Ликбез. 5. Термины в жизни, или Жизнь терминов (ткачество)

Jan 20, 2013 12:24


Наше время оказалось тяжелым испытанием для русского языка и терминов в разных областях знаний ( Read more... )

ткачество, ткацкий станок, ремизный станок, ликбез

Leave a comment

andrey3377 October 24 2013, 11:23:50 UTC
Некоторых людей очень даже хочется назвать приматами. А если серьезно, отряд приматов остался и никуда не делся: не все же приматы сделались людьми, а остались шимпанзе и гориллами. (которые, глядишь, еще нас переживут).
Трение не признак плетения, а физическое явление, на основе которого нити удерживаются в определенном порядке, составляя плетение. В противоположность другим способам скрепления - плавка, склеивание и пр.
Ты права, исторически ткачество появилось после плетения, но и плетение в других формах никуда не делось и продолжает развиваться. Не одно переходит в другое, но одно разветвляется на несколько ветвей (принцип дерева, у которого растут все ветки).
Лозоплетение в виде корзинок ближе к ткачеству: есть "основа" и "уток" (Чем принципиально ткачество гобеленового абажура отличается от корзинки?)
"А где в сумахе - вязание? Там просто обвивка нити основы утком (как и у Мигаля)." А что такое плетение, как не обвивка одних нитей другими? Кстати, сумах часто дорабатывается той же вышивкой (я так делаю) и никто не сможет отличить в конечном итоге, какой фрагмент сумаха был соткан, а какой вышит.
"Для современных произведений, где используются различные технологии, определение "плетение" никак не может служить "более общим".Только в конкретных случаях." Попробуй предложить свое более общее определение. Сейчас это актуально, как никогда

Reply

irinadvorkina October 24 2013, 12:30:44 UTC
Если бы в лозоплетении были основа и уток - они бы так и назывались. Но эти термины принадлежат другой технологии.
Ткачество абажура от плетения корзины отличается тем, что есть разница между основой и утком + другой материал.
Переплетение - это не обвивка. Там происходит немного другое движение. Хотя и в плетении используется прием обвивки.
Традиционные сумахи не дополняют вышивкой. Частные случаи нет смысла рассматривать при разговоре о терминологии.
Отличить ткачество от вышивки несложно, если взять в руки и рассмотреть.
Зачем плодить новые термины, если они давно есть.
В конце 80-х годов появился подходящий термин - ассамбляж (от фр. «assemblage» - соединение) - смешивание различных техник, видов и материалов.
Потом он как-то забылся.

Reply

andrey3377 October 25 2013, 13:57:31 UTC
Лозоплетение, действительно, бывает многих видов. Один из видов использует разделение на каркас и оплетку, очень напоминающие основу и уток. Здесь дело не в терминах, а в технологии. На корзинках как раз и видно, как ткацкие приемы вырастают из плетения и вязания, а потом сосуществуют вместе. Ты сама пишешь знаменательную фразу: "Переплетение - это не обвивка. Там происходит немного другое движение. Хотя и в плетении используется прием обвивки." Мне кажется, дело науки систематизировать приемы и искать их генезис, а не выдумывать термины, а потом их фетишизировать. Практик пользуется тем приемом, который ему удобен, к которому он привык, который подходит к данному случаю.

Reply

irinadvorkina October 25 2013, 16:38:08 UTC
Но если люди не договорятся о терминах, они не будут понимать друг друга при общении.

Reply

andrey3377 October 25 2013, 19:02:58 UTC
Это все верно. В данном случае мы смешиваем две вещи: текстильные структуры и способы их создания. Одна и та же структура может достигаться разными способами. Если мы это поймем, то не придется настаивать на том, что, например, "традиционные сумахи не дополняют вышивкой" и тут же оговаривать, что могут быть какие-то частные случаи. Или "Переплетение - это не обвивка. Там происходит немного другое движение. Хотя и в плетении используется прием обвивки." Надо отделять структуру от "движения" которым она создана. История и систематизация "движений" это одно; декоративный или структурный эффект - это другое. Мне кажется такое разделение внесет полную ясность и в понимании сути, и в терминологии.

Reply

irinadvorkina October 26 2013, 10:12:47 UTC
Если ты согласен, что гобелены и ковры ткут, а не плетут, то не поняла, какие у тебя ещё конкретные предложения по использованию терминов "плетение" и "ткачество"?
Готовая структура - это результат движения. Ну и что?
Если как пример одинаковой структуры ты приводишь сумаховые обвивки и вышивку, то это разные структуры и разная техника.

Reply

andrey3377 October 26 2013, 13:46:30 UTC
Гобелены (классические), конечно, ткут. Но ткачество - один из видов переплетения. Также как люди, став людьми, не перестали быть приматами или, например, млекопитающими. Кажется, простая ситуация, о чем тут еще спорить?
Одна и та же структура может быть создана разными движениями. Почему ты не хочешь разделить эти вещи? Один и тот же текст может быть написан от руки, на машинке или компе. Текст - это текст, способ его написания относится к другому вопросу.
Насчет сумаха также нет смысла спорить: достаточно поинтересоваться у реставраторов, как они восстанавливают сумахи. Просто берут иголку и вышивают (а гобелены заштопывают).

