Стиг Ларссон. «Девушка с татуировкой дракона».
Хорошо написанная детективная история с социальными нотками. Местами довольно жесткая, местами, пожалуй, излишне неторопливая, но при этом читается, что называется, на одном дыхании.
Мне трудно оценить книгу с точки зрения классического детектива ввиду достаточно скромного опыта, а Наташу я пока не убедил в необходимости прочитать Ларссона. Однако два других романа про Микаэля Блумквиста и Лисбет Саландер тоже встали в очередь на прочтение - вот такая будет моя характеристика.
Впрочем, я недолго радовался появлению в моей копилке нового интересного автора. К сожалению, Стиг Ларссон уже ушел из жизни, поэтому три книги - все, что удастся у него почитать.
Роберт Силверберг. «Вниз, в землю».
Это моя первая встреча с Силвербергом - и пока у нас не сложилось. «Вниз, в землю» - такая философская фантастика о проблемах бытия, никто не бегает с бластером и световым мечом, в основном герои занимаются созерцанием, размышлениями и самокопанием.
Я ничего не имею против философской фантастики, даже вовсе и напротив, однако роман Силверберга на меня никакого впечатления не произвел. В том числе потому, что я не вполне понял, почему это, собственно говоря, роман. На мой взгляд, предложенная автором концепция (тоже, кстати, не сказать чтобы чудовищно увлекательная) вполне укладывалась бы в рамки рассказа. Фактуры для крупной формы там просто нет, поэтому книга напоминает размазывание довольно скромного кусочка масла по половинке батона. А стилистически все вполне рутинно, по-моему. Так что и на этом фронте Силверберг меня не зацепил.
Книга не понравилась, и рекомендовать ее я, пожалуй, не стал бы. При этом я не могу сказать, что она плохая, возможно, мы просто встретились не в том месте и не в то время.
Патрик Ротфусс. «Имя ветра».
Если причины ажиотажа вокруг Джо Аберкромби остались мне неясны, то благоприятное отношение читателей к «Имени ветра» я понимаю и разделяю. Как и «Кровь и железо», «Имя ветра» - дебютный роман. Как и Аберкромби, Ротфусс открытий в жанре фэнтези не совершил. Ну это, в общем, и нетривиальная довольно задача, поди там выдай что-то настолько свежее и революционное, чтобы все благоговейно замерли.
Однако Ротфусса отличает от Аберкромби, мне кажется, более уверенное владение словом и, что еще важнее, текстом. С одной стороны, единственного героя вести по тексту вроде бы легче, чем связку разномастных персонажей, как у Аберкромби, а с другой - поди сделай так, чтобы этот одиночка страниц через сто был все так же интересен читателю. По-моему, Ротфуссу это в полной мере удалось. В тексте нет провалов, повествование насыщенное и плавное, увлекательное, остроумное и, я бы сказал, очень поэтичное. Наверное, именно здесь и заключается главное достоинство Ротфусса: его приятно и хочется читать.
На знаю, что у него получится во втором томе, но из первого определенно вышла отличная книга.
Нил Стивенсон. «Лавина».
Из отзывов я вынес мысль о том, что Сергей Лукьяненко вдохновлялся «Лавиной», когда писал «Лабиринт отражений». «Лабиринт» я читал довольно давно, однако у меня не сложилось впечатления, что это близкие по духу книги. Хотя, безусловно, откуда что растет, видно хорошо.
Вообще, надо сказать, что «Лавина» - непростая книга. Я начинал ее читать с чувством недоумения, которое хорошо отражает коммент моего коллеги Миши Калашникова к фото Киндла, куда попала первая страница: «на экране, конечно, какой-то совершенно жуткий текст». И первое время именно такое ощущение крепко сидит в голове. Признаюсь, был момент, когда я собирался отложить «Лавину». Но не отложил.
И несколько внезапно роман не то чтобы изменился, а как бы приобрел фундамент и из «какой-то футуристичной витруально-реальностной хрени с ощутимым налетом дури» стал превращаться в серьезную книгу. Собственно говоря, автор добрался до изложения принципов своей идеи, раскрутил ее - и стало интересно. Теперь уже книга отталкивалась от этой идеи и, совершенно изменив мое к себе отношение, вполне бодро вырулила на финал. Детали я раскрывать не буду, скажу лишь, что получилось, на мой взгляд, вполне увлекательно.
В целом, Стивенсон пишет не без риска потерять читателя на пути к финишу, однако нельзя отказать ему в определенном, возможно, неочевидном на первый взгляд очаровании и способности сочно преподнести интересную задумку. "Лавину" можно назвать какой угодно книгой, но совершенно точно она не является книгой пустой и глупой.
Терри Пратчетт. «Carpe Jugulum. Хватай за горло!».
Из пратчеттовской серии про ведьм я читал один роман, он мне не понравился, так что к «Carpe Jugulum» я обратился главным образом из-за вампирской тематики. И вот теперь не знаю, что про него написать. Нельзя сказать, что книга смешная, нельзя сказать, что она грустная, нельзя сказать, что она, простите, разрывает шаблоны. Она забавная и неглупая. В ней есть милые сценки и милые персонажи. Но вот стоило ли ради этого ее читать - я с уверенностью сказать не могу.
Книжное 1 Книжное 2