Ирина, как всегда у Вас: всё информационно значимо и с суперскими фотографиями. Крайне удивлена информацией профильного колледжа о "плетении гобеленов". Налицо падение профессионализма, обидно, однако...Хорошие фото жаккарда не нужны?
Совершенно согласен с тем, что "плетение" является наиболее общим понятием соединения нитей путем трения (другой вид - склеивание), а "ткачество" - его разновидностью наряду с "вязанием", "вышиванием", "тафтингом". Узелковые ковры и сумахи, наверное, стоит отнести к комбинированной форме ткачества и вязания. Дальше ткачество можно делить на ручное и машинное и по другим признакам. Таким образом, любой текстильный объект является "плетеным" (как более общее понятие), но также и тканым, вязаным, вышитым в зависимости от принадлежности к своей группе. Особенно актуально применение более общего термина в современном гобелене, где наряду с классическим ткачеством активно используется вышивка, вязание и другие даже не плетеные техники (войлок, бумага, металл, стекло, керамика и пр.)Уже про гобелены Мигаля так и хочется сказать, что они сплетены... Классический же гобелен, безусловно, ткется. Любое другое наименование процесса режет ухо.
Пользоваться "более общими" понятиями имеет смысл в соответствующем контексте, а не для того, чтобы невозможно было понять о чем конкретно идет речь. Верно? Или будем называть себя приматами? Разве трение - главный признак плетения? Корректнее говорить о ткачестве не как о разновидности плетения, а как о более высоком технологическом уровне использования материалов методом переплетения. В то время как лозоплетение, вязание, макраме, бисероплетение, кружевоплетение являются именно видами плетения. Вышивка - вид шитья. А где в сумахе - вязание? Там просто обвивка нити основы утком (как и у Мигаля). Да и ворсовые узлы, строго говоря, не являются узлами, а лишь обвивками нитей основы. В "тафтинге" нет ни ткачества, ни плетения, ни вязания узлов (если имеется в виду вставка ворсинок в уже готовую ткань). Для современных произведений, где используются различные технологии, определение "плетение" никак не может служить "более общим". Только в конкретных случаях.
Некоторых людей очень даже хочется назвать приматами. А если серьезно, отряд приматов остался и никуда не делся: не все же приматы сделались людьми, а остались шимпанзе и гориллами. (которые, глядишь, еще нас переживут
( ... )
Если бы в лозоплетении были основа и уток - они бы так и назывались. Но эти термины принадлежат другой технологии. Ткачество абажура от плетения корзины отличается тем, что есть разница между основой и утком + другой материал. Переплетение - это не обвивка. Там происходит немного другое движение. Хотя и в плетении используется прием обвивки. Традиционные сумахи не дополняют вышивкой. Частные случаи нет смысла рассматривать при разговоре о терминологии. Отличить ткачество от вышивки несложно, если взять в руки и рассмотреть. Зачем плодить новые термины, если они давно есть. В конце 80-х годов появился подходящий термин - ассамбляж (от фр. «assemblage» - соединение) - смешивание различных техник, видов и материалов. Потом он как-то забылся.
Извините, нельзя ли обратиться к вам за советом? Не знаете ли вы, как называется тот кусок ткани (полотнище, холст), который за один раз, пока хватает длины основы, ткут на ткацком станке? Мне кажется, это какое-то специальное слово или это действительно просто "холст"?
Горизонтальный станок с подножками удобен тем, что основа у него многометровая, то есть хватает ее на долгое время. Но в него можно заправить и короткую основу. Мне кажется, что Вы спрашиваете о ритуальном «обыденном» полотне, которое надо было соткать за один день или ночь, что символизировало "пересоздание" мира во время стихийных бедствий.
Спасибо за отклик! Мне даже не принципиальна длина, просто мне лезет в голову исключительно слово "отрез", а нужно слово для куска ткани, который ткался целиком, был снят со станка и пока не резался. В общем, у меня в романе персонаж так думает о своем творчестве. А он человек доиндустриальный, он знает, как это называется, - в отличие от меня :).
Comments 24
Reply
Reply
Если есть что-то интересное по теме ручного ткачества - можно давать прямо в комментариях.
Reply
Дальше ткачество можно делить на ручное и машинное и по другим признакам.
Таким образом, любой текстильный объект является "плетеным" (как более общее понятие), но также и тканым, вязаным, вышитым в зависимости от принадлежности к своей группе. Особенно актуально применение более общего термина в современном гобелене, где наряду с классическим ткачеством активно используется вышивка, вязание и другие даже не плетеные техники (войлок, бумага, металл, стекло, керамика и пр.)Уже про гобелены Мигаля так и хочется сказать, что они сплетены...
Классический же гобелен, безусловно, ткется. Любое другое наименование процесса режет ухо.
Reply
Или будем называть себя приматами?
Разве трение - главный признак плетения?
Корректнее говорить о ткачестве не как о разновидности плетения, а как о более высоком технологическом уровне использования материалов методом переплетения.
В то время как лозоплетение, вязание, макраме, бисероплетение, кружевоплетение являются именно видами плетения.
Вышивка - вид шитья.
А где в сумахе - вязание? Там просто обвивка нити основы утком (как и у Мигаля).
Да и ворсовые узлы, строго говоря, не являются узлами, а лишь обвивками нитей основы.
В "тафтинге" нет ни ткачества, ни плетения, ни вязания узлов (если имеется в виду вставка ворсинок в уже готовую ткань).
Для современных произведений, где используются различные технологии, определение "плетение" никак не может служить "более общим".
Только в конкретных случаях.
Reply
Reply
Ткачество абажура от плетения корзины отличается тем, что есть разница между основой и утком + другой материал.
Переплетение - это не обвивка. Там происходит немного другое движение. Хотя и в плетении используется прием обвивки.
Традиционные сумахи не дополняют вышивкой. Частные случаи нет смысла рассматривать при разговоре о терминологии.
Отличить ткачество от вышивки несложно, если взять в руки и рассмотреть.
Зачем плодить новые термины, если они давно есть.
В конце 80-х годов появился подходящий термин - ассамбляж (от фр. «assemblage» - соединение) - смешивание различных техник, видов и материалов.
Потом он как-то забылся.
Reply
Reply
Reply
Мне даже не принципиальна длина, просто мне лезет в голову исключительно слово "отрез", а нужно слово для куска ткани, который ткался целиком, был снят со станка и пока не резался.
В общем, у меня в романе персонаж так думает о своем творчестве. А он человек доиндустриальный, он знает, как это называется, - в отличие от меня :).
Reply
Reply
Leave a comment