Книжное

Feb 21, 2012 12:05



Марио Пьюзо. «Крестный отец».

«Крестного отца» я прочел еще в ноябре, но позабыл записать свои впечатления, а сейчас, почти три месяца спустя, после переезда и ремонта, они уже несколько поистерлись. Однако пару слов я все-таки скажу. Роман мне понравился. Очень детализированное, практически не провисающее повествование о мафиозном клане на фоне американской послевоенной действительности, убедительные персонажи. Вообще, чрезвычайно увлекательная книга во многом за счет того, что дает картину эпохи.

Отдельно скажу об экранизации. Закончив роман, я все-таки переступил через себя и с третьей попытки посмотрел работу Копполы. Да простят меня ценители, синефилы, копполаманы и прочие, но фильм - зубодробильно скучное говно. Вот насколько можно было сделать неинтересную, нецепляющую экранизацию на материале отличной книги - насколько это удалось режиссеру и самому Пьюзо в качестве сценариста.



Дэн Симмонс. «Гиперион».

Мне, пожалуй, не удастся написать внятный отзыв о «Гиперионе», потому что закончил я чтение с одной мыслью - надо перечитать. Это мощная, очень насыщенная, с большим размахом задуманная и написанная эпопея. И с первого раза первый ее кусочек мне не покорился. То есть, я его дочитал, но, кажется, многое упустил, на многое не обратил внимания, многое не оценил и не додумал. Хочу перечитать. А потом прочесть остальные книги. А потом, наверное, выскажусь.



Чайна Мьевилль. «Вокзал потерянных снов».

Я пытался для себя сформулировать впечатление от этой книги и пришел к такому заключению: Мьевилль пишет утомительно. Скучно. Автор придумал мрачный город и населил его разнообразными - мрачными по большей части - обитателями, которые влачат свое - мрачное по большей части - существование наперекор судьбе - тоже, естественно, мрачной. Мьевилль постоянно нагнетает атмосферу, однако эффект достигается обратный: однообразные описания очередной говноречки и говноулицы, застроенной говнодомами, начинают раздражать. И в целом возникает ощущение, будто писатель выдает текст натужно, давит его наружу, утомляя и себя, и читателя.

Практически любую ситуацию Мьевиллю удается завалить совершенно неподъемным ворохом слов. Описание того, как в конце романа тянули кабель, - просто-таки наихарактернейший пример. Когда я наткнулся на первые фразы про разматывание бухт, то понял: сейчас начнется. И действительно, несколько унылейших страниц унылейшие люди наиунылейшим образом тянули этот сраный кабель. Удивительно, что автор не посвятил данному эпохальному событию пару глав. Скучнейшая многословность - главная беда «ВПС», и к концу книги я, говоря откровенно, приполз как после марафона, с языком на плече.

При этом нельзя сказать, что в романе не за что зацепиться. Есть любопытные персонажи; есть эпизоды, когда ты думаешь - «ну вот, вот сейчас, перспективно, подсекай!»; есть даже некоторая идеологическая и дискуссионная база. Но все это погрязает в скучной словесной избыточности, как Нью-Кробюзон - в мотыльковом дерьме. Автор не умеет менять ритм, не умеет переключать передачи и даже динамичные сцены играючи зашибает своим неудержимым многословием. И все это тянется, тянется, тянется…

На этом фоне интерес к сюжету, судьбе героев и их душевным терзаниям сначала пропадает, а потом уже хочется, чтобы кто-нибудь поскорее сожрал их к чертовой матери и выплюнул непережеванное в ближайшую говноречку. Потому что каков бы ни был задуманный автором конец, он воспринимается как долгожданный хэппи-энд.



Конни Уиллис. «Вихри Мраморной арки».

О существовании Конни Уиллис я не имел ни малейшего представления до того, как открыл для себя серию «Сны разума». И немного об этом жалею, поскольку получил большое удовольствие от знакомства с ее прозой.

«Вихри Мраморной арки» - авторский сборник из двух десятков повестей и рассказов. Я так понял, что Уиллис считается мастером юмористического рассказа, однако хороши и ее серьезные вещи. При этом ее фантастика в большей степени ориентирована на человеческие характеры и идеологические проблемы, а какие-то внешние финтифлюшки - типа трансглюкирующего бананавентафазера - совершенно не педалируются. Во время чтения порой и не сразу понимаешь, что это НФ. Не могу сказать, что это плюс или минус, просто вот такая стилистическая черта.

Мне очень понравилось, как Уиллис пишет. Она отличный рассказчик, ее истории очень здорово выстроены с точки зрения структуры текста и при этом не теряют живости. Не могу сказать, что все рассказы в сборнике выдержаны на одном уровне; есть вещи, которые мне не понравились и показались слабее прочих; однако, если можно так выразиться, средний уровень довольно высок.

Очень хочу теперь почитать ее крупную прозу, в частности, дилогию «Blackout»/«All Clear».

Книжное 1

Книжное 2

Книжное 3

Книжное 4

книги

Previous post Next post
Up