a Woman Homesteader | Паоло Бачигалупи. Заводная | Книжное 12 | Джеймс Макферсон. Боевой клич свободы. Гражданская война 1861-1865 | Книжное 13 | Книжное 14 | Книжное 15 | Книжное 16

книги

Previous post Next post
Up