Reply

irinadvorkina October 26 2013, 15:04:20 UTC
А современные гобелены, сделанные в традиционной технике - не ткут разве?
"Один из видов плетения" и более высокий технологический уровень - это разные понятия. Виды плетения я приводила выше.
Какая разница каким способом что восстанавливают?! Даже иногда заплатки ставят. Мы же говорим о технике создания, а не приемах имитации.
Да, структура и прием создания - разные вещи. И что?
Восстанавливая сумах вышивкой, реставратор создает не структуру, а обман зрения.
О чем спорим, не знаю. Если ты хочешь предложить заменить какие-то термины другими, то говори конкретно, что именно и как ты хочешь называть.

Reply

andrey3377 October 26 2013, 15:57:15 UTC
Не заменить термины, а выстроить их иерархию.
"А современные гобелены, сделанные в традиционной технике - не ткут разве?" Ткут, конечно. Но ткачество один из видов переплетения. Выше или ниже - вопрос спорный. Другие виды переплетений не стояли на месте и развиваются до сих пор. Виды разошлись в какой-то точке и эволюционируют каждый сам по себе, а иногда и пересекаясь в "ассамбляже". Ты все развитие хочешь выстроить в одну линию, когда следующее звено отменяет предыдущее. Это не так. Развитие происходит по принципу дерева: нижние ветки продолжают расти и иногда даже обгоняют ствол. Иначе получается странность: из твоих слов логично вытекает, что изобретя ткачество, перейдя на "более высокий технологический уровень", человек должен полностью отказаться от плетения.
"Да, структура и прием создания - разные вещи. И что?" А то, что их не нужно смешивать. Должны быть две параллельные классификации.
"Восстанавливая сумах вышивкой, реставратор создает не структуру, а обман зрения." Нет, он как раз воссоздает структуру, но обманным приемом, обманным движением. Ты же уже поняла, что "структура и прием создания - разные вещи", но в выводах продолжаешь их смешивать. Отсюда путаница.
И вообще, в философии буддизма - весь мир иллюзия, то есть обман зрения.

Reply

irinadvorkina October 27 2013, 05:53:51 UTC
Подведем итоги?:
Остаюсь при своем (и из моих слов вытекает только то, что я пишу, а не то, что кому-то может в них привидеться!):
1) ткачество выросло из плетения, но это не значит, что эти понятия взаимозаменяемы.
Наверное, неслучайно, ты с "плетения" перешел на "переплетение".
Ткачество и плетение превратились в два технологически разных ремесла, которые (да) прекрасно живут до сих пор по отдельности.
Если не убедила, заглянем в любую энциклопедию:
"Тка́чество - изготовление ткани на ткацком станке" (Энциклопедия техники).
2) Разве кто-то говорил, что структура и прием - это одно и то же?
Структура, ведь, не внешний вид, а конструкция.
Поскольку других примеров не последовало, вернемся к реставратору сумаха. Если на месте дырки он воссоздаст тканую структуру, то в этом случае произойдет создание структуры тем же движением (приемом), что и при ткачестве (т. е. он восстановит нити основы и обовьет их утком). Если он сделает это вышивкой (подложив заплатку), то возникнет другой прием и другая структура (которая внешне будет казаться тканой).

Reply

andrey3377 October 27 2013, 12:41:10 UTC
"1) ткачество выросло из плетения, но это не значит, что эти понятия взаимозаменяемы."
Никто не настаивает, что родовое понятие заменяет видовое, как фамилия не может заменить имени.

2)"вернемся к реставратору сумаха. Если на месте дырки он воссоздаст тканую структуру, то в этом случае произойдет создание структуры тем же движением (приемом), что и при ткачестве (т. е. он восстановит нити основы и обовьет их утком)"
Ты противоречишь себе! Реставратор воссоздает тканую структуру без станка и зева. Исходя из приведенного энциклопедического определения это уже не может считаться тканью (станок-то ведь не используется). Структура восстанавливается, но другим движением.

3) Сумах и узелковый ковер не может считаться классическим ткачеством, это, скорее, "ассамбляж". А, например, "тибетский узел" не является по-сути узлом, а ближе к сумаху. То есть разновидностей очень много, одна структура переходит в другую.

Reply

irinadvorkina October 27 2013, 13:20:07 UTC
2) Не вижу противоречия. Почему "другим движением"? Движение то же (если это не вышивка), просто без станка. Но способы латания дырок - это не техника создания ткани.
3) А если мы начнем разбираться, что считать классическим ткачеством, а что нет, то до конца года точно не разберемся :-)

Reply

andrey3377 October 27 2013, 18:34:31 UTC
Действительно, в репсовом переплетении трудно не запутаться.

Reply

irinadvorkina October 27 2013, 18:54:29 UTC
А что за проблемы с репсом?
Сюда заглядывали?: http://irinadvorkina.livejournal.com/11554.html

Reply


Leave a comment

Up