Олег Курылев. «Убить фюрера».
Знакомство с книгами Олега Курылева я начал с романа «Шестая книга судьбы». Означенный роман пришлось покупать дважды: когда жена, заинтересовавшись темой Третьего рейха, решила его прочесть, выяснилось, что издание кем-то благополучно и безвозвратно зачитано. «Шестая книга судьбы» оставила по себе благоприятные впечатления, и за новое произведение я брался с оптимизмом.
«Убить фюрера» не про покушение на Адольфа Гитлера и даже не про Третий рейх, как можно было бы подумать. Книга рассказывает о гостях из будущего, которые прибыли в 1911-й год с целью устроения собственного быта среди безмятежной германской действительности. На грядущие мировые войны и кошмар нацизма им было не чтобы плевать, однако спасение Европы они своей целью не ставили. Один из героев даже предусмотрительно организовал себе сертификат с хорошими показателями «арийскости». Тем не менее, широкая русская душа и гуманистическая сущность все же торжествуют, и на выходе читатель получает, в общем, образец утопической прозы.
Должен отметить, что - это характерно, кстати, и для «Шестой книги судьбы» - фантастическая составляющая существует в тексте как бы отдельно. Курылев пишет, строго говоря, не фантастику, а исторический роман. Материала, иллюстрирующего эпоху, в романе огромное, возможно, даже избыточное количество. С другой стороны, обильная детализация позволяет автору уверенно работать на избранном поле - потому что убедительность происходящего за счет этого достигаются весьма высокая.
Выстроена и написана книга ровно, не претендуя в литературном отношении на какие-то прорывы или революции, однако и ниже определенного уровня не опускаясь. Рассказчик Курылев неплохой, куролапства себе не позволяет и не сует витиеватую образность туда, где проку от нее, скорее всего, не будет.
Вообще, для меня романы Олега Курылева носят, скажем так, пропагандистский характер. Пропагандируют они историческое знание и отлично стимулируют стремление к этому знанию приобщиться. В конечном счете книги такого плана позволяют вернуть живой интерес к исторической науке, который я за пять лет обучения по специальности, признаюсь, несколько утратил.
Конн Иггульден. «Кости холмов».
Исторический роман, повествующий о захвате Чингисханом Хорезма (1219 - 1223). Я уже в процессе узнал, что у Иггульдена про Чингисхана написан целый цикл, а это - его третья книга. Бросать было поздно, так что дочитал.
У меня сложилось впечатление, что книга, в общем, самодостаточная, и отсылки к прошлому там смотрятся органично, не в стиле «а вот если бы вы прочитали первую часть». При этом я не могу назвать какой-либо характерной черты прозы Иггульдена, чего-то такого, за что можно было зацепиться. Мне показалось, что масштабным сценам не хватает масштабности, а крупным планам - более пристальной, более сочной, что ли, детализированности. И в целом впечатление от книги осталось какое-то мутное: закончил читать - и не смог даже толком обозначить, что в романе мне приглянулось или запомнилось.
Нельзя сказать, что «Кости холмов» написано очень плохо, нет, но я вполне уверен, что перечитывать роман не буду. Да и читать другие части, скорее всего, тоже. Не убедило.
Джеймс Джойс. «Дублинцы».
Мне трудно даются отзывы на сборники короткой прозы: я не очень знаю, как о них рассказывать. К тому же «Дублинцы» как крупное явление в мировой литературе уже обласканы вниманием критиков. Так что скажу просто, что сборник мне понравился, истории написаны здорово, хотя и оставляют в основном несколько гнетущее впечатление. Ну и «Мертвые», по-моему, лучший рассказ оттуда.
Торнтон Уайлдер. «Теофил Норт».
Мне нравятся Стейнбек и Твен, и мне всегда хотелось познакомиться с американской литературой поближе. Торнтона Уайлдера я не читал вообще, а теперь, похоже, буду читать дальше. Выбор на «Теофила Норта» пал после просмотра нескольких аннотаций, и я прочел его быстро и с удовольствием.
Можно, думаю, сказать, что это такой роман в рассказах со сквозным сюжетом и героями. Действие происходит в 1926 году. Бывший преподаватель Теофил Норт рассказывает о своем переезде в город Ньюпорт (в США, как водится, хренова туча городов с таким названием) и увлекательном житье-бытье в условиях, приближенных к боевым. Городок небольшой, а все мы знаем, какой специфической атмосферой обладают небольшие города. Так что мистеру Норту приходится держать ум в постоянной готовности и изобретательно разрубать понавязанные местными гордиевы узлы.
Замечательная книга, закончив которую, я немедленно обзавелся остальными романами Уайлдера и теперь выбираю, что читать дальше: «Мартовские иды», «Мост короля Людовика Святого» или, может быть, «День восьмой».
Фрэнк Герберт. «Дюна».
«Дюна» впервые попала мне в руки, кажется, еще в школе и, хотя я был образцовым задротом, показалась довольно унылой. Сейчас впечатления были совершенно иными. Это классная социально-философская фантастика - и при этом атмосферная и очень драйвовая. Главная проблема, которая меня теперь беспокоит: как быть дальше. С одной стороны, книга, на мой взгляд, законченная. С другой - в ней заложены богатейшие ростки для крутого продолжения. Не могу решить, читать цикл дальше или оставаться в счастливом неведении.
Книжное 1 Книжное 2 Книжное 3 Книжное 4 Книжное 5